«Связной» отчитался за 2010 год

За прошедший год сеть мобильного ретейла «Связной» смогла преодолеть последствия кризисного 2008 года как по количеству проданных телефонов, так и по финансовым показателям. В итоге выручка компании за 2010 год выросла на 21% и составила 55,42 млрд рублей, а чистая прибыль выросла до 2 млрд рублей по сравнению с 0,2 млрд рублей годом ранее. Интересно, что «Связной», несмотря на успешный рост в сегменте телефонов, продолжает диверсифицировать свои продажи за счет увеличения доли не GSM-продукции (нетбуки, фото, аудио), а также продаж финансовых услуг. В результате, по прогнозам компании, в 2011 году валовая маржа от продажи всех услуг не GSM-сектора должна вырасти до 74 %.

Валовая прибыль «Связного» в 2010 году выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34 % и составила 19,92 млрд рублей. Чистый долг группы компаний на конец 2010 года составил 6,05 млрд рублей, – таким образом, коэффициент чистого долга к показателю EBITDA за 2010 год равен 1,45. При этом долговая нагрузка группы значительно снизилась по сравнению с 2009 годом, когда этот коэффициент достигал 2,58. В то же время показатель EBITDA составил 4,2 млрд рублей, что на 233 % выше результата за аналогичный период прошлого года – 1,8 млрд рублей (уровень рентабельности по EBITDA составил 7,5 % по сравнению с 4,0 % за 2009 год). Общий розничный оборот ГК «Связной» за прошлый год достиг 145,8 млрд рублей, что на 63 % выше аналогичного показателя 2009 года – 89,5  млрд рублей.

Что касается основных операционных показателей 2010 года, то доля «Связного» на рынке мобильных телефонов выросла до 23,2 %, что в штучном выражении составляет 8,2 млн аппаратов (без учета продаж в Республике Беларусь и б/y). Кроме того, в прошлом году также было продано более 1 млн модемов (16 % рынка) и 8,3 млн SIM-карт (8 % рынка). География присутствия сети «Связной» выросла  на 24 % и составила 667 городов, таким образом, общее количество салонов мобильного ретейлера достигло 2282, из которых 300 салонов относятся к флагманским галереям цифровых технологий «Связной 3». И, по словам топ-менеджеров мобильного ретейлера, общее количество салонов в 2011 году планируется увеличить до 2700 торговых точек, доведя их в 2012 году до уровня 3200 единиц.

Параллельно с открытием новых салонов в 2010 году шел процесс ребрендинга существующих торговых точек. Если раньше салоны «Связного» чаще всего представляли собой отдельно стоящие павильоны двухцветной раскраски (синий, оранжевый), которые размещались в оживленных городских местах, то в 2010 году компания постаралась внести несколько ключевых изменений. Прежде всего, широко стала практиковаться открытая выкладка товаров, а также электронные каталоги. Сегодня примерно 400 салонов ГК «Связной» оснащены специальными устройствами с онлайн-каталогом всех товаров, которые можно купить в сети ретейлера. Причем пользователь при отсутствии конкретного товара в салоне может его заказать, после чего он будет доставлен в любой город присутствия в течение 3-5 дней. Кроме того, это разделение потоков внутри каждой торговой точки на продажу продуктов и оказание услуг, в том числе финансовых (денежные переводы, привлечение депозитов, выдача банковских карт и т. д.). 
Основные финансовые итоги 2010 г. «Связного»

 

Комментируя результаты отчетности, генеральный директор ГК «Связной» Денис Людковский сказал: «2010 год стал одним из самых успешных. Не только с точки зрения текущего состояний дел, но также и с точки зрения нашей долгосрочной стратегии.  Мы смогли остаться верными принципам, которые определили для себя много лет назад: независимость, диверсификация предлагаемых товаров и услуг и неизменно высокий уровень обслуживания».

 

В 2010 году было продано 8,2 млн штук мобильных телефонов на общую сумму 34,6 млрд рублей (23 % рынка), а также более 1 млн USB-модемов (16 % рынка) и 8,3 млн SIM-карт (8 % рынка). При этом продажа операторских модемов является наиболее перспективным направлением – это связано с тем, что среднее ARPU цифрового контракта примерно в три раза выше голосового. Кроме того, «Связному» удалось договориться с сотовыми операторами «большой тройки» о новых условиях участия «Связного» в абонентском ARPU реализованных контрактов, – теперь период наблюдения увеличен от 6 месяцев до года, а где-то и до «жизни» контракта. Продажи товаров других категорий и услуг также расширились: за прошлый год в сети салонов «Связного» было продано 112 тыс. нетбуков (10 % рынка), 565 тыс. фотоаппаратов (14 %) и 375 тыс. аудиоустройств (19 %). При этом общая инкассированная выручка, включая НДС, всех торговых точек в прошлом году составила 145,8 млрд рублей (63 % роста), а сектор финансовых услуг развивался наиболее динамично (рост на 276 %). Что касается конкретных цифр по развитию других направлений продаж, то за прошлый год через сеть «Связного» прошло 268 млн транзакций и около 14 млн лояльных клиентов (карты «Связной-клуб»). До 2010 г. категории «Финансовых услуг» практически не существовало, тем не менее за прошлый год общая сумма денежных переводов в салонах сети составила более 27 млрд рублей (85 % пришлось за пределы России) и еще 16 млрд рублей пришлось на пополнение кредитов. Кроме того, «Связным» было выдано 900 тыс. кредитов (уровень одобрения 75 %),  а также оформлено 320 тыс. НПФ. 

 

 

Динамика и общая структура продаж в сети «Связной» за 2010 г.

 

 

Что касается продаж телефонов, то, по оценкам «Связного», этот рынок наконец-то практически восстановился, преодолев кризис 2008 года. Так, в 2010 году в России было продано около 35,4 млн телефонов (36,5 млн в 2008 г.), а в 2011 году, по предварительным прогнозам «Связного», их будет продано уже 39 млн. Хотя в денежном эквиваленте рынку еще предстоит расти несколько лет до уровня 2008 года – если в кризисные годы было продано телефонов на сумму 199 млрд рублей, то прогнозы на 2011 год составляют лишь 176 млрд рублей при средней стоимости телефона в 4500 рублей. Однако наиболее заметным трендом здесь становится рост доли продаж смартфонов (в среднем по России за 2010 г. она составила 12 % по количеству и 29 % по доходам).

Если сопоставить показатели «Связного» с общероссийскими цифрами, то получатся следующие результаты. «Связной» продал в 2010 году 8,2 млн телефонов (без учета 70 салонов Белоруссии), что соответствует рыночной доле в 23,2 %. Интересно, что около 15 % проданных устройств в 2010 году были смартфонами (доля их в денежном выражении более существенная – 36 %), что позволяет «Связному» занимать 29 % рынка по общероссийским продажам смартфонов. Тем не менее «зависимость» от продаж телефонов постепенно снижается: с точки зрения валовой маржи, доля GSM-продуктов снизится с 46 % в 2008 году до 26 % в 2011 г., – соответственно, в этом году доля не GSM-продуктов вырастет до 74 % (в штучном выражении будет паритет 50/50 %).  

 

 

«Связной» на российском рынке сотовых телефонов

 

 

При сравнении показателей «Связного» с данными «Евросети», прежде всего, обращает на себя внимание следующее. Несмотря на объективно более высокие показатели «Евросети» по продажам телефонов (30 % против 23 % у «Связного») и числу салонов (3995 против 2282), общий оборот «Связного» выше. Главным образом за счет того, что у него практически в два раза более высокая выручка в расчете на торговую точку (26,9 млн рублей у «Связного» против 16,3 % у «Евросети»), как и более высокий общий оборот на каждый салон в год (69,7 млн рублей в год у торговой точки «Связного» против 32,5 млн у «Евросети»). Это достигается как за счет большей эффективности (при практически вдвое меньшем числе салонов товарооборот «Связного» в штучном выражении составляет около 80 % от показателей «Евросети»), более высокой доли смартфонов, значительной доли продаж других не GSM-товаров (нетбуки, аудиоустройства, фото), а также значительным ростом категории финансовых услуг. 

 

 

«Связной» VS «Евросеть»

 

 

По словам Дениса Людковского, основной задачей компании является не соперничество с «Евросетью», но лидерство на рынке по продажам смартфонов, а также достижение уровня 28-30 % по основным категориям товаров и увеличение рентабельности. Средняя цена смартфонов в 2010 году в сети «Связной» была на уровне $250, снизившись примерно на 30 % по сравнению с 2009 годом, в основном за счет выпуска ведущими вендорами более доступных моделей. Их стоимость в 2011 году будет продолжать снижаться (примерно на 30 %), при этом доля смартфонов в структуре продаж «Связного» будет только возрастать. Интересно, что спецификой российского рынка смартфонов является очень высокая доля устройств на ОС Symbian (75 %). Но, по прогнозам «Связного», доля Nokia будет постепенно снижаться до уровня 35 % за счет роста доли смартфонов на ОС Android. При этом доля продаж устройств с поддержкой 3G в сети салонов «Связного» составляет около 25 %. Если говорить о вендорской структуре продаж «Связного», то в ней также отмечается несколько более высокая доля устройств Nokia и SonyEricsson (несмотря на то, что доля в два раза выше среднерыночной, она все равно остается довольно низкой – на уровне 5 %), а также несколько меньшая доля телефонов Samsung и LG (5-6 %) и минимальная доля продукции Apple (1 %).

 

   

Топ-менеджмент компании «Связной»
Что касается продаваемых модемов «большой тройки», то по регионам за счет лучшего покрытия и более высоких скоростей долгое время «МегаФон» заметно опережал конкурентов. Но за год «большая тройка» прошла относительно ровно, и число продаваемых модемов в тот или иной месяц зависело главным образом от маркетинговых инициатив того или иного оператора. Собственные брендированные модемы «Связного» продавать становится все сложнее, особенно в свете субсидирования модемов «большой тройкой» и участия «Связного» в их абонентском ARPU. В итоге сегодня большинство продаваемых модемов являются операторскими, а доля собственных брендированных модемов «Связного» сейчас составляет около 10 %. Говоря о рынке денежных переводов, Денис Людковский рассказал, что наибольший акцент в «Связном» сделают на перевод денежных средств с карты на карту «Связной-банк». Говорить о каких-то показателях еще рано, потому что основную долю в России занимает «Почта России» и «Сбербанк», в то время как доля «Связного» пока не превышает 1 %. Тем не менее рынок денежных переводов является очень перспективным, и компания активизирует свои усилия по проникновению на него. 

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Связной магазин сотовой связи, Связной салон мобильной связи, салоны сотовой связи, сотовые телефоны, Связной