Роскомнадзор накажет за низкое качество

Роскомнадзор хочет ввести оборотные штрафы для операторов, предоставляющих низкокачественные услуги связи. НИИР уже подготовил 15 методик оценки качества связи в разных сетях.

Об этом в кулуарах конференции Next Generation Networks 2013, организованной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), сообщил заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Иванов.

По его словам, санкции, которые ведомство будет принимать по отношению к операторам, не соблюдающим уровень качества предоставления услуг связи, должны включать штрафы, составляющие некий процент от прибыли оператора, - соответствующие изменения в Кодекс административных правонарушений планируется подготовить к концу лета этого года.

"Раньше, если оператор не устранял нарушения в срок, мы либо выставляли фиксированный штраф, либо лишали лицензии, - пояснил Олег Иванов в беседе с ComNews. - Но в случае лишения лицензий страдает абонент, поскольку, когда с рынка уходит игрок, растут цены и падает качество из-за сниженной конкуренции. А фиксированный штраф для оператора в 20-40 тыс. руб. - это не критично".

Таким образом, по мнению чиновника, грядущее внедрение методик по оценке уровня качества услуг связи операторов будет увязано с необходимостью введения оборотных штрафов. Олег Иванов подчеркнул, что Роскомнадзор будет также добиваться того, чтобы сделать методики приложением к постановлению правительства о правилах предоставления услуг связи.

"НИИР уже подготовил 15 методик оценки качества в различных системах связи, сейчас проводится работа по технической и практической реализации измерений, - пояснил Олег Иванов. - К середине лета, как мы и планировали, методики будут детально обсуждаться с операторами, а к осени они должны быть представлены в правительство РФ".

Взимать с операторов оборотные штрафы за нарушение отраслевых требований Роскомнадзор предложил еще в 2011 г. В настоящее время оборотные штрафы (в процентах от выручки компании на рынке, на котором совершено нарушение) взимает только Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

"Оборотный штраф станет дополнительной мотивацией для операторов работать без нарушений", - говорил в мае 2011 г. тогдашний глава Роскомнадзора Сергей Ситников.

"Сегодня выгоднее заплатить штраф, чем жить по закону. Для многих операторов стало традицией включать штраф в статьи своих годовых расходов", - отмечал экс-глава Роскомнадзора.

Однако Министерство связи и массовых коммуникаций РФ сомневается в целесообразности введения оборотных штрафов для операторов связи за нарушение отраслевого законодательства и нормативной базы.

"Методика штрафов должна быть изменена, но оборотные штрафы мы не поддерживаем", - заявил замглавы Минкомсвязи Денис Свердлов.

По мнению Минкомсвязи, наделение отраслевого регулятора полномочиями по наложению оборотных штрафов - избыточная мера.

Представители ОАО "Ростелеком" отрицательно относятся к инициативе, поскольку ведение оборотных штрафов является серьезной санкцией, применяемой к хозяйствующим субъектам. "Мы не считаем, что требуется внесение каких-либо изменений в действующее законодательство", - сообщила пресс-служба компании.

В свою очередь представители ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) уверены, что любые штрафные санкции должны иметь объективные и прозрачные критерии их применения. "Оборотные штрафы предполагают неравномерные санкции за одни и те же нарушения: более крупные, то есть более эффективные, компании будут платить большие, иногда многократно, штрафы по сравнению с более мелкими компаниями за одни и те же нарушения", - отметила пресс-служба МТС.

Пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина в беседе с СomNews подчеркнула, что даже антимонопольное ведомство в последнее время оборотные штрафы за отдельные правонарушения заменяет на фиксированные денежные штрафы.

"Вопрос же применимости оборотных штрафов за технические нарушения вызывает сомнения, - рассуждает Юлия Дорохина. - Оборотные штрафы могут оказаться дополнительным административным барьером, сдерживающим развитие телекоммуникационных сетей и услуг связи".

Дарья Лютцау

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: Роскомнадзор