Истинные причины расширения сетей 3G в Северо-Западном регионе

За интенсивным строительством базовых станций 3G сотовыми операторами МТС и «Билайн» на Северо-Западе стоит очевидная причина: общероссийское и региональное лидерство «МегаФона» по покрытию сетей 3G и скорости доступа в них (21 Мбит/с). С другой стороны, это обусловлено и тем, что в МТС и «Билайне» избрали опасную стратегию сверхпривлекательных тарифов для быстрого набора абонентов 3G и теперь по мере лавинообразного роста трафика вынуждены умощнять существующие сети, чтобы хоть как-то соответствовать потребностям абонентов.

Интенсивное строительство базовых станций сети 3G «МегаФона» на Северо-Западе велось в основном в 2009-2010 гг., однако за прошедшие шесть месяцев 2011 г. зона покрытия 3G увеличилась практически еще в 2 раза. Стоит отметить, что Северо-Западный «МегаФон» стал единственным оператором «большой тройки», не побоявшимся обнародовать точное число БС 3G в регионе: у него их здесь почти 4 тыс. единиц (для сравнения, у «Билайна» по всей России на конец 2010 г. было 9 тыс. БС 3G). Поэтому совсем неудивительно, что именно сеть 3G Северо-Западного «МегаФона» является самой большой по охвату населенных пунктов и количеству базовых станций в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (практически полное покрытие), включая ближайшие пригороды – популярные места отдыха (Сестрорецк, Зеленогорск, Павловск, Стрельна, Петергоф, Пушкин и др.). В ЛО связью 3G обеспечены  все районные центры (Тихвин, Выборг, Гатчина, Луга, Всеволожск и т. д.) и областные города (Сосновый Бор, Светогорск, Каменногорск, Красный Бор, Пикалево, Приморск и т. д.). Кроме того, покрытие 3G Северо-Западного «МегаФона» есть и в подавляющем большинстве поселков сельского типа, крупных и средних садоводствах.

В целом вопрос покрытия территории оператором уже решен – в настоящее время все города, крупные и средние населенные пункты Ленинградской области обеспечены покрытием сети 3G «МегаФона», поэтому оператор ставит теперь задачи уже качественного роста. Напомним, что еще весной 2011 г. Северо-Западный «МегаФон» произвел модернизацию существующей сети 3G, внедрив в эксплуатацию технологию HSPA+ с максимальной скоростью доступа в 21 Мбит/с и новыми модемами Е367 (см. новость рубрики «МегаФон» от 6 мая 2011 г.). И хотя на первом этапе подобным образом было модернизировано лишь около 600 базовых станций 3G, это произвело благоприятный эффект на повышение скоростей доступа в операторской сети 3G по всему Санкт-Петербургу. Дело в том, что общая емкость сети передачи данных возросла, – БС с поддержкой 21 Мбит/с могут агрегировать намного больше трафика. Теперь три сектора по 21 Мбит/с обрабатывают уже 63 Мбит/с вместо 43,2 Мбит/с (14,4х3). Фактически это означает, что модернизация каждой БС до уровня HSPA+ 21 Мбит/с приносит компании эффект, сравнимый со строительством дополнительного еще одного сектора (дополнительная емкость в 20 Мбит/с). Таким образом, емкость сети Северо-Западного «МегаФона» в результате проведенной модернизации 600 БС возросла примерно на треть, что эквивалентно строительству дополнительных 200 базовых станций. В целом же это позволило примерно в 1,5-2 раза увеличить средние скорости доступа по всему Санкт-Петербургу и расширить операторские возможности по работе с «тяжелым» контентом. Другое дело, что заявленные 21 Мбит/с реальный пользователь вряд ли когда-нибудь сможет получить – для этого нужно, чтобы на конкретном секторе базовой станции он работал совсем один, что в условиях современного мегаполиса просто нереально. К тому же сеть постоянно «дышит», и здесь играют роль множество факторов: местоположение самого абонента, удаленность от БС, количество пользователей, помехи и естественные препятствия, природные условия и т. д.

Чем на это могут ответить конкуренты? МТС вчера сообщил о расширении операторских сетей в Северо-Западном регионе за первые шесть месяцев 2011 года в 2,4 раза. Характерен догоняющий темп строительства: число введенных в строй базовых станций 3G за этот период в три раза больше, чем за весь 2010 год. Что здесь является первоочередной причиной, пока неясно: испуг от общероссийского лидерства «МегаФона» по части передачи данных или необходимость умощнения существующих сетей для соответствия потребностям абонентов. Напомним, что, согласно последнему аналитическому отчету AC&M Consulting по итогам развития российского рынка VAS-услуг, доходы от передачи данных (GPRS, WAP, Corporate Network) в России на конец первого квартала 2011 года достигли 17,14 млрд рублей ($585,7 млн), а максимальная доля рынка принадлежала «МегаФону» – 38 % (39 % на конец 2010 г.). Далее следует МТС с 34 % (32 % на конец 2010 г.) и «ВымпелКом» с 24 % (26 %), на всех остальных игроков приходится 4 % рынка (см. материал рубрики «AC&M Consulting» от 27 июня 2011 г.). Как видно, принятая в конце 2010 г. новая стратегия МТС, направленная на увеличение инвестиций в 3G, начала приносить первые плоды – по итогам первого квартала 2011 г. доля оператора в сегменте передачи данных начала увеличиваться, хотя лидера рынка – «МегаФон», продолжающего интенсивно вкладывать в строительство сетей 3G по всей России, догнать уже не представляется возможным. Тем не менее МТС в этом плане развивается в правильном направлении, сообщая, что операторские сети 3G появилась более чем в 700 населенных пунктах Северо-Западного федерального округа (чтобы не смущала цифра – здесь речь идет обо всех регионах в целом, а не только о Ленинградской области). Оператор также сообщает об опережающем строительстве: по итогам первых шести месяцев годовой план развития сети МТС выполнен на 100 % в Мурманской области и в Республике Карелия; более чем на 90 % – в Вологодской, Калининградской, Новгородской областях; на 86 % – в Псковской области; более чем на 70 % – в Архангельской области и Республике Коми. В регионах, выполнивших  план развития сети 2011 года, МТС уже сейчас перейдет к реализации программы строительства сети на 2012 год. В то же время в Северо-Западном регионе технологию 3G поддерживают 80 % базовых станций МТС, а максимальная скорость доступа составляет 7,2 Мбит/c (можно сравнить с 21 Мбит/с у «МегаФона»).

Для Северо-Западного филиала «ВымпелКом» (бренд «Билайн») по развитию сетей 3G пока актуальной статистики нет, но известно о его выжидательной стратегии: хотя по итогам 2010 года оператором было построено более 6 тыс. базовых станций 3G по всей России, общее их число на конец 2010 года составило не более 9 тыс. БС. Для сравнения: общероссийский «МегаФон» построил за 2010 год (в том числе и в Санкт-Петербурге) 16 тыс. базовых станций 2G/3G, доведя количество БС 3G по всей России до 20 тыс. единиц. Тем не менее пусть и значительно медленнее, но покрытие сетей 3G от «Билайна» в регионах растет, в том числе и по Северо-Западу. Так, в марте оператор сообщил о появлении сетей 3G в 8 новых населенных пунктах Ленинградской области, а также  Красном Селе, в мае – о еще 29 населенных пунктах, отмечая, что в течение 2010 года количество базовых станций на территории региона было увеличено в 8 раз. На конец марта 2011 года сеть 3G «Билайна» с максимальной скоростью доступа в 7,2 Мбит/с охватывала территорию Ленинградской области, на которой проживало более 420 тыс. человек, а рост объемов трафика в сети 3G в Ленинградской области составляет около 20 %.

Анализируя тарифные предложения операторов «большой тройки» для Санкт-Петербурга, можно говорить о том, что в МТС и «Билайне» пока необходимость такого выбора еще не осознали, – тарифы и опции «МегаФона» по части передачи данных на их фоне не выглядят столь щедро. Для сравнения: наиболее привлекательным предложением «Билайна» является тариф «Новый максимальный безлимит» за 395 рублей в месяц (не более 15 Гбайт трафика данных в месяц). Далее следует МТС с опцией  «Безлимит-Super» за 449 рублей в месяц (ограничение 1 Гбайт трафика за день и 12 Гбайт в месяц). И замыкает тройку «МегаФон» с опцией «Максимальный» за 699 рублей в месяц и 10 Гбайт данных (см. материал рубрики «Сотовая связь» от 23 марта 2011 г.). Из вышеперечисленного можно сделать вывод: чем менее развитой сетью 3G располагает оператор, тем более дешевые тарифы он предлагает. Однако подобная практика изначально порочна: привлекать пользователей низкой ценой доступа можно лишь до определенного времени, затем наступит необходимость расширения существующих сетей (что мы и видим в настоящее время). А это затраты на строительство, которое неминуемо приведет к увеличению инвестиций и, как следствие, необходимости пересмотра тарифной политики в сторону повышения тарифов (что в свое время и сделал «МегаФон», до сих пор выглядя «белой вороной» на фоне МТС и «Билайна»). Но последнее уже практически невозможно: пользователь мобильного Интернета в Санкт-Петербурге самый избалованный в России. Именно здесь в условиях жесточайшей конкуренции стоимость 1 Мбайт данных только за 2010 год снизилась в 8 раз, вследствие чего объем трафика данных вырос в 17 раз, поставив сети 3G на грань рентабельности. МТС и «ВымпелКом» спасают лишь объемы операционной деятельности – они могут позволить себе работать в убыток ради сохранения рыночной доли в Санкт-Петербурге, субсидируя строительство сетей в ЛО за счет абонентов остальных регионов РФ.

«МегаФон» избрал другую стратегию: опережающее развитие сетей 3G как по покрытию, так и по качественным характеристикам с сознательным отсечением неплатежеспособных абонентов и ограничениями возможностей «качальщиков», что привело к повышению средних скоростей доступа для подавляющего большинства его абонентов в сетях 3G. Собственно, результаты этой стратегии общеизвестны: по покрытию и охвату сетей 3G «МегаФон» является безусловным лидером не только на Северо-Западе, но и по России в целом, а повышением качественных характеристик сети обусловлено постоянное увеличение средних скоростей доступа в его сетях 3G (только модернизация части базовых станций «МегаФона» в Санкт-Петербурге до уровня HSPA 21 Мбит/с привела к росту средних скоростей доступа в сети оператора по всему городу в 1,5-2 раза). В целом, принимая во внимание рост трафика, можно прийти к выводу, что расширение сетей 3G является его прямым следствием. И здесь принципиальным фактором становится тарифная политика оператора: на каком этапе он сможет остановить маркетинговую машину по привлечению максимально возможного числа новых абонентов дешевыми предложениями и начать заботиться о качестве предоставления услуг.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: 3G, МегаФон Северо-Запад, Билайн Петербург, МегаФон Петербург, МТС Петербург