Дмитрий Коннов: "Никто не ожидал, что сотовые операторы окажутся игроками рынка развлечений"

После кризиса 1998 года российский бизнес крупных западных звукозаписывающих компаний дышал на ладан: рынок захватили пираты и местные игроки. Непросто "западникам" выживать и сейчас: рынок на 70% состоит из российской музыки, а в этом сегменте безоговорочно лидируют наши игроки. Портит жизнь западным мейджорам и постепенный уход музыкального рынка в интернет- пока и здесь они остались не у дел. О том, на что западные компании рассчитывают в России, Анастасии Васильевой рассказал гендиректор Universal Music Дмитрий Коннов.

- Каковы объемы российского рынка звукозаписи (мирового рынка) и какова доля крупных западных киностудий (мейджоров) на рынке?

- На мировом рынке Universal Music Group занимает 38% и является крупнейшим игроком. Наш ближайший конкурент Sony BMG занимает примерно 25%. Любые оценки российского рынка являются, к сожалению, умозрительными, потому что 65% в Москве, а в регионах до 90% продаж - это пиратские продажи.

По оценке агентства "Интермедиа", в 2005 году в России было продано 96 млн музыкальных носителей (68,5 млн CD и 27,5 млн кассет) на общую сумму $384 млн. 2005-й был первым годом после кризиса 1998-го, когда на рынке не наблюдался рост, если говорить о легальной его части. Напротив, было сокращение примерно на 20%. Это произошло во многом потому, что продажа музыки уходит из торговли физическими носителями в торговлю носителями электронными, то есть в первую очередь в интернет и в музыку для мобильных телефонов.

- Как рынок будет развиваться дальше?

- Загадка. Приведу пример: когда виниловую пластинку сменял CD, эта смена проходила под контролем крупнейших звукозаписывающих фирм, которые сделали этот процесс последовательным, очень постепенным, но оперативным. В результате за пять лет винил в качестве основного носителя ушел с прилавков музыкальных магазинов. Этому способствовало и то, что виниловую пластинку нельзя слушать в автомобиле, а к этому моменту уже появились CD-магнитолы для машин. Все 1990-е годы индустрия росла за счет того, что СD оказался универсальным носителем, который можно использовать дома, в машине и в плейере. Сейчас музыка уходит в цифровую сферу, музыкальные дорожки становятся, так сказать, нефизическими. Хотя это повышаетинтерес к музыке у публики - электронный носитель значительно более удобен для пользователя.

Мы создадим определенную схему, при которой все больше и больше музыки будет продаваться через интернет и мобильную связь. Сейчас развивается новая эра цифровых технологий - десять лет назад никто не думал, что производители мобильных телефонов и сотовые операторы окажутся такими важными игроками на рынке развлечений. Но люди по-прежнему интересуются достаточно узким кругом развлечений, и музыка среди них попрежнему находится на одном из первых мест. При этом, например, провайдеры всевозможного контента не всегда представляют, чем они могут развлечь и завоевать аудиторию. И тогда они обращаются к поставщикам самого проверенного контента - звукозаписывающей компании, то есть к нам. Могут меняться способы доставки музыки для аудитории, но интерес к ней не изменится никогда, поэтому я в нашем бизнесе абсолютно уверен.

- Про борьбу с пиратством на рынке говорят уже много лет, сейчас эта проблема становится все более актуальной из-за грядущего присоединения России к ВТО. Как Universal Music борется с этой проблемой?

- После кризиса 1998 года в Москве до 95% рынка принадлежало пиратам, оставшиеся 5% делали "Пурпурный легион" и еще пара магазинов, продававших импортные CD. Дело в том, что до кризиса при цене доллара 6 руб. завозить диски имело смысл. Но после кризиса легальная продукция подорожала минимум втрое, при том что примерно настолько же упала покупательная способность населения. В то же время качество пиратской продукции достигло промышленного уровня, при этом пираты могли предложить диск по докризисным ценам. Следовательно, конкурировать с пиратами можно лишь путем снижения цен. И мы стали выпускать "диски-кириллики", актуальные западные альбомы, произведенные в России. Если производить пластинку здесь, то объемы затрат существенно уменьшаются, начиная со стоимости рабочей силы и заканчивая стоимостью пластмассы. В 1999 году такие пластинки стали выходить и доказали свою жизнеспособность на рынке.

Такая же ситуация действует в странах Восточной, Центральной Европы, где эти пластинки называютсявосточноевропейскими версиями - они стоят на порядок дешевле, и их цена соизмерима со стоимостью потребительской корзины в этих странах.

-Какой оборот у Universal Music Russia и какая часть приходится на "кириллики"?

- В прошлом году оборот составил $5 млн, из которых $3,5 млн пришлось на "кириллики", $1 млн - на продажу импортных альбомов. Остальное - местный репертуар и сборники, которые считаются отдельным продуктом.

- А другие носители? Или вы зарабатываете только на дисках?

- В прошлом году вся прибыль - продажа физических носителей, в основном CD.

- А на продаже музыки в интернете или рингтонов вы что-то зарабатываете?

- Если говорить об интернете, то у нас в стране законодательство фактически не противодействует нелегальному скачиванию музыки из Сети. Ситуация изменится в начале сентября, когда вступят в силу изменения в закон "Об авторском праве" и мы, правообладатели, получим возможность и эффективно защищать свои права в киберпространстве, и думать о начале интернет-торговли.

Что касается мобильных телефонов, стоит уточнить, что рингтон - обычный объект авторского права. Мы как музыкальная компания обладаем полным комплексом смежных прав. Поэтому с середины этого года мы начали работу по сотрудничеству с мобильными провайдерами, предлагая им свой контент - реалтоны (фрагмент реальной звуковой дорожки), картинки и прочее.

Сейчас нами подписаны уже первые контракты - мы начали получать первые деньги.

- Головной офис тоже зарабатывает в основном на продаже аудионосителей?

- В прошлом году свыше 85% денег принесла продажа физических аудионосителей. Остальные 15% - продажа музыки через интернет и с помощью мобильных телефонов. Последние два бизнеса Universal Music в этом году были объединены в одно подразделение Digital.

Кроме того, на Западе сейчас начали осваивать артистический менеджмент. Это схема, по которой звукозаписывающая компания берет на себя не только запись, маркетинг и продажу альбома, но и полное обслуживание музыканта - от подписания рекламных контрактов до организации концертов. Западные звукозаписывающие компании раньше сторонились этой деятельности, так как основой бизнеса были продажифизических носителей. Мы также собираемся подписывать с русскими артистами такие контракты.

-Диски каких российских исполнителей вы продаете?

- Дельфин, Линда, "Тату", Алсу, Дэцл, "А капелла экспресс" (джаз), "Банд''Эрос" (попRnB), Марк Артур (лаундж) и Туана (этно-поп).

- Какова доля в продажах Warner Music российских исполнителей?

- По итогам прошлого года- менее 5%: большинство релизов 2005 года было передвинуто на 2006-й. В текущем году эта цифра увеличится минимум вдвое.

- Какой из ваших российских проектов стал самым успешным?

- "Тату". Universal Music Russia выпустила альбом "200 км по встречной", этим альбомом заинтересовались на Западе, и там вышел альбом "200/Km In The Wrong Lane". На Западе альбом разошелся тиражом более 4 млн экземпляров, плюс 1,5 млн было продано в России и на Украине. Впрочем, надо учитывать, что и цена на эти альбомы была принципиально разная: в Англии - около 10 фунтов, на Украине - около 70 центов.

- Сколько "Тату" принесла прибыли?

- Скажу лишь, что проект был прибыльным.

- Каковы минимальные инвестиции в продвижение одного российского артиста?

- Я бы сказал, что если у вас нет $100 тыс., то сделать ничего качественного не удастся.

Хотя мне больше нравится цифра в $300 тыс. Самое важное- креатив, идея, которую, конечно, можно купить, но сама по себе она в кошелек не ляжет. Поэтому мы беремся только за те проекты, где присутствует сильная креативная составляющая.

- А много ли исполнителей "выстреливало" с одной песни?

- В России нет технологии синглов, когда перед релизом выпускаются в коммерческую продажу одна или две песни, мы торгуем исключительно альбомами. Обычно нужно долго разогревать общественное мнение и готовить его к тому, что есть артист, в которого они могут вложить 200 руб., купив пластинку. Очень небольшое количество артистов "выстреливало" с первой песни, последний случай - "Город 312". Люди за одну песню поверили во всю группу. Похожая история была с "Уматурман".

-Будет ли увеличиваться доля мейджоров на этом рынке?

- Отечественные музыкальные компании являются основными игроками на рынке.

Наш рынок на 70% состоит из отечественной музыки, а главный "капитал" мейджоров - международный репертуар.

Можно сказать так: все мейджоры, работающие на российском рынке, будут успешными, если, удачно продавая международных звезд, будут развивать и локальные проекты. Ведь если музыкант хочет выйти за национальные границы, ему нужен опытный проводник - и им может быть только мейджор.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Торговые сети

Ключевые слова: