ГЛОНАСС станет обязательным для каждого пассажирского перевозчика. Без исключений

В начале этого года был принят нормативный акт, согласно которому была прекращена выдача лицензий на пассажирские перевозки компаниям, не оснастившим свой автопарк оборудованием спутниковой навигации. При этом с 1 июля 2012 года отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС или ГОЛОНАСС/GPS будет считаться основанием для отзыва лицензии у перевозчиков. Правда, последним такой шаг «влетит в копеечку». О том, отчего создаются подобные меры и каким будет будущее транспортных перевозок, обсудили должностные лица и эксперты на пресс-конференции, прошедшей вчера, 8 февраля 2012 года, в Региональном медиацентре РИА «Новости» в Петербурге.

Проблема безопасности пассажирских перевозок в последнее время стала причиной интенсивного дискурса и в целом встала довольно-таки остро, что можно связать с увеличившимся числом дорожных аварий как в крупных городах, так и на различных участках междугородних автотрасс. Попытки решить данную проблему начали двигаться в сторону использования на автотранспорте оборудования спутниковой навигации (см., например, материал раздела «ГЛОНАСС» от 3 августа 2011 г.).

И если в начале пожелания оснастить автопарки оборудованием спутниковой навигации носило рекомендательный характер, то уже с 1 января 2012 была прекращена выдача лицензий на пассажирские перевозки для компаний, не сделавших этого. А уже с 1 июля 2012 года автопарки, не разместившие аппаратуру ГЛОНАСС или ГОЛОНАСС/GPS, могут быть подвержены отзыву лицензии, так как для перевозчиков это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований.

Директор компании «ГЛОНАСС – Северо-Запад» Артем Матяш отметил, что одним из нескольких ключевых факторов, которые стали катализатором принятия данных правовых актов, стала возможность появления прозрачности налогообложения наряду с улучшением безопасности пассажироперевозок. Иными словами, теперь перевозчики особо четко будут делиться на две категории: благонадежных и неблагонадежных. Благонадежные перевозчики, будучи подключенными к системе ГЛОНАСС, таким образом, не будут скрывать информацию, связанную с количеством реализованных маршрутов, скоростью движения транспортных средств, а также общей картиной соблюдения правил дорожного движения (например, транспортные средства уже не смогут подбирать и высаживать пассажиров вне зоны остановочных пунктов, тем самым не создавая предпосылки для аварийных ситуаций).




Директор компании «ГЛОНАСС – Северо-Запад» Артем Матяш



«Добросовестные перевозчики уже сейчас настроены на то, чтобы все делать в рамках законодательства, и осуществляют свой бизнес открыто и честно, – отметил директор «ГЛОНАСС – Северо-Запад». – Недобросовестные перевозчики будут стараться прикупить сертификат, найти лазейку, прошмыгнуть, пользуясь тем, что не все сопутствующие параметры закреплены в нормативной базе».

Действительно, несмотря на то, что в настоящее время существуют нормативные акты, обязывающие оснастить автопарк навигационным оборудованием, порядок оснащения транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС фактически отсутствует.

Впрочем, по словам г-на Матяша, транспортные средства будут оснащаться либо специалистами ГЛОНАСС, либо через сервисные центры заказчика, либо через одного из дилеров, сотрудничающих с ГЛОНАСС. В среднем стоимость оснащения будет примерно равна 20 тыс. рублей на одно транспортное средство. Самая дешевая бюджетная версия оснащения оборудованием обойдется транспортникам меньше чем в 9 тыс. рублей, а самый дорогой и самый многофункциональный комплект по цене приблизится к 500 тыс. рублей.

«Оборудование ГЛОНАСС будет устанавливаться в тех версиях, которые необходимы тем или иным перевозчикам, – объяснил Артем Матяш. – Ситуация здесь будет напоминать покупку мобильного телефона, модель которого выбирается в зависимости от набора необходимых функций, или же конструктор, в основе которого блок, позволяющий держать связь с диспетчером (его стоимость 8,9 тыс. рублей), к которому затем докупается дополнительное оборудование с расширенным функционалом. Например, если перевозчик захочет использовать Wi-Fi-соединение, оборудование в целом будет стоить уже около 16 тыс. рублей. Еще дороже будет стоить оснащение блока видеокамерой, возможностью произведения фотофиксации и других функций».

По словам г-на Матяша, помимо отсутствия четких требований к оборудованию ГЛОНАСС в нормативно-правовой базе, существует и проблема введения перевозчика в заблуждение. Недобросовестные дилеры предлагают китайские аналоги без сертификатов, на которые, как выяснилось, просто клеится наклейка «ГЛОНАСС». Кроме того, до последнего времени имела место распространенная подделка свидетельств и сертификатов, выдаваемых клиентам.
Подобное происходит опять же из-за отсутствия должной регламентации.

«Мы приходим к выводам, что нам действительно нужны четкие требования на федеральном уровне относительно того, какое должно быть оборудование, кто должен его производить и как оно должно передавать сигнал», – отметил Артем Матяш и добавил, что единая система должна существовать как для Санкт-Петербурга, так и для Ленинградской области, так как информационные потоки, передаваемые в диспетчерские центры, не должны дублироваться, прерываться либо противоречить друг другу. Впрочем, как объяснил г-н Матяш, сама система, предусматривающая подключение всего оборудования в систему ГЛОНАСС, призвана решить эту проблему. Для этого будет использоваться центральный диспетчерский центр, осуществляющий централизованный контроль и наблюдение за маршрутами. Этот центр должен будет создан на федеральном уровне, что позволит охватывать не только Ленинградскую область и Санкт-Петербург, но и Псковскую область, а в перспективе и весь СЗФО.

Как далее рассказал Артем Матяш, в настоящее время работа идет не только с государственными (муниципальными), но и с коммерческими перевозчиками. Во многом их интерес вызван именно указанными изменениями в правилах лецензирования общественного транспорта.

«Диалог с коммерческими перевозчиками идет уже в течение 2 лет, – отметил г-н Матяш. – Большая их часть начинает оснащаться аппаратурой ГЛОНАСС, когда уже существует риск получить наказание. Хотя, если судить по отзывам, то многие относятся к таким новшествам как к возможности оптимизировать свою работу».

Артем Матяш отметил, что если в 2009-2010 годах развитие рынка спутниковой навигации во многом зависело от инициативы ГЛОНАСС («мы сами всех обзванивали и предлагали оснастить транспорт средствами навигации»), то сейчас благодаря законодательной базе оснащение стало массовым и в течение двух лет темпы роста будут увеличиваться.

Кроме того, г-н Матяш упомянул и другие сопутствующие проекты, как, например, «ЭРА-ГЛОНАСС», который позволяет экстренно реагировать при авариях. Главная новость, касающаяся «ЭРА-ГЛОНАСС», – это возможное двукратное снижение стоимости оборудования.




Заместитель начальника Северо-Западного межрегионального управления
государственного автодорожного надзора Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта Валерий Иванов



Также ГЛОНАСС работает над проектом оснащения пассажирских остановок информационными табло, указывающими точное время прибытия транспорта, – аналогичный сервис уже давно присутствует во многих городах Европы.

«Мы пытаемся запустить данный проект уже два года, – рассказал Артем Матяш. – Мы ведем переговоры с муниципальными образованиями, стремимся донести до чиновников, как это должно быть сделано. Одна из главных задач – это сделать расписание, «гармонизированное» для всей Ленинградской области. Будет очень хорошо, если пассажиры смогут получать информацию о прибытии транспорта через sms».

Трудности в достижении результатов в этом проекте касаются необходимости проведения массовых согласований между перевозчиком и муниципалитетом. Кроме того, муниципалитет должен согласовать проектировку и создание инженерных сетей на остановке, при этом нельзя забывать об обеспечении безопасности табло с расписанием (для предупреждения действий вандалов предлагается установить на остановках камеры видеонаблюдения).

«Мы ведем переговоры с платежной системой «Новоплат», – рассказал г-н Матяш. – Полагаю, это будет наш совместный проект, включающий получение населением таких услуг, как точное расписание движения транспорта, время прибытия, возможность покупки билетов. По итогам проекта мы хотим добиться того, что у каждого человека будет гарантированная возможность сесть на искомый маршрут и добраться до места назначения».

Первым «пробным камнем» должны стать некоторые остановки в Петербурге и Ленинградской области. Главное условие – остановки должны быть высоко посещаемы при наибольшем транспортном потоке. Одним из возможных мест установки таких «умных» остановок будет трасса, связывающая Всеволожск и Ладожский вокзал, на обоих концах которой будут установлены терминалы «Новоплат», выполняющие данные функции.

«Всего планируется потратить от 300 до 500 тыс. рублей на каждую остановку. Плюс, конечно же, подвешенные видеокамеры, потому что вандалов еще никто не отменял», – посетовал г-н Матяш.




Директор ОАО «Леноблпассажиравтотранс» Роман Маслов



О том, как происходит оснащение автопарков Ленинградской области, рассказал директор ОАО «Леноблпассажиравтотранс» Роман Маслов. По его словам, к 1 июля 2012 года практически все транспортные средства в Ленобласти, перевозящие пассажиров, будут оснащены аппаратурой ГЛОНАСС.

Заместитель начальника Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Валерий Иванов отметил, что внесенные изменения в законодательные акты, касающиеся ответственности за неустановку оборудования, должны открыть новую веху в судебной деятельности. По словам г-на Иванова, следующий шаг – это создание доказательной базы.

«В настоящее время все, что мы можем делать в случае нарушений, – это осуществлять мониторинг и проводить контрольные мероприятия, – рассказал Валерий Иванов. – Мы имеем возможность лишь направить инспекторов, которые визуально подтверждают факт нарушения. Пока что нарушители могут отделаться штрафами, но это лишь до 1 июля 2012 года».

«В будущем мы хотим добиться согласованности и со всеми международными перевозчиками, чтобы отслеживались все автомобили, пересекающие границу России, – резюмировал Артем Матяш. – Что же касается пассажиров, то внедрение данной системы ни в коем случае не будет возмещаться из их кармана. Другими словами, подорожания проезда в связи с установкой аппаратуры ГЛОНАСС можно не бояться».

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование, Финансы, Безопасность

Ключевые слова: ГЛОНАСС, системы слежения, GPS-мониторинг транспорта