"Яндекс" ищет инвесторов. Компания объявила об IPO на Nasdaq

Крупнейший российский поисковик "Яндекс" официально объявил о намерении провести IPO. Разместить акции на NASDAQ компания планирует уже в конце мая. Согласно предварительной оценке банков—организаторов IPO, стоимость "Яндекса" может составить $6-9 млрд. Объявление "Яндекса" о выходе на биржу обвалило стоимость акций на LSE другой крупнейшей российской интернет-компании — Mail.ru Group. Ее акции рухнули вчера на LSE почти на 20%, а стоимость одной GDR ($25,5) упала ниже цены размещения ($27).

Голландская Yandex N.V., которая владеет российским ООО "Яндекс", выпустила вчера сообщение о том, что направила в Комиссию по ценным бумагам США (SEC) заявление о намерении провести первичное размещение обыкновенных акций класса А на NASDAQ. Число акций и ценовой диапазон пока не определены, но известно, что часть акций будет продана из допэмиссии, а часть — существующих акционеров. Организаторами IPO стали Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs, Piper Jaffray & Co. и Pacific Crest Securities. IPO "Яндекса" на NASDAQ станет первым за последние пять лет размещением компании на этой биржевой площадке — "СТС Медиа" разместила акции на NASDAQ в июне 2006 года.

Основатель компании Аркадий Волож владеет напрямую и косвенно 14,67% акций "Яндекса" (19,77% голосов), сооснователь Илья Сегалович — 3% (4,14% голосов), Джон Бойнтон — 1,18% (1,58% голосов). Фонд Baring Vostok владеет 22,6% (23,89% голосов), UFG — 5,13% (4,06% голосов), Roth Advisors — 4,9% (6,42% голосов), IFC — 4,54% (6,12% голосов), Emerald Trust — 2,88% (3,89% голосов), Runet Holdings Леонида Богуславского — 2,4% (3,14% голосов), Cole Management — 2,15% (2,9% голосов), Eden Capital — 1,4% (1,84% голосов). У Сбербанка "золотая акция" номинальной стоимостью €1.

У Yandex N.V. три класса акций: А, B и С. Акции класса А дают право на один голос, класса B — на десять голосов. Класс С выполняет технические функции для обеспечения конвертации класса B в класс A.

Выручка "Яндекса" за 2010 год составила $439,7 млн, увеличившись за год в рублевом выражении примерно на 43%, операционная прибыль — $169,7 млн (рост — 82,8%), чистая прибыль — 134,3 млн (рост — 89,9%). В первом квартале 2011 года выручка "Яндекса" составила $137 млн (рост в рублях по отношению к аналогичному периоду прошлого года — 65,35%), операционная прибыль — $44,7 млн (рост — 82%), чистая прибыль — $28,8 млн (рост — 61,73%). По данным Liveinternet, "Яндекс" удерживает около 65% рынка поиска в России.

Mail.ru Group, другая крупнейшая российская интернет-компания, растет сравнимыми темпами. Согласно отчетности по МСФО, в 2010 году рост выручки составил 85,6%, рост по сегментной отчетности (похожа на управленческую) — 64%. При этом Mail.ru Group операционно убыточна по МСФО, но имеет операционную прибыль около $51 млн по сегментной отчетности. То есть операционная рентабельность Mail.ru Group по сегментной отчетности около 15,7%, а у "Яндекса" — 38,6%.

В ходе IPO в ноябре 2010 года Mail.ru Group продала около 16,8% акций по $27,7 за GDR. Компания разместилась по верхней границе ценового диапазона и была оценена в $5,71 млрд. 17 января стоимость расписок Mail.ru Group достигла максимума: $44 за GDR (при капитализации $8,65 млрд), однако затем цена неуклонно снижалась.

За день до объявления IPO "Яндекса" основатели Mail.ru Group и фонд Tiger Global продали 6,65% акций (по $32,5 за GDR) компании на $450 млн. Вчера акции Mail.ru Group рухнули почти на 20%, а стоимость GDR упала ниже цены размещения, до $25,5, капитализация компании составила $5,32 млрд. При этом инвесторы выставляли заявки на расписки компании и вовсе по цене $18.

Вице-президент управляющей компании Rostok Capital Андрей Зубков считает, что "Яндекс" должен стоить приблизительно столько же, сколько и Mail.ru Group по мультипликатору капитализация/выручка плюс премия около 50% за большую прибыльность и лидирующее положение на рынке поиска в России. То есть "Яндекс" может стоить около $13 млрд.

Руководитель аналитического управления ФК "Уралсиб" Константин Чернышев считает, что обвал курса акций Mail.ru Group ожидаем. "Мы еще месяц назад в своем отчете сообщали, что после IPO "Яндекса" интерес к Mail.ru Group пропадет. Инвесторы покупали Mail.ru Group, потому что это была по сути единственная успешная интернет-история на рынке, но "Яндекс" гораздо интереснее — это российский Google",— уверен господин Чернышев.

Александр Малахов

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: Яндекс