"МегаФон" вобрал в себя "Скартел"

Акционеры "МегаФона" одобрили покупку "Скартела" (бренд Yota), с которым компания уже больше года совместно оказывает услуги LTE по модели MVNO. Покупатель еще не определился, как именно "Скартел" будет интегрирован в "МегаФон"; не исключена покупка отдельных сетей "Скартела" до завершения процесса объединения.

Об этом генеральный директор ОАО "МегаФон" Иван Таврин в пятницу сообщил журналистам в ходе телефонной конференции. По его словам, сделка будет закрыта в ближайшие дни.

Как ранее сообщал ComNews, в начале августа совет директоров "МегаФона" одобрил покупку 100% "Скартела" у холдинга Garsdale Services Investments (структуры бизнесмена Алишера Усманова), в который входят обе компании, за $1,18 млрд.

"Ростехнологии" и TeliaSonera тоже поддержали это объединение, в результате которого "МегаФон" возьмет на себя долг "Скартела" - $600 млн. Оплачивать активы "Скартела" "МегаФон" будет поэтапно, с отсрочкой. "Половина суммы - $590 млн плюс 6% годовых с момента закрытия сделки до даты платежа - будет выплачиваться через год после совершения сделки, а оставшаяся сумма за акции - $590 млн плюс 6% годовых - будет выплачена через два года", - говорилось в материалах "МегаФона".

Иван Таврин отметил, что сумма актива и долга не изменится по сравнению с этими данными при официальном закрытии сделки.

В компании сформирован комитет по интеграции "Скартела", который займется проработкой процесса юридического объединения компаний. Дело в том, что "Скартел" состоит из двух юридических лиц, одно из которых владеет сетевой инфраструктурой компании, а другое оказывает услуги абонентам оператора.

"Исходя из мировой практики, которая показывает, что зачастую перспективные активы "убиваются" купившими их компаниями, нам бы не хотелось растворять "Скартел" в "МегаФоне", - пояснила директор по правовым вопросам и GR "МегаФона" Анна Серебренникова. – Однако мы рассматриваем все варианты, в том числе и присоединение "Скартела" как юридического лица".

Решение относительно судьбы бренда Yota еще не принято. "Бренд Yota – это сильный бренд с высоким уровнем доверия к нему пользователей, и мы будем учитывать этот момент при принятии решения", - добавил глава "МегаФона".

Кроме того, оператор не исключает возможность покупки у "Скартела" части сетей и полного объединения их с инфраструктурой "МегаФона", до завершения интеграции оператора в компанию. "У нас сейчас практически нет собственных сетей LTE, а там, где они есть, они не пересекаются с сетями "Скартела" в регионах, - рассуждает Иван Таврин. - Пока мы сейчас оказываем услуги по модели виртуального оператора на сетях Yota, и какое-то время после закрытия сделки эта схема будет функционировать. Однако в случае покупки части инфраструктуры "Скартела" мы сможем засчитать такие сети как исполнение лицензионных условий по строительству сетей LTE и начать быстрее и масштабнее строиться в новых для нас регионах".

В целом, как считает Иван Таврин, синергия от сделки позволит "МегаФону" снизить капитальные и операционные затраты при развитии инфраструктуры сетей четвертого поколения. Тем не менее назвать конкретные цифры Иван Таврин отказался, мотивируя тем, что это внутренняя информация и оценить экономический эффект можно будет лишь со временем.

Ведущий аналитик направления телекоммуникаций и медиа ЗАО "Газпромбанк" Сергей Васин в беседе с ComNews отметил, что вопрос бренда Yota – одна из важных проблем, с которой столкнется "МегаФон" при полной интеграции "Скартела".

"Бренд "МегаФона" сильнее, и логично было бы просто избавиться от Yota во избежание путаницы и внутренней каннибализации. Однако при таком сценарии компании придется списывать на убыток затраты, понесенные в связи с покупкой этого бренда у акционеров "Скартела",  - рассуждает Сергей Васин. - Менеджмент "МегаФона" обосновывал достаточно высокую цену сделки частично покупкой "узнаваемого" бренда, и оператору придется списать несколько сотен миллионов долларов в убыток в случае отказа от него".

По мнению аналитика Газпромбанка, в этой ситуации компании логично оставить "Скартел" как отдельное юридическое лицо и последить за динамикой развития актива, чтобы впоследствии  избавиться от бренда Yota с меньшими последствиями и с большим основанием.

Аналитик ИК "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин также уверен, что оптимальным вариантом будет сохранить бренд Yota и оказывать LTE-услуги с его использованием.

"Другой вопрос, в каком виде будет сохранен бренд. Я предполагаю, что это будет сделано на уровне линейки тарифов и общего оформления рекламной кампании, - пояснил Тимур Нигматуллин. - Что касается расстановки сил, то вместе с покупкой "Скартела" "МегаФон" получил полосы частот в диапазонах 800 МГц и 2,5-2,6 ГГц. По ширине частотного диапазона "МегаФон" таким образом обгоняет МТС, "Ростелеком" и "ВымпелКом" более чем в два раза, что положительно скажется на конкурентоспособности услуг компании".

Однако аналитик Газпромбанка полагает, что "МегаФон" переплатил за актив в полтора раза и слишком торопится закрепиться в лидерах на такой ранней стадии развития стандарта LTE.

"Операторское оборудование находится на пике своей цены, а значит, требует колоссальных капвложений, притом что спрос на услугу еще толком не сформирован. "Большая четверка" активно конкурирует на рынке мобильной передачи данных с помощью 3G/LTE-сетей, а значит, в скором времени о высоких ценах на мобильный ШПД можно будет забыть, - оппонирует Сергей Васин. - Это значительно увеличит период окупаемости новых сетей "МегаФона".

По словам аналитика, те операторы, которые проявят осторожность и неторопливость при строительстве сетей, смогут выиграть от того, что LTE-оборудование начнет стремительно дешеветь на горизонте 5-10 лет. "При этом спрос на мобильную передачу данных вполне может быть удовлетворен сетями 3G, особенно после апгрейда до HSPA+", - резюмирует Сергей Васин.

Дарья Лютцау

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь

Ключевые слова: МегаФон, Скартел