GPS победил GSM

По прогнозам аналитиков Berg Insight, к 2009 году европейский рынок LBS (Location Based Services- сервисов для определения местоположения) достигнет объема 2 млрд евро. В борьбе за эти деньги сотовые операторы проигрывают провайдерам спутниковой навигации. Участники рынка уверены, что и российским компаниям мобильной связи не под силу тягаться со спутниковыми сервисами в гонке LBS-приложений для бизнеса.

Сервисы для определения местоположения объекта - очень востребованные рынком услуги, утверждают аналитики AC&M-Consulting. По данным их исследования, около 30% опрошенных представителей бизнес-сообщества заинтересованы в услугах такого типа.

"По большей части услуги LBS востребованы грузоперевозчиками, дистрибуторами, у которых мерчандайзеры ездят по городу, курьерскими службами и службами доставки.

Руководитель может в режиме онлайн отслеживать передвижения каждого сотрудника на карте города, корректировать маршрут. Все это повышает эффективность работы",- объясняет директор по развитию бизнеса сети "МегафонМосква" Василий Кузичев.

C 2002 года по наши дни "Мегафон" первым из столичных операторов запустил в 2002 году Weblocator, предназначенную для отслеживания движения транспорта, а двумя годами позже вывел ее на массовый рынок, переименовав в АОП, а в 2006 году - в "Навигатор". Отправив запрос по SMS, абонент может проследить по карте города на сайте "Мегафона", где находится другой человек с телефоном, или отыскать ближайшие магазины и кинотеатры.

Такое удовольствие стоит 26,5 руб. в месяц, плюс 5,3 руб. за каждый запрос.

МТС вышел на рынок LBS значительно позже - в 2005 году оператор предложил комплекс услуг под брэндом "МТСпоиск": "Мой город", "Мой бизнес", "Наши дети", "Мои друзья", "Безопасность", "Мой автомобиль". Определение местоположения при помощи SMS обходится у него в среднем в $0,15. "Вымпелком" оказался последним в тройке - в сети "Билайн" услуги мобильного позиционирования заработали в коммерческом режиме только в марте текущего года. Подписка на "Мобильный локатор" и услугу "Адрес" бесплатная, а каждый SMS-запрос обходится в $0,06 или 1,72 руб.

Низкое качество услуги

"Наше исследование показало, что, например, в сегменте частных пользователей абоненты готовы тратить на сервис не больше $3. Корпоративные пользователи - больше, но их, как правило, не удовлетворяет качество мобильного позиционирования",- утверждает аналитик AC & MConsulting Александр Шатиков. Его коллега, ведущий аналитик J'son & Partners Максим Мучкаев добавляет, что практически все коммерческие проекты LBS в сотовых сетях отличаются низкой точностью определения местоположения абонента. "Изначально в стандарт GSM такая функциональность не закладывалась.

Положение объекта определяется на основе данных с базовых станций оператора, в которых регистрируется мобильный телефон. В Москве и в крупных городах точность определения выше, чем в сельской местности, за счет большей плотности базовых станций, но в любом случае не идет ни в какое сравнение с GPS",- уточняет Мучкаев.

Почему мобильные операторы уступают рынок

GPS (Global Positioning System) - американская навигационная система, состоящая из 24 спутников,- основной конкурент LBS-сервисов сотовых операторов на рынке корпоративных пользователей. За присоединение к которой платить не надо, достаточно приобрести GPS-приемник и карты. Стоимость приемника и одной карты начинается приблизительно с $200. "Пользоваться GPS не так выгодно, как кажется сначала,- утверждает директор департамента прикладных систем Race Communications Михаил Хажинский.- Если сравнить со средними расходами наших корпоративных пользователей, то контроль за одним мерчендайзером обходится в среднем в год в $120, в то время как только один приемник GPS стоит в среднем около $300".

Тем не менее компании, заинтересованные в навигационных сервисах не спешат делать ставку на LBS-системы сотовых сетей. "Каждый курьер DHL использует мини-компьютер, собирающий информацию о принимаемых или доставляемых грузах. Данные каждые 15 мин. передаются по сетям каналу GPRS. Но сервисами LBS сотовых операторов мы не пользуемся: они показывают лишь границы района, где находится курьерская машина, а наша информация с терминала сбора данных зачастую точнее",- уверяет директор по информационным технологиям DHL в СНГ и странах ЮгоВосточной Европы Геннадий Столяров. С ним соглашается и директор по маркетингу телекоммуникационной компании "Караван" Андрей Цуманов: "За пределами МКАД100-процентное покрытие не обеспечивает ни один оператор. Точность позиционирования невысокая и напрямую зависит от плотности установки базовых станций. За городом погрешность в определении местонахождения может быть громадной. Осуществляя свой выбор, каждый хочет закрыть свои задачи с наименьшими затратами. И сегодня в большинстве случаев он будет в пользу спутниковой системы".

Качество в цене

Впрочем, миф о бесплатной спутниковой навигации развенчивает сфера действующих бизнес-приложений для мониторинга передвижений объектов. "Спутниковые системы, в отличие от LBS, в GSM-сетях действительно дешевле, если в сотовых приложениях информация будет обновляться с той же частотой, что и в системах комбинированных GPS/GPRS, то цена получится просто астрономической - никак не $10. У нас информация, полученная со спутников, передается по GPRS-каналам. Если обновлять ее каждые 15 сек., обслуживание одной системы обойдется приблизительно в 630 руб. в месяц, плюс GPRSтрафик - около $10. Зато из центра можно непрерывно, с высокой точностью следить за передвижением любого числа объектов, а не делать SMS-запросы",- доказывает начальник отдела разработок "Конкорд-GPS" Александр Селезнев. По всей видимости, такие цены устраивают и подписчиков их сервисов. "В целом региональная ситуация не отличается от ситуации в Москве- и там, и там системы GPS-мониторинга безоговорочно лидируют",- подтверждает аналитик J'son & Partners Максим Мучкаев.

LBS как развлечение

По словам Мучкаева, перспектива применения LBS в сотовых сетях- это развлечения и целевой маркетинг (продвижение услуг с привязкой к географической точке).

Сотовые операторы действительно активно запускают разного рода развлекательные приложения, позволяющие отыскать ближайшее кафе и магазин, узнать, где находятся друзья и возвращаются ли дети из школы.

"Частных пользователей сотовых сервисов определения местоположения несомненно больше, но дохода они приносят в среднем в 10 раз меньше, чем корпоративные подписчики. В среднем простой абонент приносит около $0,80 в месяц, а корпоративный - $10",- отмечает Михаил Хажинский из Race Communications.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь

Ключевые слова: