"Евросеть" захлопнула книгу. IPO сотового ритейлера может не состояться

IPO крупнейшего российского сотового ритейлера "Евросеть" может быть перенесено или не состояться вовсе. Накануне объявления цены размещения, перед которым его организаторы оценивали компанию в $2,7-$3,3 млрд, книга заявок не заполнена даже на 10%.

У Euroset Holding возникли проблемы с заполнением книги заявок на глобальные депозитарные расписки (GDR) для успешного размещения на Лондонской фондовой бирже (LSE), рассказали "Ъ" несколько источников в инвестбанках. Прайсинг был назначен на 14 апреля, но книга фактически не заполнена. По их словам, компания может рассмотреть варианты переноса IPO или, что совсем маловероятно, снижения ценового диапазона. Источник, близкий к сделке, уточнил, что книга заявок заполнена не более чем на 8%: "Есть предположение, что это некая игра со стороны банков, а не вопрос цены или политики компании, так как если посмотреть на все IPO, включая мировые, то таких случаев еще не было".

Собеседники "Ъ", близкие к акционерам компании, утверждают, что собственники не хотят "дешево" выходить из актива. Окончательное решение планировалось принять вчера поздно вечером, уточняет источник "Ъ", близкий к организаторам IPO. В самой "Евросети" вчера от комментариев отказались, так же поступил совладелец компании Александр Мамут (50,1% "Евросети").

"Евросеть" планировала разместить до 40% акций головной компании: свои акции должна была продать кипрская компания Alpazo Ltd Александра Мамута (до 35% от уставного капитала "Евросети"), остальное — допэмиссия обыкновенных акций в форме GDR. Банки—организаторы IPO — Альфа-банк, Credit Suisse, Goldman Sachs и "ВТБ Капитал". В начале марта Альфа-банк оценивал стоимость ритейлера в $3,65-4,25 млрд, "ВТБ Капитал" — в $4,318-4,926 млрд (оценка акционерного капитала, чистый долг в 2010 году — около $253 млн). Давая такие оценки, организаторы ссылались на мультипликаторы европейского продавца мобильных телефонов The Carphone Warehouse Group Plc (торгуется примерно по 14 EBITDA 2011 года), "М.Видео" (8,9 EBITDA 2011 года) и продуктовых российских ритейлеров — Х5 Retail Group (11,6 EBITDA 2011 года) и "Магнит" (15,2 EBITDA 2011 года).

Сама компания ориентировалась на $4 млрд. Однако в итоге организаторы IPO установили ценовой коридор в $2,7 млрд-$3,3 млрд, объяснив это плохой конъюнктурой рынка и большим количеством предстоящих российских IPO (агрохолдинга "Русагро", девелопера "ЛенспецСМУ", Номос-банк и др.). В банках—организаторах размещения ситуацию не комментируют.

На 31 декабря 2010 года "Евросеть" управляла 4367 точками продаж, из них 4014 — в России, 275 — на Украине и 78 — в Белоруссии. Выручка в 2010 году — 61,9 млрд руб. (плюс 12,2% к 2009 году), EBITDA — 8,37 млрд руб. 50,1% принадлежит Александру Мамуту, 49,9% — "Вымпелкому".

О намерении провести IPO во втором квартале 2012 года говорил и конкурент "Евросети" — "Связной", оговариваясь, что компания будет учитывать рынок и опыт "Евросети". Вчера мажоритарный акционер "Связного" Максим Ноготков отказался комментировать "действия конкурентов", добавив, что "Связной" будет принимать решение о выходе на биржу в следующем году.

Выход на биржу такого количества компаний как раз свидетельствует о том, что с рынком все в порядке, удивляется собеседник "Ъ" в одном из инвестбанков. По его мнению, если "Евросеть" снизит ценовой диапазон на 10-15%, это вряд ли изменит ситуацию, для того чтобы инвесторы взяли на себя риски, понижение должно составить не менее 30%. "Сомнения вызывает финансовая модель "Евросети", сильно зависящая от комиссионных платежей сотовых операторов, объем которых будет постепенно уменьшаться, а желание развивать финансовые услуги вплоть до банковских пока рассматривается инвесторами как венчур",— говорит источник "Ъ".

Инна Ерохина

Тематики: Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: Евросеть