«Острова»: новый поиск «Яндекса»

Вчера «Яндекс» анонсировал новую платформу «Острова», которая будет представлять сайты в результатах поиска в виде интерактивных ответов. Что крайне удобно с точки зрения пользователей – релевантные ответы он получает прямо в поисковике без необходимости перехода на сторонние сайты, но вызывает справедливые вопросы к «Яндексу» по монополизации трафика. Пикантность ситуации в том, что компания предлагает владельцам сайтов самим создать такой интерактивный блок – остров, разместив на нем кнопки или формы своего сайта, которые могут пригодиться пользователю. У поиска «Яндекса» будет и новый дизайн. При его разработке руководствовались двумя основными принципами – «релевантность интерфейса» и «важное видно сразу». Бета-версия нового «островного» поиска появится этим летом, для владельцев сайтов уже открыта экспериментальная площадка.

Рассказывает ведущий дизайнер «Яндекса» Данил Ковчий: «Наш поиск всегда был релевантным, мы лишь добавили к нему новый интерфейс. Ранее при запросах в «Яндексе» мы видели в «шапке» всегда один и тот же набор ссылок – «Почта», «Карты», «Словари» и т. д., даже если там ничего не было по этому запросу. Поэтому перед нами встал вопрос: как организовать размещение всех сервисов, чтобы на прямой вопрос в строке поисковика выходил сначала прямой ответ, а потом уже все остальное. Кажется, что решение в виде «острова» или интерактивного блока лежало на поверхности, но технологически это было сделать не так очевидно и просто. Сейчас «Яндекс» будет отвечать не просто соответствующим прямым ответом, но и релевантным интерфейсом. К примеру, если я ввожу в поиск «Мадонна», то «островные» ответы  будут видны в закладках слева «Поиск», «Музыка», «Видео», а «Недвижимости», к примеру, уже не будет. Все же остальные сервисы «Яндекса», которые не вошли в конкретный поисковый запрос, скрыты за серой иконкой, похожей на решетку, справа от поисковой строки, достаточно кликнуть для их отображения в соответствующем выезжающем табло».

По словам Данила Ковчего, «Остров» – это своеобразная метафора блока. В «Яндексе» пришли к необходимости такой блочной выдачи из-за возрастания полноты ответов и необходимости отсортировать всю накопленную информацию. Если сначала ответы были простым списком ссылок, то далее он стал разбавляться врезками (сгруппированными списками) из новостей, а потом и спецответами. В итоге список стал неоднородным, при этом полнота ответов все возрастала. В итоге теперь поисковая выдача «Яндекса» будет разделена на независимые блоки, которые не обязаны иметь друг с другом ничего общего.



«Острова» – новый поисковый интерфейс «Яндекса» c релевантным поиском и интерфейсом

«Современные поисковые системы неплохо умеют находить документы, однако людям не всегда нужна только информация. Часто они обращаются к поиску, чтобы решить какие-то повседневные задачи – оплатить счет, найти адрес, забронировать столик или просто посмотреть кино. Чтобы упростить людям решение задач, мы запускаем платформу «Острова» и приглашаем владельцев сайтов принять участие в формировании ответов поиска. «Острова» позволяют по-новому представить сайты в поиске «Яндекса» – в виде интерактивных ответов. С их помощью пользователи смогут начать взаимодействовать с ресурсом прямо в результатах поиска. Представьте, что вы хотите зарегистрироваться на авиарейс по Интернету. Как это происходит сейчас? Сначала вы ищете сайт авиакомпании, а только потом переходите к регистрации. С «Островами» вы сразу окажетесь у цели: форма онлайн-регистрации будет ждать вас прямо в результатах поиска», – отмечают в «Яндексе».

 

Сравнительные ответы на поисковый запрос в «Яндексе»: сегодня (сверху) и с «Островами» (снизу)

 

Бета-версия «Островов» выйдет в июле этого года. Там будет «Видео», «Картинки» и непосредственно сам «Поиск». Продолжительное время версия beta.yandex.ru будет существовать параллельно с основной версией сайта yandex.ru, то есть мгновенного перехода на новую версию не будет. Соответственно, эксперимент по переводу основного сайта «Яндекс» на новый дизайн начнется уже этой осенью. Чтобы владельцы ресурсов успели подготовиться, «Яндекс» открывает для них экспериментальную площадку. Уже сегодня они могут найти там всю необходимую документацию и попробовать создать свой остров на «Яндексе». Интересно также, что в Турции «Яндекс» перейдет на новый поисковый интерфейс уже в июне, там не такая большая нагрузка.



На презентации «Островов» в рамках конференции «Яндекс» Yet another Conference on Marketing, собравшей более 1500 человек

 

Что же касается коммерческой составляющей «Островов» и последствий для владельцев сайтов, то в «Яндексе» смотрят на это довольно оптимистично: «Блочная выдача не меняет поисковых алгоритмов, поэтому запуск новой платформы не повлияет на позиции сайтов в результатах поиска. Наилучшие места, как и раньше, будут занимать самые полезные пользователям ответы. Однако в долгосрочной перспективе «Острова» способны изменить расстановку сил. Ресурсы, которые повысят свою популярность у пользователей с помощью новых интерактивных ответов, займут более высокие позиции в результатах поиска. Новая платформа будет доступна на всех устройствах: компьютерах, планшетах и смартфонах. Мы уверены, что будущее поиска – за поиском решений, и приглашаем всех владельцев сайтов создавать новый поиск вместе с нами».



Ведущий дизайнер «Яндекса» Данил Ковчий

«С одной стороны, теперь появляются блочная выдача, релевантные ответы и интерфейс, с другой стороны, появляется и новый способ общения сайтов с «Яндексом». До этого были поисковые роботы, которые парсили и парсили HTML-странички (parse, анализ контента на составляющие), но это механические действия. Есть ссылка, аннотация, то, что мы успели напарсить (рейтинги, к примеру), но мы просто физически не можем актуализировать все данные, мы просто не уверены, что завтра кто-то не сменит адрес или почтовый ящик. Поэтому мы разработали следующий алгоритм – в момент обращения «Яндекса» к сайтам, которые он собирается показать, они должны чем-то ответить (если хотят, конечно же), что и встраивается в ответ. Собственно, платформенность «Островов» и заключается в новом уровне продвижения сайтов – если он более заметный, полезный и релевантный, он выйдет первым в списке по запросу», – комментирует Данил Ковчий.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: веб-сайт, Яндекс, браузер