J’son & Partners Consulting: обзор российского рынка мобильного интернет-доступа

Аналитическая компания J’son & Partners Consulting представляет результаты исследования российского рынка мобильного интернет-доступа по итогам 2012 года: анализ ключевых параметров потребления, оценка общей аудитории и наиболее популярных действий, совершаемых в мобильном пространстве. По оценкам компании, суммарная российская абонентская база передачи данных с мобильных устройств (выраженная в SIM-картах) – смартфонов, мобильных телефонов и планшетных ПК – достигла 65,5 млн активных абонентов, активная абонентская база пользователей мобильного Интернета на USB-модемах составила около 11,9 млн.

По данным J’son & Partners Consulting, на текущий момент фиксированный доступ в Интернет остается более популярным в России, чем мобильный. Тем не менее уже сейчас интернет-доступ без проводов становится неотъемлемой частью жизни многих людей в России. Так, по оценкам компании, среди всей российской интернет-аудитории 83 % когда-либо пользовались беспроводным доступом в Интернет, 8 % людей в России используют беспроводной интернет-доступ чаще, чем фиксированный, а 4 % пользуются только беспроводным доступом. При этом понятие «беспроводной» в данном случае включает в себя все стандарты беспроводной передачи данных: мобильный интернет-доступ от операторов, фиксированный доступ, с помощью Wi-Fi и др. По оценкам J’son & Partners Consulting, к концу 2012 года суммарная российская абонентская база передачи данных с мобильных устройств (выраженная в SIM-картах) – смартфонов, мобильных телефонов и планшетных ПК – достигла 65,5 млн активных абонентов, активная абонентская база пользователей мобильного Интернета на USB-модемах составила около 11,9 млн (выданные на руки SIM-карты, при помощи которых осуществлялся выход в Интернет хотя бы 1 раз за рассматриваемый месяц, при этом один пользователь может владеть одновременно несколькими SIM-картами).



Проникновение мобильного интернет-доступа в России и других странах, %, 2012. Данные Informa, ITU, J’son & Partners Consulting

На текущий момент проникновение мобильного интернет-доступа в России приблизительно в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем в мире, при этом уступает значению показателя для ряда стран Западной Европы, США, Японии и Южной Кореи. Большая часть абонентов мобильного интернет-доступа в России выходит в сеть с обычных мобильных телефонов. Средний трафик передачи данных абонента мобильного телефона существенно ниже, чем у абонента смартфона, планшетного ПК или USB-модема. При этом в следующие несколько лет, по мнению J’son & Partners Consulting, именно смартфоны и планшетные ПК внесут наиболее значительный вклад в рост абонентской базы и трафика мобильной передачи данных. По итогам 2012 года активная абонентская база пользователей мобильного интернет-доступа на смартфонах выросла на 88 % относительно итогов 2011 года и составила 22,5 млн абонентов (около 34 % абонентов мобильной передачи данных с мобильных устройств). Стоит отметить, что общий наличный парк смартфонов составляет, по данным аналитиков, 27,2 млн устройств. Таким образом, около 80 % обладателей смартфонов являются абонентами мобильного доступа. Средний трафик мобильной передачи данных обладателя смартфона составил по итогам 2012 года 303 МБайт/месяц (+150 % относительно 2011 года). Количество абонентов, использующих для выхода в Интернет планшетный ПК, пока сравнительно невелико – 2,5 млн, что эквивалентно 4 % абонентов передачи данных с мобильных устройств, или 71 % всех пользователей планшетных ПК. Средний трафик в месяц на одного активного пользователя планшетного ПК составил 450 МБайт/месяц по итогам 2012 года (+ 80 % относительно итогов 2011 года).

 



Число активных абонентов и средний трафик в месяц на одного активного пользователя мобильного интернет-доступа, Россия, октябрь 2012. Данные J’son & Partners Consulting

По мнению J’son & Partners Consulting, существенное увеличение среднемесячного интернет-трафика пользователей «умных» мобильных устройств в 2012 году обусловлено в первую очередь ростом популярности сервисов и приложений на основе мобильного доступа в Интернет. Возможности современного смартфона позволяют выполнять при помощи устройства значительное количество повседневных задач. Поиск, навигация, просмотр видео, пользование социальными сетями и др. задачи постепенно «перетекают» в мобильное пространство. Хотя смартфон и планшетный ПК не могут полностью заменить персональный компьютер или ноутбук, без «умного» мобильного устройства многие уже не представляют свою жизнь. Так, по результатам проведенного J’son & Partners Consulting в октябре 2012 года исследования, 41 % пользователей мобильного доступа со смартфонов и 52 % с планшетных ПК используют свое устройства для выхода в Интернет все 7 дней в неделю. Таким образом, пользователи планшетных ПК используют мобильный интернет-доступ все 7 дней в неделю на 20 % чаще, чем пользователи смартфонов. Аналитики J’son & Partners Consulting склонны полагать, что это в первую очередь связано с тем, что размер экрана планшетных ПК больше экрана смартфонов, за счет этого использовать мобильный интернет-доступ для пользователей планшетных ПК значительно удобнее.



Суммарный российский трафик мобильной передачи данных (включая передачу данных на USB-модемах), ПБайт, 2010 – 2016 гг. Данные J’son & Partners Consulting


Почти половина пользователей услуги мобильного интернет-доступа с планшета и смартфона совершают более трех интернет-сессий в день. На текущий момент пользователи планшетов чаще пользуются поисковыми приложениями, чем пользователи смартфонов. Самым популярным поисковым приложением среди пользователей мобильного интернет-доступа является Google, причем данный поисковик лидирует как среди пользователей смартфонов, так и среди пользователей планшетных ПК. «Яндекс» чуть менее популярен, но отстает незначительно. Пользователи планшетных ПК существенно чаще просматривают онлайн-видео, чем пользователи смартфонов. Лидером среди сервисов просмотра видео у пользователей беспроводного интернет-доступа является YouTube. Данным приложением пользуется 83 % опрошенных пользователей планшетных ПК и 67 % пользователей смартфонов, второе место принадлежит социальной сети «ВКонтакте». Пользователи планшетных ПК чаще пользуются социальными сетями через мобильное устройство, чем пользователи смартфонов. Самой популярной социальной сетью и у тех, и у других является «ВКонтакте». Данной социальной сетью с мобильного устройства пользуются 81 % пользователей мобильного интернет-доступа с планшетного ПК и 74 % пользователей со смартфона.

Что касается прогнозов, то, по результатам опроса пользователей беспроводного интернет-доступа со смартфонов и планшетных ПК, проведенного J’son & Partners Consulting в октябре 2012 года, 43 % пользователей смартфонов и 57 % пользователей планшетных ПК планируют проводить больше времени в Сети в следующем году. В то же время продажи планшетов и смартфонов – основных мобильных устройств доступа к Интернету – будут расти и в 2015 году составят 22,2 и 5,8 млн устройств соответственно. По прогнозам J’son & Partners Consulting, суммарный российский трафик мобильной передачи данных достигнет к концу 2016 года 3160 ПБайт, увеличившись в 6 раз по сравнению с итогами 2012 года.



Суммарный объем продаж смартфонов и планшетных ПК в России, млн. Данные J’son & Partners Consulting


Говоря об основных драйверах рынка мобильного Интернета в России, в J’son & Partners Consulting выделяют рост продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК, в особенности рост количества бюджетных смартфонов с полным набором функционала (экспансия платформы Android в среднем и нижнем ценовых сегментах рынка смартфонов, в результате чего смартфон постепенно превращается в массовый телефон). Кроме того, рост продаж смартфонов идет параллельно с увеличением их мощности (уже сейчас на рынке присутствуют модели, которые могут соперничать по тактовой частоте процессоров с нетбуками). И наконец, все большее распространение сетей 3G и LTE, а также рост пропускной способности беспроводных каналов. Тем не менее аналитики J’son & Partners Consulting в своем исследовании обращают внимание и на барьеры в развитии мобильного интернет-доступа. В частности недостаточное проникновение все тех же сетей 3G и LTE и их низкая пропускная способность. При этом во многих регионах России качество и реальная скорость 3G-интернета (и других «быстрых» стандартов передачи данных) ниже заявленного операторами. Уровень покрытия территории России сетями передачи данных на текущий момент также оставляет желать лучшего. Первые сети LTE, по сути, только начали появляться (см. материал рубрики «Аналитика» от 27 декабря 2012 г.). Еще одним барьером является все еще высокая средняя стоимость смартфона в России ($300), что дополняется отсутствием развитых схем субсидирования покупки смартфона и планшетного ПК.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: мобильный Интернет, сотовая связь, смартфоны, J’son & Partners Consulting, планшеты