Впереди паровоза. Начал предоставлять универсальную услугу "ГлобалТел"

В то время, как Министерство информационных технологий и связи работает над концепцией по предоставлению универсальной услуги, оператор спутниковой связи "ГлобалТел" и ФГУП "Почта России" приступили к реализации важнейшей универсальной услуги – предоставлению услуги общедоступной телефонии.

Универсальной услугой называется минимальный пакет телекоммуникационных услуг, гарантируемых абоненту государством и предоставляемых по некоммерческим ценам. Вступивший в силу с 1 января 2004 г. новый закон "О связи" относит к универсальным услугам связи услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

В законе "О связи" универсальным услугам посвящена целая глава. Операторы универсального обслуживания для каждого региона будут определены с помощью конкурса. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования. Теоретически этот резерв заработает с 2005 г., но процент отчислений и многие другие нюансы предоставления универсальной услуги до сих пор не определены Осенью 2003 г. Минсвязи предлагало установить эти отчисления в размере 3% от выручки каждого оператора, включая все сотовые компании и "дочек" "Связьинвеста".

В июле 2004 г. ФГУП «Почта России» совместно с ЗАО «ГлобалТел» начали пилотный проект. В рамках этого проекта партнеры начали устанавливать спутниковые таксофоны в удаленных населенных пунктах, где традиционная телефонная связь отсутствует, а прокладка телефонных кабелей - нерентабельна. Как  заявил в беседе с репортером ComNews.ru заместитель гендиректора "ГлобалТел" Ярослав Баранов, инициатором этого сотрудничества выступил "ГлобалТел".

В пресс-службе ФГУП «Почта России» заявили, что переговорный процесс шел с ноября 2003 г. В итоге было подписано соглашение, в рамках которого ведется установка оборудования в совместно отобранных сторонами отделениях связи. Интересы двух компаний сошлись, поскольку "ГлобалТел" заинтересован в доступе к почтовой сети в регионах, а "Почта России" -  в расширении спектра услуг. Использование инфраструктуры сети федеральной почтовой связи, которая насчитывает более 40 тысяч отделений, предоставляет возможность телефонизации удаленных населенных пунктов.

Минсвязи неоднократно заявляло, что в России насчитывается около 54 тыс. населенных пунктов, в которых вообще нет телефонной связи. Однако, как показывает опыт Псковской области, эта цифра завышена. "У нас в области насчитывается около 8 тыс. населенных пунктов. Тем не менее, проведенная в 2002 г. перепись показала, что в 3 тыс. из них люди не проживают", - заявил заместитель губернатора Псковской области Анатолий Салтыков. Если предположить, что по всей России ситуация аналогична, то количество нетелефонизированных и действительно населенных пунктов в России составляет около 36 тыс.

"ГлобалТел" планирует установить спутниковые таксофоны  в 15 – 25 тыс. населенных пунктах с количеством жителей в каждом от 800 до 1 тыс. человек. Спутниковые терминалы будут установлены в отделениях почтовой связи 24 субъектов Российской Федерации.

Похоже, что все 36 тыс. населенных пунктов могут быть обеспечены спутниковыми таксофонами. По стопам "ГлобалТела" собирается пойти ЗАО «ТМ САТ» – эксклюзивный сервис-провайдер спутниковой сети Thuraya на территории России. "У нас уже есть готовые предложения по установке спутниковых таксофонов", - заявил коммерческий директор «ТМ САТ» Валерий Мунька.

"ГлобалТел" планирует полностью реализовать свой проект за 2 года. К сентябрю 2004 г. оператор организует 100 переговорных пунктов на базе стационарных спутниковых терминалов, позволяющих звонить по России и за рубеж. Как сообщила сотрудник пресс-службы ФГУП «Почта России» Юлия Леденева, до конца 2004 г. планируется организовать 1 тыс. переговорных пунктов на базе спутниковых таксофонов. Окончательные масштабы и стоимость проекта будут определены по результатам этапа 2004 г. 

Розничная цена одного такого таксофона, произведенного заводом "Телта" в Перми, составляет около $1,9 тыс. Предоставление услуг будет производиться по единым тарифам – минута разговора на территории России обойдется в 15 руб.  По статистике "ГлобалТел", в среднем на один таксофон приходится 350-400 минут трафика в месяц. При таком уровне дохода терминал окупается в течение года. Доход от предоставления услуги "ГлобалТел" и "Почта России" разделят между собой поровну.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Регулирование

Ключевые слова: