"Энвижн" и "Ростелеком" наладили электронные госуслуги

Системный интегратор "Энвижн Груп" (NVision Group) сдал в эксплуатацию "Ростелекому" информационные системы для ряда проектов по переводу государственных услуг в электронный вид. В частности, завершены IT-разработки и интеграция для портала госуслуг, среда межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), типовое региональное решение. Кроме того, как говорится в сообщении "Энвижн", полностью спроектирована и развернута инфраструктура электронного правительства. Одновременно с этим "Ростелеком" запустил единый интернет-портал государственных услуг в новой версии. Портал Epgu.gosuslugi.ru дублирует информацию с Gosuslugi.ru, запущенного "Ростелекомом" в 2009 г., но оформлен в другом стиле. В течение года порталы будут работать параллельно, затем Gosuslugi.ru полностью перейдет на новый интерфейс.

Представитель пресс-службы "Энвижн Груп" рассказал ComNews, что активная фаза реализации данного сегмента работ началась в III квартале 2010 г.

"Связующим элементом проекта стала среда межведомственного электронного взаимодействия, разработанная программистами компании "Энвижн Груп", - говорится в сообщении компании. - Она не только организует слаженное взаимодействие и информационный обмен между информационными системами органов исполнительной власти, но также обеспечивает работу всех прикладных государственных услуг, переведенных в электронный вид, как на федеральном, так и на региональном уровне".

На сегодняшний день разработана архитектура системы, созданы регламенты, организовано подключение услуг в электронном виде через СМЭВ. "В архитектурном решении заложены средства децентрализации и масштабирования системы при переходе от федеральных государственных услуг к услугам субъектов федерации и муниципальных образований в соответствии с этапами развития государственных услуг, предусмотренными программой "Информационное общество", - поясняется в сообщении "Энвижн".

Типовое региональное решение включает в себя региональный сегмент системы межведомственного электронного взаимодействия и региональный портал государственных услуг. "Региональный сегмент будет тиражироваться, сегодня он внедрен в 14 пилотных регионах, до конца 2011 г. планируется его развертывание еще в 65 субъектах РФ", - сообщил генеральный директор "Энвижн Груп" Валерий Ростокин.

Как пояснили в компании "Энвижн", также расширены возможности портала государственных услуг. В частности, внедрены сервисы подачи документов и модуль мониторинга хода исполнения услуг, "личный кабинет" с механизмами аутентификации и идентификации пользователей, разработан сводный реестр государственных услуг, разработаны возможности для дистанционной оплаты штрафов, пошлин и др.

Напомним, что в настоящее время гражданам России в электронном виде доступно 75 услуг. В планах - увеличение их числа до 250.

В IT-архитектуре проекта использовалось интегрированное решение, основанное на собственных разработках "Энвижн", а также на решениях нескольких десятков других компаний.

"Факт разработки и сдачи заказчику системы еще не означает ее работоспособности, - полагает руководитель направления по работе с федеральными органами исполнительной власти Высшей школы экономики Андрей Жулин. - В частности, упомянутая СМЭВ до сих пор недоступна полноценно для ряда крупнейших федеральных органов исполнительной власти, что существенно затрудняет техническое решение "проблемы 1 июля" в части межведомственного взаимодействия".

Напомним, что премьер РФ Владимир Путин поручил Минкомсвязи до 1 июля 2011 г. свести воедино базы данных всех ведомств и министерств. По закону №210-ФЗ о госуслугах с 1 июля ведомствам будет запрещено запрашивать у граждан те данные, которые уже хранятся в других ведомственных базах данных.

На международной выставке "Связь-Экспокомм-2011" "Ростелеком" представил новую версию единого интернет-портала госуслуг. Одной из ее отличительных особенностей является универсальная гибкая платформа, позволяющая получить госуслуги с любого устройства пользователя, подключенного к сети Интернет, - с персонального компьютера, коммуникатора, планшетного компьютера или смартфона, в том числе с устройств с сенсорными экранами, а также через инфоматы. "По прогнозам аналитиков, в 2015 г. более 25% устройств доступа в мире будут беспроводными, поэтому мы немного опережаем события, вводя портал с такими функциями доступа", - сказал в беседе с репортером ComNews вице-президент "Ростелекома" по инновационному развитию Алексей Нащекин.

Напомним, что первая версия портала госуслуг была открыта в декабре 2009 г. и стала одним из ключевых элементов проекта создания в России электронного правительства. Алексей Нащекин сообщил, что с момента его открытия зарегистрировано более 70 млн посещений. Сейчас на госпортале и на новом портале (в дублирующем формате) размещено 130 интерактивных и около 17 тыс. информационных услуг. Как отметил в разговоре с корреспондентом ComNews замминистра связи и массовых коммуникаций Илья Массух, Gosuslugi.ru достаточно традиционный портал.

По словам заместителя генерального директора "Энвижн Груп" Александра Мартынова, обе версии портала являются интерфейсом, который позволяет обращаться к системе межведомственного электронного взаимодействия, разработанной, в свою очередь, "Энвижн Груп". При этом, отметил Мартынов, СМЭВ готова к интеграции универсальной карты, работа над которой сейчас ведется.

Как сообщил Алексей Нащекин, Gosuslugi.ru в течение года будут переведены на новый интерфейс. В итоге этот портал будет существовать как и прежде, только в другом дизайне. Пока же на нем появится ссылка на новый интерфейс (Epgu.gosuslugi.ru), сказал специалист.

По словам вице-президента "Ростелекома" по инновационному развитию, новый портал создавался в рамках текущего контракта с Минкомсвязи, то есть государство дополнительных затрат не понесло. "Ростелеком" же вложил десятки миллионов рублей, сообщил Алексей Нащекин.

Биометрические технологии доступа к порталу пока остаются под вопросом. "Минкомсвязи работает над этим, но здесь пока есть законодательные вопросы. Биометрия до сих пор не является легализованной, то есть до сих пор нет возможности использовать отпечатки пальцев для какого-либо доступа", - сказал корреспонденту ComNews Илья Массух.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций не исключил, что в этом году будет создана третья версия портала госуслуг, к примеру для пожилых людей и детей. "Все версии будут входить в единую информационную систему", - заключил он.

"Я не вижу в новой версии портала никаких отличий с точки зрения пользователя, кроме разве что ухудшения дизайна и юзабилити интерфейсов, - поделился своим мнением генеральный директор компании "Оверсан-Скалакси" Дмитрий Лоханский. - Касательно внутренней технической архитектуры, способной масштабироваться и децентрализоваться по всей стране, ничего конкретного не сказано. Одна из проблем предыдущей версии портала (2009 г.) заключалась в том, что в пиковый момент все рухнуло. А это можно проверить только на практике".

НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА, ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: Ростелеком, Энвижн