Голос уходит в IP

Объем рынка IP-телефонии в России к 2014 г. удвоится по сравнению с 2012 г. и достигнет 8,4-10 млрд руб. Сейчас более 70% рынка, или 2,9-3,2 млрд руб., приходится на корпоративный сегмент. Самым популярным приложением для виртуальной телефонии остается Skype.

Всего по итогам 2011 г. рынок операторской IP телефонии в России составил 4-4,5 млрд руб., а объем рынка частной IP-телефонии (без учета Skype и других подобных проектов) в IV квартале 2011 г. превысил 900 млн руб., говорится в исследовании, проведенном компанией J'son & Partners Consulting (J&P).

Согласно исследованию, трафик виртуальной телефонии в I квартале 2012 г. вырос на 28% по сравнению с I кварталом 2011 г. В целом за прошлый год этот показатель вырос в четыре раза и составил 3,7 млрд минут.

По оценке J&P, уровень развития операторских услуг IP-телефонии в РФ низкий по сравнению с лидирующими в этой сфере странами. Активнее всего развиваются voIP -проекты небольших альтернативных операторов. Кроме того, довольно высоки темпы развития услуг корпоративной IP-телефонии, в том числе услуг виртуальных АТС. В прошлом году они принесли провайдерам 1-1,5 млрд руб., сообщается в исследовании.

По итогам 2011 г. в России насчитывалось 22 млн пользователей IP-телефонии, что соответствует проникновению более 14%. Как прогнозирует J&P, в 2012 г. эти показатели вырастут до 27 млн и 17,3%, а к концу 2015 г. – до 37 млн и 23,5% соответственно. Основными драйверами роста рынка останутся дальнейшее развитие рынка ШПД, а также увеличение активности провайдеров IP-телефонии при сохранении высоких тарифов на междугородную связь.

Самым популярным приложением для интернет-телефонии является Skype, лидирующий с большим отрывом. Также популярны звонки через почтовый сервис Mail.ru и социальные сети ("Одноклассники", "ВКонтакте").

По прогнозам J&P, корпоративный сегмент рынка IP-телефонии будет расти на фоне уменьшения B2B-сегмента рынка фиксированной телефонии со среднегодовым темпом около 2%. Основную долю (55%) по доходам в корпоративном сегменте рынка занимают услуги междугородной и международной связи, остальные приходятся на услуги виртуальных АТС (ВАТС). Примерно 90% российского рынка ВАТС сосредоточено в Москве и Петербурге.

Как сообщается в исследовании, к концу 2016 г. рынок ВАТС увеличится до 3,8 млрд руб., а его среднегодовой рост составит 30%. ARPU на компанию - потребителя услуги ВАТС в период с 2010 г. по 2012 г. повысился более чем на 50%, с 19,4 тыс. руб. до 29,3 тыс. руб., причем ARPU по аналогичной услуге фиксированной связи упал на 24%. Эта тенденция сохранится как минимум до 2017 г., и уже в 2015 г. показатель ARPU для виртуальных АТС (39,9 тыс. руб.) превысит аналогичный показатель по фиксированной связи (32,4 тыс. руб.), говорится в исследовании.

На московском рынке услуг ВАТС лидирует ООО "Манго Телеком". Гендиректор компании Дмитрий Бызов согласен с результатами исследования J&P. "Рынок виртуальной телефонии в ближайшем будущем будет только расти за счет дальнейшего увеличения количества предприятий с высокой управленческой культурой, которые и составляют основной "костяк" абонентской базы. "Наиболее доходной останется как раз "продуктовая часть", а не часть, включающая в себя трафик", - рассказал он репортеру ComNews.

Рост и развитие этого рынка будут продолжаться, потому что корпоративным пользователям сегодня как никогда нужны встроенные в виртуальные АТС подсистемы поддержки управленческих технологий, например "воронки продаж", измерения эффективности рекламных кампаний и т.д., подчеркнул Дмитрий Бызов. "Виртуальные АТС сегодня становятся системообразующим элементом единой коммуникационной среды практически любого предприятия, а это означает дальнейший рост спроса на них", - констатировал он.

"Также будет расти и популярность CRM-систем, особенно уже интегрированных с так необходимыми среднему и малому бизнесу функциями телефонии, - прогнозирует Дмитрий Бызов. - Продукт такого рода будет востребован средним и малым бизнесом потому, что полностью отвечает его потребностям и закрывает самые болезненные "точки" в работе предприятия: например, позволяет постепенно вводить формализованные регламенты бизнес-процессов, автоматически контролировать последовательность операций и временные нормативы, подсчитывать KPI сотрудников".

Директор подразделения Instant Messaging Mail.Ru Group Игорь Ермаков тоже подтверждает, что рынок IP-телефонии будет расти по всем параметрам. "Мы наблюдаем рост популярности этой услуги в наших мессенджерах - ICQ и "Агент Mail.ru", - рассказал он репортеру ComNews. - Есть инициативы от производителей по поддержке IP-телефонии следующим поколением мобильных телефонов и ОС прямо из коробки. Этому способствует развитие беспроводных сетей высокой пропускной способности (LTE)".

Юнна Коцар

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: IP-телевидение