Баннеры притормозили. АКАР подтвердила замедление роста интернет-рекламы

Темпы роста медийной интернет-рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы) замедляются. В июле-сентябре расходы на нее увеличились, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), на 17,5%, тогда как в предыдущие кварталы прирост составлял 25-39%. Крупнейший игрок в этом сегменте — Mail.ru Group — проседает более значительно: его доходы от медийной рекламы в июле-сентябре выросли лишь на 7,6%.

В целом расходы на рекламу за девять месяцев увеличились на 14%, до 205-206 млрд руб. без НДС, объявила вчера АКАР. Если сопоставить эти цифры с данными за первые шесть месяцев, то в отдельно взятом третьем квартале рост составил 16,8%, до 67,5 млрд руб. В январе-марте этот показатель равнялся 14%, до 61-62 млрд руб., в апреле-июне — 13%, до 76,5 млрд руб.

По конкретным медиа наибольший интерес представляет оценка АКАР по интернету. Две недели назад публичная Mail.ru Group констатировала, что развитие всего сегмента медийной интернет-рекламы замедляется. Соответствующие доходы компании в третьем квартале увеличились всего лишь на 7,6%, до 1,075 млрд руб. В первом квартале прирост составил 38,1%, до 1,08 млрд руб., во втором — 18%, до 1,088 млрд руб. Заявленное "ухудшение" всего сегмента представитель Mail.ru Group Ксения Чабаненко тогда объясняла перераспределением рекламодателями своих бюджетов в пользу ТВ. Компания также предупреждала, что замедление в этом сегменте продолжится и в четвертом квартале (см. "Ъ" от 26 октября).

Отчитавшийся позже "Яндекс" такого драматического замедления темпов роста в данном сегменте не продемонстрировал. В январе-марте его доходы от медийной интернет-рекламы выросли на 28%, до 420 млн руб., во втором — на 43%, до 628 млн, в третьем — на 25%, до 580 млн руб. Вчера в "Яндексе" уточнили, что у медийной рекламы "в летние месяцы были хорошие показатели, а в сентябре сегмент просел". И хотя в октябре по сравнению с сентябрем наблюдалось оживление, в компании полагают, что "волатильность в этом сегменте может сохраниться до конца года".

Доходы всех интернет-площадок от медийной рекламы действительно растут все меньшими темпами, свидетельствует последняя оценка АКАР. Если в первом квартале они увеличились на 25%, до 2,6 млрд руб., во втором — на 34-39%, до 4,3 млрд, то в третьем — лишь на 17,5%, до 4,7 млрд руб. При этом из данных АКАР также следует, что Mail.ru Group по своей динамике более чем вдвое отстает от всего сегмента. Соответственно, резко сокращается и доля компании. Если по итогам первого квартала на Mail.ru Group приходилось 42% всех затрат на медийную рекламу, то по итогам третьего — только 23%. У "Яндекса" снижение доли в этом сегменте не такое значительно: 16% против 12%.

В Mail.ru Group признают, что в третьем квартале ее доходы от медийной рекламы росли медленнее, чем в целом весь сегмент. Вице-президент компании Алексей Катков обращает внимание прежде всего на инициированное компанией снижение рекламного инвентаря. В частности, весной была отключена реклама в ICQ и сокращен рекламный объем на "Одноклассниках", который был частично восстановлен только осенью. Кроме того, летом была запущена "облегченная" главная страница Mail.ru. Дополнительным объективным фактором стал введенный с конца июля запрет на рекламу алкоголя в интернете, напоминает господин Катков.

Гендиректор агентства Adwatch Isobar Андрей Чернышов уверен, что зафиксированное замедление темпов роста медийной рекламы — временное явление, и обусловлено оно было в первую очередь все-таки конкуренцией интернета с ТВ. Для интернета, который еще два года назад был четвертым медиа по объему рекламных сборов, это очень большое достижение, считает господин Чернышов.

Сергей Соболев

Тематики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: интернет-маркетинг