"Скартел" исчез в недрах "МегаФона"

"МегаФон" закрыл сделку по покупке сотового оператора LTE "Скартел" и сервисной компании "Йота". Планов по интеграции бизнеса компания не раскрывает.

О завершении сделки сообщила вчера пресс-служба оператора, уточнив, что 1 октября "МегаФон" получил 100%-ный контроль над кипрским офшором Maxiten Co Limited. Эта фирма владеет 100% акций как "Скартела", так и "Йоты".

На вопрос ComNews о том, каким образом бизнес "Скартела" будет включен в деятельность оператора, пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина заявила, что компания пока не готова об этом говорить.

Как ранее сообщал ComNews, в начале августа совет директоров "МегаФона" одобрил покупку 100% "Скартела" у холдинга Garsdale Services Investments (структуры бизнесмена Алишера Усманова), в который входят обе компании, за $1,18 млрд.

"Ростехнологии" и TeliaSonera тоже поддержали это объединение, в результате которого "МегаФон" возьмет на себя долг "Скартела" - $600 млн. Оплачивать активы "Скартела" "МегаФон" будет поэтапно, с отсрочкой. "Половина суммы - $590 млн плюс 6% годовых с момента закрытия сделки до даты платежа - будет выплачиваться через год после совершения сделки, а оставшаяся сумма за акции - $590 млн плюс 6% годовых - будет выплачена через два года", - говорилось в материалах "МегаФона".

В середине сентября покупку одобрили и акционеры .

В минувший понедельник исполнительный директор по развитию бизнеса на массовом рынке "МегаФона" Михаил Дубин заявил, что компания сохранит бренд Yota после закрытия сделки по покупке "Скартела". При этом возможности для клиентов последнего существенно расширятся за счет доступа к сети 2G и 3G. Как будут разделены LTE-услуги двух операторов, фирма не раскрывает.

Дубин отметил, что оператор ожидает существенной экономии на капитальных и операционных затратах за счет того, что в новых субъектах строительство сети 4G будет продолжать только "МегаФон". В то же время менеджмент не собирается пересматривать прогноз по инвестиционной программе в 2013 г. в сторону его понижения. "Спрос на услугу передачи данных необходимо поддерживать инвестициями в развитие сети", - уточнил он.

При этом в компании сформирован комитет по интеграции "Скартела", который займется проработкой процесса юридического объединения компаний. Дело в том, что "Скартел" состоит из двух юридических лиц, одно из которых владеет сетевой инфраструктурой компании, а другое оказывает услуги абонентам оператора.

"Исходя из мировой практики, которая показывает, что зачастую перспективные активы "убиваются" купившими их компаниями, нам бы не хотелось растворять "Скартел" в "МегаФоне", - поясняла директор по правовым вопросам и GR "МегаФона" Анна Серебряникова. – Однако мы рассматриваем все варианты, в том числе и присоединение "Скартела" как юридическое лицо".

Кроме того, оператор не исключал возможность покупки у "Скартела" части сетей и полного объединения их с инфраструктурой "МегаФона", до завершения интеграции оператора в компанию. "У нас сейчас практически нет собственных сетей LTE, а там, где они есть, они не пересекаются с сетями "Скартела" в регионах, - рассуждал Иван Таврин. - Пока мы сейчас оказываем услуги по модели виртуального оператора на сетях Yota, и какое-то время после закрытия сделки эта схема будет функционировать. Однако в случае покупки части инфраструктуры "Скартела" мы сможем засчитать такие сети как исполнение лицензионных условий по строительству сетей LTE и начать быстрее и масштабнее строиться в новых для нас регионах".

В целом, как считает Иван Таврин, синергия от сделки позволит "МегаФону" снизить капитальные и операционные затраты при развитии инфраструктуры сетей четвертого поколения. Тем не менее назвать конкретные цифры Иван Таврин отказался, мотивируя тем, что это внутренняя информация и оценить экономический эффект можно будет лишь со временем.

Ведущий аналитик направления телекоммуникаций и медиа ЗАО "Газпромбанк" Сергей Васин в беседе с ComNews отмечал, что вопрос бренда Yota – одна из важных проблем, с которой столкнется "МегаФон" при полной интеграции "Скартела".

"Бренд "МегаФона" сильнее, и логично было бы просто избавиться от Yota во избежание путаницы и внутренней каннибализации. Однако при таком сценарии компании придется списывать на убыток затраты, понесенные в связи с покупкой этого бренда у акционеров "Скартела",  - рассуждал Сергей Васин. - Менеджмент "МегаФона" обосновывал достаточно высокую цену сделки частично покупкой "узнаваемого" бренда, и оператору придется списать несколько сотен миллионов долларов в убыток в случае отказа от него".

По мнению аналитика Газпромбанка, в этой ситуации компании логично оставить "Скартел" как отдельное юридическое лицо и последить за динамикой развития актива, чтобы впоследствии  избавиться от бренда Yota с меньшими последствиями и с большим основанием.

Аналитик ИК "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин также был уверен, что оптимальным вариантом будет сохранить бренд Yota и оказывать LTE-услуги с его использованием.

"Другой вопрос, в каком виде будет сохранен бренд. Я предполагаю, что это будет сделано на уровне линейки тарифов и общего оформления рекламной кампании, - пояснял Тимур Нигматуллин. - Что касается расстановки сил, то вместе с покупкой "Скартела" "МегаФон" получил полосы частот в диапазонах 800 МГц и 2,5-2,6 ГГц. По ширине частотного диапазона "МегаФон" таким образом обгоняет МТС, "Ростелеком" и "ВымпелКом" более чем в два раза, что положительно скажется на конкурентоспособности услуг компании".

Однако аналитик Газпромбанка полагал, что "МегаФон" переплатил за актив в полтора раза и слишком торопится закрепиться в лидерах на такой ранней стадии развития стандарта LTE.

"Операторское оборудование находится на пике своей цены, а значит, требует колоссальных капвложений, притом что спрос на услугу еще толком не сформирован. "Большая четверка" активно конкурирует на рынке мобильной передачи данных с помощью 3G/LTE-сетей, а значит, в скором времени о высоких ценах на мобильный ШПД можно будет забыть, - оппонировал Сергей Васин. - Это значительно увеличит период окупаемости новых сетей "МегаФона".

По словам аналитика, те операторы, которые проявят осторожность и неторопливость при строительстве сетей, смогут выиграть от того, что LTE-оборудование начнет стремительно дешеветь на горизонте 5-10 лет. "При этом спрос на мобильную передачу данных вполне может быть удовлетворен сетями 3G, особенно после апгрейда до HSPA+", - резюмировал Сергей Васин.

Даниил Сидоров

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: МегаФон, Скартел