Дайджест международного конгресса «Белые ночи». Новые форматы мероприятий и «7 правил мотивации CIO»

В воскресенье завершил свою работу VII международный конгресс ИТ-директоров «Белые ночи», который проходил на территории Sokos Olympia Garden c 1 по 3 июня. В ходе третьего дня конгресса участники могли обсудить вопросы взаимодействия государства с ИТ и новые государственные инфраструктурные решения для бизнеса в ходе пленарного заседания «Государство и ИТ», а также принять участие в деловой игре и подискутировать на тему профессионального выгорания ИТ-специалистов в рамках выступления «7 правил мотивации CIO, или Как не перегореть на работе».

Мероприятия нового формата – отраслевые завтраки и кулуарные встречи – также были представлены в программе третьего дня конгресса. Открыл его отраслевой завтрак с компанией Canon, модератором которого выступил Кирилл Алифанов, ИТ-директор «Наука и инновации», Госкорпорация «Росатом». В ходе презентации компании участники завтрака могли задать интересующие вопросы спикерам от Canon Наталье Кравченко и  Евгению Моржевилову и подробно познакомиться с интеграционными системами компании. ИТ-директорам было предложено самим предложить темы для обсуждения и проголосовать за них. В итоге на повестку завтрака были вынесены следующие вопросы: аутсорсинг печати, обеспечение безопасности, печать мобильных устройств, сканирование и интеграция. Напомним, что аутсорсинг обсуждался на одном из заседаний второго дня «Всё на аутсорсинг: в штатном расписании только CIO и его бюджет!», но печать тогда не упоминалась.

 


Модератор отраслевого завтрака с компанией Canon, ИТ-директор
«Наука и инновации», Госкорпорация «Росатом», Кирилл Алифанов

 

«Печать – всегда большие затраты в компании. Что интересно конкретно мне в вопросах аутсорсинга и чем я заинтересовал своего финансового директора – в компании, к которой мы пошли за решением, нам предложили полностью перейти на аутсорсинг. То есть я совсем перестаю думать, сколько мне, к примеру, заказать картриджей, бумаги и так далее. Я перестаю быть директором по картриджам», – обозначил свою позицию г-н Алифанов. 

Одним из ключевых мероприятий последнего дня конгресса было заявлено пленарное заседание «Государство и ИТ», посвящённое актуальнейшей теме создания в России инфраструктуры электронного правительства. Спикеры из НИУ ИТМО, УЭК ЛО и ГП «ПРИОР Северо-Запад» оценили потенциал и риски использования государственных ИТ-решений, возможности использования инфраструктурных решений, создаваемых государством, для развития нового и существующего бизнеса, а также перспективы оказания госуслуг в электронном виде и межведомственного взаимодействия.

Дмитрий Трутнев, заместитель директора Центра технологий электронного правительства Национального исследовательского университета ИТМО и модератор встречи, открывал мероприятие своим обзорным выступлением о том, что представляет собой проект «электронное правительство», какие этапы в себя включает и как реализуется в России на сегодняшний момент. На данной диаграмме можно проследить основные этапы развития проекта, если  мы говорим, например, о порталах госуслуг.

За ходом заседания активно следил специальный гость – Арво Отт, член правления Академии электронного управления (Эстония), который, к сожалению, не присутствовал на заседании лично и потому общался со спикерами и участниками через Skype. Как докладчик, он рассказал об эстонском опыте внедрения электронного правительства – эксперты утверждают, что во всем мире только в Сингапуре и Эстонии электронное правительство работает по-настоящему. Эта балтийская страна стала одним из мировых лидеров по внедрению IT-технологий в повседневную жизнь, и Россия, безусловно, стремится достичь такой же интегрированности современных информационных процессов в сфере государственной власти и госуслуг. Член петербургского CIO-клуба Игорь Орлов также принял участие в заседании в качестве докладчика: его компания УЭК ЛО занимается внедрением универсальных электронных карт на территории Санкт-Петербурга и Ленобласти и осуществляет одно из ключевых направлений проекта «электронное правительство».

Ближе к концу третьего дня серьёзные мероприятия, связанные с техническими аспектами деятельности CIO, уступили место более неформальным, связанным с эргономикой, психологией и профессиональной мотивацией. В рамках кулуарных встреч Дмитрий Иншаков, ИТ-директор компании PwC в России, предложил участникам конгресса немного отдохнуть и пофантазировать на тему офиса будущего. Вопросы, которые предлагалось обсудить: лучшие современные офисы как некая «тропинка в будущее», концепция «умного офиса» и прогнозы, как изменятся офисы через 10 лет.

Г-н Иншаков изложил своё представление о том, как может выглядеть идеальный офис, и попутно рассказал о наиболее интересных и необычных офисных решениях; в числе примеров были упомянуты московский офис PwC и офис Google, который является мечтой для российских и зарубежных соискателей, не в последнюю очередь благодаря прекрасному, эргономичному офисному пространству.

 


ИТ-директор PwC Дмитрий Иншаков об идеальном офисе
и современных тенденциях в организации рабочего пространства

 

Обсуждение идеального офиса, который позволил бы ИТ-специалистам в прямом смысле отдыхать на работе, предваряло следующую сессию – «7 правил мотивации, или Как CIO не перегореть на работе». Модератором выступил ИТ-директор ОАО «Светлана» и член правления SPb CIO Club Сергей Горшенин, которого очень часто можно видеть в роли ведущего мастер-классов и встреч «Без галстуков», посвящённых мотивации ИТ-специалиста. Спикерам мероприятия предстояло рассказать о том, что такое «профессиональное выгорание», как его распознать в сотрудниках, а также о статистике в данной области и собственном опыте борьбы с синдромом профессионального выгорания.

Юлия Сахарова, директор петербургского филиала портала HeadHunter, представила участникам сессии результаты последних опросов общественного мнения; каждый год HeadHunter по традиции проводит специальное исследование в соответствии с секцией. «Люди устают точно так же, как металлы. В кризисный 2008 год был проведён целый ряд исследований среди соискателей – тогда все очень сильно напряглись, сжались, как на войне; никто не болеет, никто не отдыхает, про деньги никто даже не думает – лишь бы остаться на рабочем месте. Последствия такого поведения очевидны: когда заканчивается «война» и кризис позади, появляется более явное осознание перегрузок и переутомления. И хронический стресс зачастую является катализатором «синдрома эмоционального выгорания», когда сначала ты чуть меньше хочешь, чуть меньше «зажигаешься» и меньше предлагаешь, а потом это выходит на физический уровень: головные боли, проблемы с позвоночником, нарушения сна. Мне кажется, у любого управленца, особенно у того, кто работает на должности не менее 5 – 7 лет, а в одной компании не менее 3 – 4  лет, в какой-то момент возникает ощущение потолка, остановки развития, отсутствия желания что-то делать – в общем, эмоционального выгорания», – предварила Юлия разговор о сухих цифрах.

В опросах приняли участие в общей сложности 4000 человек, из них 600 – ИТ-шники, из них 170 – CIO. Был произведён сравнительный анализ по данным параметрам среди представителей ИТ-сферы и среди представителей всех остальных сфер (реклама, маркетинг и т. д.). На вопрос «Знакомы ли вы с синдромом профессионального выгорания?» 21 % ответил «нет, не знакомы», 21 % – «знакомы, но не сталкивались»; 24 % сталкивались лично. На первом месте среди факторов профессионального выгорания у ИТ-специалистов стоит отсутствие карьерного роста, на втором – постоянные стрессы. Проблема ощущения потолка и невозможности расти дальше ощущается ИТ-шниками острее, а у остальных профессий этот параметр на втором месте. Что любопытно – фактор рутины также ставится ИТ-специалистами выше, чем профессионалами из других областей.
На вопрос, как руководство может помочь справиться с синдромом эмоционального выгорания, предлагаются следующие варианты ответа: обсуждать проблемы, предлагать решения, конструктивно взаимодействовать, наказать или поощрить материально.  Далее – обеспечивать обратную связь и выслушивать идеи. На четвёртом месте у ИТ-специалистов – отправлять сотрудников на тренинги. То есть  возможность повышения своей компетенции и профессиональных навыков гораздо важнее, нежели похвала и эмоциональная поддержка начальства. Кстати, одним из популярных ответов был  «развивать пофигизм», что вызвало бурное одобрение среди участников сессии.

 


Директор петербургского филиала HeadHunter Юлия Сахарова о статистике, пугающей
и не очень, о вреде хронического стресса и пользе конструктивного взаимодействия

 

Г-жа Сахарова подчеркнула, что позиция руководства в вопросах психологического комфорта сотрудников имеет ключевое значение. Согласно опросу,  реагируют руководители на эмоциональное состояние сотрудника с синдромом профессионального выгорания по-разному. 3 % опрошенных говорят «мне не до этого», 10 % считают это личным делом сотрудников, 62 % стараются что-то предпринять, поддержать, помочь советом, 25 % стараются повлиять инструментальным способом: отправить на обучение, поощрить материально и т. д.

«На тренингах очень часто предлагают рисовать «ромашку». Лепестки ромашки – это сферы жизни: работа, семья, хобби, друзья и так далее. Чем больше человек рисует лепестков, тем более разносторонни его интересы, а размер каждого лепестка говорит о значении той или иной сфер жизни для человека. Очень часто трудоголики и люди с выраженным синдромом профессионального выгорания рисуют огромный лепесток на работу, и в зачаточном состоянии у них находятся  увлечения, общение, личная жизнь. Если у такого человека возникают проблемы на работе, ему негде забыться, нечем компенсировать свои профессиональные трудности. И это очень опасно как для самого человека, так и для внутреннего климата компании. Характеристика, которую чаще дают профессионально выгорающему человеку коллеги и руководители: «Он неплохо справляется со своими обязанностями, но пассивен и не выходит за рамки очерченных обязанностей; у него нет блеска в глазах, и с ним порой тяжело психологически». Как следствие, эффективность такого сотрудника падает, а его упаднические настроения потом передаются другим сотрудникам». 

Центральным элементом всей сессии стал кейс «Задачка об Иване Ивановиче». Иван Иванович руководит департаментом информационных технологий компании более пяти лет, у него хорошая репутация в глазах начальства и коллег и более чем 10-летний опыт работы в компании. За заслуги в достижениях ИТ-департамента его даже ввели в совет директоров. Однако в последнее время Иван Иванович стал безынициативным, равнодушным и меланхоличным, у него пропал «блеск в глазах». Налицо синдром профессионального выгорания. Данная ситуация, безусловно, тревожит руководство, которое ждёт от Ивана Ивановича инициатив, связанных с дальнейшим развитием компании.
Для работы с кейсом участников разделили на две группы. Одна должна была определить причины такого поведения героя и принять решение, какие действия должен предпринять Иван Иваныч для изменения ситуации. Другой группе предстояло с позиции HR-директора и генерального директора компании предложить свои пути, как вывести Ивана Ивановича из неприятного состояния.

 


Команда под руководством Дмитрия Иншакова в режиме мозгового штурма предлагает
Ивану Ивановичу пути «лечения» синдрома профессионального выгорания

 

Как заметил ИТ-директор компании «Талосто» Денис Бобров, синдром профессионального выгорания – это выработанный механизм защиты от определённых психотравмирующих воздействий. Среди тех, кто подвержен синдрому профессионального выгорания, наибольший процент составляют люди, эмоционально вовлечённые в профессию, вынужденные проявлять гиперактивность и, наконец, находящиеся в возрасте от 30 до 40 лет. Статистика по ИТ-директорам такова, что большинство из них попадают во все три группы риска, что делает вопросы борьбы с профессиональным выгоранием особенно актуальными для CIO. 
По мнению г-на Боброва, беда ИТ-директоров состоит в том, что «мы привыкли получать удовольствие от результата, а не от процесса; нас всегда этому учили. Результат – это мгновение, а процесс движения к результату – жизнь. Мы входим в синдром профессионального выгорания месяцами, годами, и потому отпуск, который так рекомендуют психологи, не спасёт. Мы попали в эту беду не за две недели, и за две недели нас оттуда не вытащить».

 


ИТ-директор компании «Талосто» Денис Бобров: «Мы привыкли
получать удовольствие от результата, а не от процесса.
Результат – это мгновение, а процесс движения к результату – жизнь»

 

В заключение своего выступления г-н Бобров поделился рекомендациями, как выходить из синдрома эмоционального выгорания: «Первое – научиться грамотно отдыхать и грамотно лениться. Второе – писать всё, что приходит в голову, используя блоги, социальные сети, личный дневник, в конце концов, собственную книгу. Это необходимо, чтобы прекратить внутренний диалог, который отнимает ваши силы и ещё больше усугубляет проблемы. Третье – развивать внутренний пофигизм, спокойно относиться ко всему, что вы не можете изменить. Пятое – «рисовать» цели с расчётом на время – на полгода, на год, чтобы понять, чего вы хотите на самом деле. Наконец, мечтать. На работе мы постоянно находимся в состоянии стресса, а человек всегда мечтает о хорошем, он не умеет мечтать о плохом. Поэтому, когда мы мечтаем,  это уже приносит позитив». 

Автор: Алена Семенова.

Тематики: Кадры, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: SPb CIO Club