Второй эшелон вышел на связь. Услуги для бизнес-пользователей оказались золотой жилой

В мае компании, работающие на рынке телекоммуникационных услуг для бизнес-пользователей, опубликовали итоги своей работы за 2005 год. Финансовые показатели операторов указывают на стремительный рост всего петербургского рынка так называемой коммерческой телефонии. Особенно быстро растет бизнес у операторов второго эшелона, которые уже стали составлять заметную конкуренцию лидерам. Целостность картины нарушают лишь итоги работы третьего по размеру альтернативного оператора Северной столицы -- ЗАО "Метроком", которое потеряло в 2005 году 4% своей выручки.

Органический рост

Петербургский рынок услуг связи для бизнес-пользователей стремительно растет. Крупнейший оператор, работающий в этом сегменте, ЗАО "Петерстар" смогло в прошлом году увеличить свою выручку на 16%, до $91,6 млн. Даже несмотря на то что по сравнению с 2004 годом "Петерстар" несколько замедлил свой рост (тогда выручка компании подскочила на 20%), в абсолютном выражении прирост оказался довольно заметным и составил $12,6 млн. "В 2005 году мы снизили свою активность в сегменте услуг для других операторов связи, при этом доходы от них в 2004 году составляли около 10 процентов от общей выручки", -- сообщили Ъ в "Петерстаре". Основным драйвером роста в "Петерстаре" по-прежнему называют услуги доступа в Интернет. Прирост в этом сегменте в 2005 году составил 39%, или $8 млн, а объем интернет-трафика увеличился в 2,6 раза, до 230 Тб в месяц. В целом услуги передачи данных и доступа в Интернет принесли "Петерстару" $28,6 млн. Зато доходы компании от предоставления услуг бизнес-телефонии(без учета доступа в Интернет и передачи данных) в 2005 году выросли несильно. В этом сегменте они составили $43 млн, увеличившись по сравнению с 2004 годом на $2 млн.

Все плотнее к лидеру подбирается петербургский филиал "Голден телекома". По данным Ъ, компания в 2005 году смогла на 30% увеличить свою выручку, которая составила около $40 млн. При этом в отличие от "Петерстара", который, например, обслуживает по регулируемым тарифам жителей Васильевского острова, "Голден телеком" работает исключительно на рынке бизнес-телефонии. В 2005 году оператор реализовал около 9 тыс. номеров, а выручка на одну линию составила $45. Основным драйвером роста в компании называют сохраняющийся спрос на услуги бизнес-телефонии.

Однако самый большой рост по итогам 2005 года продемонстрировали небольшие игроки рынка, так называемые операторы второго эшелона (компании, имеющие монтированную емкость в пределах 10 тыс. номеров). По данным Ъ, доля небольших операторских компаний в общем объеме включенных для корпоративных клиентов номеров в прошлом году составила 22%, тогда как в 2002 году этот показатель был равен всего 5%. "Ланк телеком", например, за прошлый год смог увеличить свою выручку в 1,6 раза (в итоге она составила $6 млн). При этом компания удвоила численность корпоративных клиентов, которая по итогам 2005 года составила 1,4 тыс. юрлиц. Генеральный директор "Ланк телекома" Николай Сторожев отмечает, что компания в 2005 году не проводила никаких масштабных рекламных кампаний, а удвоение абонентской базы произошло из-за органического роста рынка. "Одна из причин успеха небольших компаний -- это более высокая, чем у крупных операторов, гибкость и лояльность к требованиям клиентов. С небольшими операторами всегда легче договориться, например о цене и скидках", -- говорит господин Сторожев. Другой оператор -- "Северен-телеком" -- в 2005 году смог удвоить не только число своих бизнес-пользователей, но и выручку (см. вынос). Отмечают рост рынка и в ЗАО "Петербург транзит телеком" (ПТТ), которая является крупнейшим в городе провайдером оптовых услуг для бизнес-операторов. ПТТ смогла увеличить свою выручку с $49 млн в 2004 году до 57 млн в 2005-м. При этом объем реализации номерной емкости вырос у ПТТ в 2005 году по сравнению с предыдущим годом на 40%.

"Метроком" поехал не в ту сторону

Общую картину роста несколько нарушают финансовые показатели компании "Метроком", входящей в тройку крупнейших операторов бизнес-телефонии Петербурга. В прошлом году оператор перенес целый ряд серьезных потрясений. До весны 2005 года 55% акций "Метрокома" принадлежали ГУП "Петербургский метрополитен", а остальные 45% контролировала структура группы МЕНАТЕП -- Antel Holdings Ltd. Управляли же компанией топ-менеджеры Петербургского метрополитена. Однако в апреле прошлого года Смольный решил самостоятельно поуправлять телекоммуникационным активом ГУПа, и комитет по управлению городским имуществом изъял у метрополитена 55% акций оператора. Спустя несколько месяцев после этого в "Метрокоме" появилась должность президента, которую занял экс-глава комитета по информатизации и связи петербургской администрации Сергей Жданов. Выполнявший до этого обязанности генерального директора компании Евгений Максаков был смещен на пост вице-президента. Кадровые перестановки коснулись не только топ-менеджеров "Метрокома" -- в течение прошлого года был также обновлен практически весь средний менеджерский состав.

Еще одна сделка, связанная с "Метрокомом", случилась в августе 2005 года: пакет группы МЕНАТЕП выкупил один из крупнейших в России операторов коммерческой телефонии "Комстар -- объединенные телесистемы" (КОТ). Приобретение обошлось КОТу в $24,5 млн. После этой сделки рынок ожидал еще одной: казалось, что, покупая часть "Метрокома", КОТ имел гарантии от Смольного на опцион по приобретению недостающих до контрольного пакета акций. Передача Петербургским метрополитеном своего пакета в собственность КУГИ вполне логично вписывалась в эту схему. Учитывая, что КОТ давно мечтал обзавестись своим проводным оператором в Петербурге, Смольный мог хорошо заработать на продаже акций. Однако горадминистрация заняла иную позицию. Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский выступил противником передачи контроля над "Метрокомом" в "частные руки". Аргументом послужило то, что "услугами оператора пользуются коммерческие банки города, федеральное и городское казначейства и все банкоматы". В итоге КОТ занял выжидательную позицию, и пока никакой активности, связанной с появлением нового акционера, "Метроком" на петербургском рынке не проявляет.

Все эти события не замедлили сказаться на финансовых показателях "Метрокома" за 2005 год. На фоне среднего роста рынка услуг для бизнес-пользователей примерно на 19% (оценка J'son & Partners) компания потеряла по итогам года 4% своей выручки. Напомним, что Сергей Щебетов, генеральный директор "Системы телеком", которая владеет КОТ, рассчитывал, что выручка "Метрокома" за 2005 год вырастет на 10%. В "Системе телеком" ситуацию вокруг "Метрокома" пока не комментируют. При этом председатель совета директоров "Метрокома" Михаил Осеевский, являющийся вице-губернатором Петербурга, ничего страшного в снижении выручки не видит. "Из-за того что финпоказатели оператора ухудшались, мы и взяли компанию под свое управление", -- сообщил Ъ господин Осеевский. Действительно, необходимо признать, что заметное снижение темпов роста "Метрокома" произошло еще в 2004 году, до того как к управлению компанией пришли чиновники. Напомним, что по итогам 2004 года выручка оператора составила $28,45 млн, увеличившись по сравнению с 2003 годом всего на $1 млн. Для сравнения: выручка "Голден телекома" за тот же период выросла на 36%, а "Петерстара" -- на 20%.

Тематики: Фиксированная связь, Финансы

Ключевые слова: