«МегаФон» предложил компенсацию

Ситуацию, вызванную попаданием в общий доступ поисковика «Яндекс» приватных SMS-сообщений пользователей с сайта «МегаФона» в начале прошлой недели, приятной вряд ли можно назвать. До конца неясны и причины подобной утечки, особенно в свете странного совпадения с периодом вступления в силу далеко неоднозначного закона о персональных данных (находится на подписи у Президента РФ Дмитрия Медведева). Так или иначе, но «МегаФон» готов предоставить пострадавшим абонентам (около 2,5 тыс. номеров) компенсацию в виде бесплатного выбора нового номера, а также бонусных SMS/минут разговора.

Напомним, что в прошлый понедельник (18 июля) в поисковике «Яндекс» при вводе довольно специфического запроса «url:www.sendsms.megafon.ru» стали отображаться SMS-сообщения, посланные абонентами с портала «МегаФон». Всего, по данным оператора, в открытом доступе оказалось около 3 тыс. SMS, отправленных на 2,5 тыс. номеров пользователей сети. Естественно, «МегаФон» винит во всем произошедшем «Яндекс», который от всего открещивается, хотя оператор и рассматривает в качестве основной версии временный технический сбой в работе файла robots.txt (отвечает за допуск или, соответственно, запрет доступа поисковых роботов к той или иной информации на сайте). Сбой возник на сайте оператора, соответственно, по его вине, и именно он несет ответственность за происшедшее перед абонентами. Другое дело, что это совсем не объясняет, почему тексты пользовательских SMS-сообщений «МегаФона» в итоге появились лишь в кэше «Яндекса», не затронув другие поисковые системы, ведь доступ к SMS на время получили все поисковые машины.

Интересно, что данный инцидент пришелся как раз на заключительную стадию принятия новой редакции 152-ФЗ «О персональных данных» – закон был принят Советом Федерации и направлен на подписание Президенту РФ. Стоит отметить, что в случае подписания ФЗ Дмитрием Медведевым он вступит в силу задним числом – с 1 июля 2011 г. В сложившейся ситуации далеко неоднозначный закон, вызывающий у российских экспертов в области информационной безопасности множество вопросов и ожидающий принятия более двух лет, все-таки будет подписан и вступит в силу. Назвать случайностью такое совпадение по времени вряд ли кажется возможным, особенно в свете того, что изменения по защите персональных данных более всего коснутся сотовых операторов и именно они наиболее активно выступали против данной редакции закона. Вот что по этому поводу заявил президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский: «Операторы связи всегда предпринимали и предпринимают значительные и дорогостоящие усилия по сохранению не только персональных данных своих абонентов, но и их тайны связи. Однако за новые мероприятия, реализуемые в мега-масштабе, предписываемом новым законопроектом, в конечном итоге придется заплатить самим абонентам, поскольку увеличение расходов операторов связи на реализацию новых требований неизбежно приведет к росту цен для абонентов на самые массовые в стране услуги – услуги связи, в том числе сотовой».



Первый заместитель генерального директора по операционной деятельности
компании «МегаФон» Валерий Ермаков объясняет причины произошедшей «утечки»



В то же время в «МегаФоне» обращают внимание на то, что, несмотря на временную утечку, Закон о персональных данных нарушен не был – тексты SMS-сообщений были размещены отдельно от номеров. «Информация, которая стала публичной в «Яндексе», не содержит персональных данных (только номера абонентов-получателей без привязки к их ФИО, а также и тексты сообщений). То есть в открытый доступ попала односторонняя переписка, не позволяющая восстановить диалоги конкретных физических лиц. Важно отметить, что технологический сбой затронул только относительно небольшую часть SMS-сообщений, отправленных абонентам через сайт оператора в ограниченный период времени. Произошедший инцидент наглядно демонстрирует, что защита информации в Интернете – сфера совместной ответственности всех участников интернет-взаимодействия, имеющих отношение к работе с данными», – заявил на пресс-брифинге для журналистов первый заместитель генерального директора по операционной деятельности компании «МегаФон» Валерий Ермаков.

Он также подчеркнул следующее: «Технологический сбой затронул только относительно небольшую часть SMS-сообщений (3 тыс.), отправленных абонентам через сайт оператора в ограниченный период времени. Обмен сообщениями через телефоны и другие мобильные устройства работал и продолжает работать в штатном режиме: через мобильную сеть оператора ежедневно проходит более 40 млн SMS-сообщений, и все они надежно защищены специальными программными и аппаратными средствами». И хотя сервис отправки бесплатных SMS-сообщений со специальной веб-формы на портале «МегаФон» был оперативно временно заблокирован до выяснения причин произошедшего, на репутации оператора конфликт сказался, вызвав волну негативных публикаций в СМИ и особенно в блогосфере.

В то же время на страничке «МегаФона» в Facebook появилась запись следующего содержания: «Мы реализуем программу поддержки клиентов, чьи номера имели отношение к инциденту с публикацией на ресурсах «Яндекса» информации об SMS, адресованных нашим пользователям. Если номер имел отношение к инциденту, абонент получит бонусный пакет: на выбор предлагаются бонусные SMS и/или минуты разговора. Также при желании клиент может выбрать новый номер бесплатно. Звоните на 0500 или обращайтесь в наши офисы! Для этого нужно позвонить в 0500 или подойти в любой наш офис».

Действительно, крайне необходимая и своевременная бесплатная услуга для 2,5 тыс. пострадавших абонентов «МегаФон», чьи номера оказались в общем доступе. Однако ни официального пресс-релиза о готовящейся компенсации, ни о размерах бонусных пакетов оператор пока не сообщает.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: МегаФон, SMS