Выбор не нужен. Демонополизация рынка дальней связи оказалась бесполезной

Несмотря на демонополизацию рынка дальней связи в 2006 году, альтернативные операторы играют в массовом сегменте незначительную роль. По мнению экспертов, массовый рынок имеет слабые перспективы развития — большинству операторов больше интересен корпоративный сегмент, развиваться же в нынешних условиях на массовом рынке практически невозможно. При этом сами альтернативные операторы настаивают на том, что права их абонентов нарушают в пользу «дочек» «Связьинвеста».

В распоряжении РБК daily оказалось письмо Роспотребнадзора, направленное в ответ на жалобу абонента «Северо-Западного телекома» (СЗТ). Заявитель сетовал на то, СЗТ нарушает его права, отказывая в переключении на сеть дальней связи «Комстара» по причине отсутствия «договорных отношений с данной компанией». То есть СЗТ по вынесенному Роспотребнадзором решению неправомерно определил оператором дальней связи «Ростелеком», в то время как абонент был вправе самостоятельно выбрать провайдера этих услуг.

Фактически рынок дальней связи был демонополизирован 1 января 2006 года. С тех пор лицензии на оказание услуг дальней связи получили более десяти компаний, однако лидером рынка остается традиционный «Ростелеком», теряющий свои позиции только за счет перехода трафика в сети сотовых операторов. Как говорит источник в одном из альтернативных операторов, зачастую клиенты-физлица не могут переключаться на сети других операторов из-за явных нарушений, подобных нарушениям СЗТ.

В СЗТ ситуацию не прокомментировали. В «Комстаре» отметили лишь, что «для полной демонополизации рынка дальней связи абоненты должны иметь равные условия доступа ко всем операторам». Независимый эксперт по юридическим вопросам в сфере телекоммуникаций Антон Богатов считает, что в случае с жалобой Роспотребнадзору нарушение усматривается за обеими компаниями: «Роскомнадзору следовало бы выявить, в каком качестве у СЗТ нет договора с «Комстаром». «Комстар» нарушил в этом случае правила присоединения, а СЗТ — правила оказания услуг связи».

В целом массовый сегмент не является для альтернативных операторов существенным, считают эксперты, а абоненты-физлица вряд ли составят существенную долю рынка для них. «Операторы получили лицензии, но обслуживать они собирались в первую очередь корпоративных клиентов», — говорит аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. По его мнению, большинство альтернативных операторов «на массовый рынок не рвутся», и в ближайшие годы ситуация вряд ли сильно изменится.

«Массовый сегмент не так интересен операторам, поэтому перспективы развития конкуренции на нем довольно слабые», — согласен с ним аналитик «Уралсиба» Константин Белов. По мнению г-на Богатова, развиваться массовый рынок дальней связи будет только в том случае, если регулятор отменит систему предварительного выбора оператора. «Перспектив развития рынка дальней связи нет никаких до тех пор, пока не будет отменен pre select: операторов дальней связи больше десяти и не каждый из них в принципе может выполнить правила оказания услуг связи, то есть регулятор, выдавая им лицензии, заведомо ставит их в неравное положение», — говорит г-н Богатов.

ЕЛЕНА ЗЛЕНКО

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: дальняя связь