МТС сдаст сеть

Оператор надеется улучшить финансовые показатели, передав обслуживание сети на аутсорсинг. Как стало известно "Газете", компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) планирует серьезные изменения в практике ведения бизнеса. В течение трех последних месяцев менеджмент оператора ведет переговоры с производителями оборудования для сетей связи о передаче обслуживания сети МТС на аутсорсинг. По данным "Газеты", предложения от МТС получили Alcatel, Ericsson и Huawei.

Помимо обслуживания сети МТС производителям предложен на рассмотрение еще более радикальный вариант - полный или частичный выкуп сети у оператора. И не исключено, что это может всерьез заинтересовать поставщиков, которые живут в условиях очень конкурентного российского рынка, прибегая в погоне за капризными клиентами-операторами даже к такой неприятной мере, как демпинг.

По информации источника «Газеты», в МТС рассчитывают на то, что отказ от обслуживания сети собственными силами поможет сократить операционные издержки и капитальные затраты. Кроме того, пойдя на данный шаг, МТС сможет значительно уменьшить расходы на персонал. По данным источника, штат технических специалистов МТС в два раза превышает число сотрудников основного конкурента - ОАО «ВымпелКом», владеющего сетью «Билайн».

По данным «Газеты», то, что компания нуждается в серьезных переменах, в МТС поняли как минимум три месяца назад, еще при прежнем президенте - Василии Сидорове. Однако он был вынужден досрочно покинуть свой пост месяц назад после объявления слабых финансовых итогов 2005 года. Теперь воплощать проект аутсорсинга в жизнь, видимо, придется команде Леонида Меламеда.

Сдача сети на аутсорсинг - управление, обслуживание, сервис и техническую поддержку - считается в мировой практике сотового бизнеса одним из способов экономии средств. По данным компании Ericsson, экономия от перехода на модель аутсорсинга в среднем составляет 15-20%, а в отдельных случаях может достигать и 40%.

Правда, обычно к этой мере прибегают операторы, которые еще только строят свою сеть: наняв стороннюю компанию, не нужно тратиться на покупку дорогостоящего оборудования и оплату специалистов, которые занимаются его обслуживанием. Однако иногда аутсорсинг может быть интересен и крупным компаниям, имеющим готовые сети.

Не исключено, что это как раз случай МТС. В ряд российских регионов и СНГ компания МТС пришла, купив местных операторов, которые уже имели свои сети, а значит, и штат обслуживающих их сотрудников. При этом сети построены на разном оборудовании, для работы с которым требуются подготовленные специалисты. Это и привело к раздуванию штата. МТС вообще свойственна гигантомания - оператор считается крупнейшим в Восточной Европе, и последние пару лет руководство не жалело средств на то, чтобы этот имидж поддерживать. Путем различных акций МТС стремилась любой ценой увеличить свою абонентскую базу, пусть местами и номинальную. Такой подход привел к тому, что 2005 год компания закончила с куда менее впечатляющими результатами, чем «ВымпелКом», - капитализация МТС выросла всего на 5% против почти 30% у конкурента.

Теперь для МТС может быть интересен аутсорсинг, поскольку он позволит существенно сократить ряд расходов, а значит, в перспективе увеличить прибыль. «Безусловно, аутсорсинг управления сетью или ее частью может быть очень выгоден для крупных российских операторов сотовой связи. Дело в том, что российский рынок сотовой связи достиг стадии насыщения и вышел на новый этап развития, и для повышения эффективности своего бизнеса операторам очень важно сократить издержки на обслуживание своих сетей. Аутсорсинг отлично способствует достижению этой цели. Кроме того, передавая управление сетью производителю оборудования, оператор получает возможность сосредоточиться на основной сфере своей работы - обслуживании абонентов, маркетинговых аспектах, разработке новых абонентских услуг», - считает Юлия Еланская, руководитель отдела продаж услуг связи Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии.

Все крупные производители оборудования в беседе с «Газетой» дружно отметили, что аутсорсинг управления сетью стал мировой тенденцией, к этой практике прибегают операторы в разных странах мира. В России же МТС, видимо, предстоит выступить роли первопроходца, которую прежнее руководство не очень-то любило, предпочитая для начала наблюдать, насколько успешно внедряют новшества конкуренты, и только потом использовать их в своем бизнесе.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: