Темпы роста рынка корпоративной связи в Петербурге в 2011 году упадут

Рынок корпоративной связи Петербурга в 2011 году рискует не выйти на показатели роста годичной давности. Если в прошлом году B2B-сегмент вырос на 3—4%, то по итогам этого года корпоративный сектор может рассчитывать на более скромные цифры — плюс 2—3% к общему объему. Такие данные приводит ИАА TelecomDaily, ссылаясь на снижение стоимости основных услуг, в первую очередь на дешевеющий интернет-доступ. Участники рынка куда более оптимистичны в своих прогнозах, хотя рассчитывать на увеличение прибыли за счет допуслуг они по-преж­нему не могут.

Разбор покупок

Процесс консолидации рынка, который в 2010 году проходил крайне стремительно («МегаФон» приобрел «Метроком» и «Петер­стар», МТС приплюсовал к «Комстару» «Ланк Телеком», «ВымпелКом» стал владельцем «Элтела», а «Ростелеком-Северо-Запад», ранее СЗТ, купил «Северен-Телеком»), в этом году значительно замедлился. Было объявлено об очередной покупке «МегаФона», присоединившего «Вэб Плас», однако эта сделка на рынке B2B практически не отразилась: число корпоративных клиентов «Вэб Пласа» крайне мало. Федеральная «тройка» весь год осваивалась в новом для себя амплуа и параллельно регулировала взаимодействие с приобретенными фиксированными активами.

В результате всех проведенных сделок наиболее значительную долю рынка получил «МегаФон», второе место осталось за «Вым­пелКомом», далее со значительным отрывом следуют Orange, МТС, «Ростелеком» и несколько крупных альтернативных игроков («Вестколл», «Смарт Телеком», «Обит»), уточняет генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. «Операторы были вправе рассчитывать на отток корпоративных клиентов, в общем-то неизбежный в ходе любого объединения. Но у «МегаФона» оставался козырь в виде специальных тарифов на мобильную связь и мобильный Интернет. А играть на переподключение абонентов друг у друга, снижая и без того ползущие вниз тарифы на связь, не самое прибыльное занятие», — отмечает эксперт.

Коммерческий директор «Северен-Телекома» Антон Виноградов соглашается с тем, что конкуренция уже понизила тарифы на интернет-доступ до исторического минимума. По его словам, «Северен-Телеком» в этом году рос за счет выхода в ранее неохва­ченные бизнес-центры, а также за счет подключения крупных сетевых клиентов, которым сразу предлагается пакет сервисов из «одного окна» и тем самым дается возможность экономить за счет работы с одним оператором, а не с несколькими одновременно. Хотя слияния с «Ростелекомом» не произошло и «Северен» остался отдельной организацией, ресурс федерального оператора все же был задействован. Так, в течение года узлы связи «Северен-Телекома» появились в большинстве районных центров Ленинград­ской области.

Максимум пройден

Возможности для расширения бизнеса за счет региональной экспансии видят и другие участники петербургского рынка, включая МТС («Комстар»), «Вестколл», «Обит». В самом Петербурге положительную динамику обеспечивает рост рынка офисной недвижимости, однако вовсе не пропорциональный росту в B2B-секторе телекома. Так, по данным АРИН, до конца 2011 года в городе будет введено девять бизнес-центров с офисной площадью порядка 99 тыс. кв. м, что примерно на 77% превысит объем площадей, сданных в 2010 году. Это значит, что в первой половине 2012 года будет заполнена только часть помещений, причем многие арендаторы переедут туда вовсе не по причине открытия нового офиса — это может быть просто смена адреса. Поэтому, кивая на растущее число бизнес-центров, операторы понимают, что имеют дело с весьма и весьма отложенным спросом.

«Сегодня мы продолжаем наблюдать дальнейшую стабилизацию на рынке коммерческой недвижимости и, соответственно, на рынке предоставления телекоммуникационных услуг», — поясняет начальник отдела маркетинга и PR-компании «Смарт Телеком» Наталья Резникова. По ее словам, компания в этом году достигла докризисного уровня по количеству клиентов на основных объектах, что свидетельствует о том, что бизнес-центры, с которыми она работает, «заселены» практически на 100%. «Но что касается выручки от услуг, оказываемых на данных объектах, то ее докризисный уровень достигнут не был и, скорее всего, уже не будет», — констатирует г-жа Резникова. Тем не менее выручка «Смарт Телекома», по собственным данным, за восемь месяцев этого года выросла на 10% по сравнению с показателями 2010‑го, чему способствовали не только объективные рыночные причины, но и покупка активов оператора «ОТС Телеком».

Тонкая балансировка

Операторы, представленные в B2B‑сегменте, соглашаются с тем, что этот рынок уже несколько лет балансирует на пороге стагнации, но цифры, которыми они оперируют, вроде бы говорят об обратном. В большинстве компаний оценивают собственный рост по итогам года на уровне 5—10%.

«Сейчас наблюдается стабильный рост коммерческого сектора: количество бизнес-центров растет, развивается средний и малый бизнес, увеличиваются объемы крупного бизнеса, также увеличивается объем потребления услуг связи. Темп роста рынка в корпоративном сегменте в первом квартале 2011 года по отношению к аналогичному периоду 2010 года составил более 7%», — сообщает пресс-служба компании «Ростелеком-Северо-Запад». В «Ростелекоме» намерены повышать ARPU (показатель среднемесячного дохода с одного абонента) при помощи дополнительных услуг и сервисов (услуги на основе интеллектуальной платформы, предоставление программного обеспечения в аренду и т.д.), хотя и констатируют, что в настоящий момент спрос на эти услуги невысок.

«При работе с бизнес-центрами мы сталкиваемся с очень сильной конкуренцией. Поэтому иногда мы входим вторым и даже третьим оператором. Традиционно спрос на голосовые услуги остается значительным и является основой, особенно для корпоративного клиента. Растет спрос на высокотехнологичные услуги, с использованием виртуальных сервисов «облачных» технологий, сочетающие в себе интеллектуальные сервисы», — аккуратно поясняют в пресс-службе Северо-Западного «МегаФона».

В компании «ВымпелКом» также видят перспективы по увеличению доходности B2B-направления в реализации комплексных проектов, подразумевающих построение разнородной телекоммуникационной инфраструктуры. «В Санкт-Петербурге мы предоставляем услуги более чем в 560 проектах различного класса. Подход «Билайн Бизнес» заключается в том, что в новых крупных комплексах мы организуем интегрированную сетевую инфраструктуру фиксированной и мобильной связи, позволяя арендаторам получить весь спектр телекоммуникационных услуг, включая FMC», — пояснили представители «ВымпелКома» в Петербурге.

Петербургский «Вестколл» оценил собственный рост в 16,5%, по данным за первое полугодие 2011 года, то есть еще выше своих непосредственных конкурентов. «Если говорить о стоимости проектов, можно с уверенностью сказать, что в первом полугодии 2011 года увеличилось как количество крупных проектов, так и их стоимость, которая сейчас составляет от полумиллиона до нескольких десятков миллионов рублей», — говорит руководитель группы рекламы и PR петербургского филиала «Вестколла» Марина Тихонова. Абонентская база оператора в этом году дополнительно выросла после приобретения активов компании «Телепорт СПб».

«Вестколл» продает не только стандартный набор VAS-услуг, но и продвигает сервисы, которые ранее вообще не ассоциировались с корпоративным сектором. Компания одной из первых на россий­ском рынке начала продавать услугу IPTV для B2B-клиентов. «Вестколл» подключил к IPTV отели «Астория» и «Англетер», а также ряд отелей уровня 3—4 звезды, и сейчас в процессе реализации находятся несколько гостиничных проектов. По данным компании, доля доходов от допсервисов в общей структуре доходов уже достигла 11%. Сегодня сервис IPTV в корпоративном секторе предоставляет не один «Вестколл», о запуске услуги в этом году объявили в «Билайн Бизнесе» и в компании «Обит».

Новые игроки

Приобретение смежных активов остается одним из основных вариантов для расширения как абонентской базы, так и количества подключенных объектов. Несмотря на отсут­ствие крупных сделок, небольшие операторские компании продолжают менять владельцев. Так, в начале июня компания «Прометей» сообщила о закрытии сделки по покупке 100% акции ОАО «Канрит». Сумма сделки составила 10 млн руб. Гендиректор «Прометея» Роман Венедиктов объяснил интерес к «Канриту» возможностью увеличить абонентскую базу как на корпоративном, так и на частном рынке.

Впрочем, B2B-сектор, несмотря на высокую степень насыщенности рынка, до сих пор привлекает операторов B2C: несколько корпоративных клиентов приносят выручку, сопоставимую с несколькими сотнями подключенных домохозяйств. В частности, в компании ТКТ подтверждают намерение развивать B2B-проект. «В 2010 году ТКТ реализовало масштабный проект по модернизации сети, что позволило в 2011 году предложить B2B-клиентам новые возможности для развития бизнеса», — отметили в пресс-службе ТКТ.

Наталья Рыжкова

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: корпоративная связь