Деньги на развлечения потекут через сеть. Быстрее всего доходы от рекламы будут расти в онлайне

Объем российской индустрии развлечений и СМИ до 2017 года будет ежегодно расти в среднем на 9,4% и достигнет $39,8 млрд по сравнению с $25,2 млрд по итогам 2012 года, прогнозирует PricewaterhouseCoopers (PwC). Лидером роста станет интернет, объем рекламы в котором более чем удвоится — до $4,351 млрд в год. Падать в ближайшие пять лет будет лишь выручка книгоиздательств, которая, как считает PwC, сократится с $1,4 млрд до $1,1 млрд.

В 2012 году объем рынка развлечений и СМИ в России увеличился на 14%, достигнув $25,236 млрд, говорится в исследовании PwC "Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ". В ближайшие пять лет средний годовой темп роста будет составлять 9,4% — таким образом, по итогам 2017 года объем рынка достигнет $39,764 млрд. Для сравнения: глобальная выручка индустрии развлечений и СМИ за этот период будет расти в среднем на 5,6% — с $1,64 трлн до $2,15 трлн. Россия входит в так называемую "звездную" группу из восьми территорий, где высокие темпы роста накладываются на уже существующие большие объемы рынка, отмечает руководитель практики по оказанию услуг компаниям индустрии развлечений и СМИ PwC в России Наталья Яковлева. В восьмерку также входят Китай, Бразилия, Индия, Мексика, Индонезия, Аргентина и регионы Ближний Восток и Северная Африка. Среднегодовые темпы роста в этих странах более чем в два раза превышают глобальные показатели.

Крупнейший сегмент российского рынка — платный доступ в интернет. Его объем за пять лет почти удвоится: с $6,427 млрд в 2012-м до $12,665 млрд в 2017-м. Рост обеспечит мобильный доступ, выручка с которого вырастет за то же время с $2,503 млрд до $7,454 млрд в год, а количество абонентов достигнет 99,8 млн человек. Еще быстрее должны расти объемы интернет-рекламы, рассчитывает PwC: на 20% в год с $1,751 млрд в 2012 году до $4,351 млрд в 2017-м. В этой нише наиболее бурный рост продемонстрирует видеореклама — с $25 млн до $212 млн в год.

В то же время в России этот рынок растет не за счет крупных телерадиовещательных корпораций, как в Западной Европе, а напротив, благодаря молодым интернет-компаниям, предоставляющим доступ к видеоконтенту по рекламной модели, уточняется в исследовании. Выручка российских стриминговых и OTT-видеосервисов (over-the-top; например, Ivi.ru, Now.ru и др.) от продажи контента по итогам 2012 года могла составить лишь $3 млн на всех, но уже в ближайшие годы вырастет в десятки раз — до $172 млн в 2017 году. По оценке директора по медиааналитике Ivi.ru Дмитрия Пашутина, уже в 2012 году объем видеорекламы в рунете превысил 1,6 млрд руб. (около $51 млн), что следует из информации, раскрываемой игроками рынка.

Розничные продажи кино на физических носителях будут сокращаться в среднем на 1,7% в год до $308 млн в 2017-м. В целом киноиндустрия будет расти на 10% ежегодно, в том числе за счет кассовых сборов кинопроката, которые вырастут с $1,032 млрд до $1,644 млрд. Оборот продаж музыки в интернете за это же время вырастет с $25 млн до $37 млн, впервые обогнав, таким образом, физические продажи, объем которых сократится с $73 млн до $34 млн. Музыкальную индустрию поддерживают прежде всего концерты, выручка от которых вырастет с $1,185 млрд до $1,667 млрд.

Двузначный рост будут демонстрировать доходы от подписки на платное телевидение — на 11,9% в год до $2,526. При этом кабельное ТВ продолжит стагнировать, тогда как наращивать абонентские базы будут спутниковые операторы и IPTV, к которому в 2017-м будут подключены 4 млн домохозяйств (по сравнению с 1,2 млн в 2012-м).

Из крупнейших сегментов индустрии спад ожидает лишь издание потребительской и учебной литературы, объем выручки от которого сократится с $1,386 млрд в 2012 году до 1,148 млрд в 2017-м. Электронные продажи книг за это время вырастут с $20 млн до $113 млн, но не остановят общее падение рынка, продолжающееся еще с 2008 года.

Павел Белавин

Тематики: Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: маркетинг