QIWI – это теперь и российский тикер. Акции компании будут торговаться на Московской бирже

Российская компания QIWI Plc объявила о выводе своих американских депозитарных акций (ADS), удостоверяющих права в отношении акций класса «Б» компании, для продажи на торгах на Московской Бирже. Ценные бумаги будут торговаться в секторе «Рынок Инноваций и Инвестиций» под тикером QIWI. Котировки и расчеты по ценным бумагам QIWI будут осуществляться в российских рублях.

Компания QIWI Plc является на сегодняшний день крупнейшей в России платежной системой нового поколения, позволяющей осуществлять моментальные платежи в России и странах СНГ. Она позволяет производить платежи по физическим, интернет- и мобильным каналам связи, владеет более 14 млн виртуальных кошельков, управляет более 170 тыс. киосков и терминалов. С помощью QIWI более 54 тыс. провайдеров и поставщиков услуг принимают ежемесячно платежи (в денежной и электронной форме) на сумму свыше 44 млрд рублей от более чем 60 млн клиентов. Клиенты QIWI могут использовать наличные, карты предоплаты, пластиковые карты QIWI Visa и другие способы безналичных расчетов для заказа и оплаты товаров и услуг как в магазинах, так и через Интернет.

Торжественный удар колокола, символизирующий выход на биржу и начало торгов, произвел главный финансовый директор QIWI Александр Караваев.




Торжественная церемония начала торгов акциями QIWI на Московской Бирже



Уникальность события состоит в том, что впервые в истории российского рынка ценных бумаг объектом размещения выступили американские ценные бумаги, обращающиеся на NASDAQ. Как отметил исполнительный директор по рынку инноваций и инвестиций Московской биржи Геннадий Марголит, QIWI стала фактически маяком для всего российского рынка, на который в дальнейшем смогут равняться другие инновационные компании рынка.

«Так повелось, что до сих пор инновационные российские компании стремились разместиться именно на NASDAQ. В этом нет чего-то необычно: NASDAQ – это главная площадка на фондовом рынке для компаний из инновационных секторов экономики, и желание присутствия там характерно для компаний всего мира, а не только из России. Однако до сих пор бытовало мнение,что на российскую фондовую площадку РИИ стремятся только те компании, которые по тем или иным причинам не смогли выйти на NASDAQ», - отметил Геннадий Марголит. Решение QIWI разрушает этот стереотип. Компания QIWI с успехом разместились на американском NASDAQ, а теперь будут присутствовать на Московской бирже.

«Мы рады, - отметил Александр Караваев, - что все больше компаний с бизнесом в России, но листингом на зарубежных площадках, признают преимущества листинга и на Московской Бирже. Пример QIWI дает возможность и российским инвесторам оценить свои инвестиционные перспективы». «На Московской бирже будут торговаться те же ценные бумаги, что и на NASDAQ, — уточнил особенность размещения заместитель председателя правления Московской биржи Андрей Шеметов, - и это дает возможность перетекания ликвидности между двумя торговыми площадками».

Напомним, QIWI стала пятой российской компанией, разместившей свои акции в мае 2013 года на NASDAQ. Тогда инвесторы оценили компанию в $884 млн. На тот момент было размещено 12,5 млн акций в форме американских депозитарных расписок (ADR), исходя из $17 за одну бумагу. Размещение было проведено по середине ценового коридора, и акционеры компании смогли тогда заработать на продаже своих акций около $213 млн. Основную часть бумаг компании скупили при первичном размещении профильные инвестфонды из США.

1 октября 2013 года ряд акционеров QIWI продали в рамках вторичного размещения 9 427 546 американских депозитарных акций по цене $30,5 за бумагу. Это составило около 18,1 % от выпущенного акционерного капитала компании.

«Напомним, в мае QIWI провела IPO по $17 за акцию, таким образом, размещение состоялось посередине ранее установленного ценового диапазона в $16-18, а акционеры привлекли $213 млн. Стоит отметить, что компания не участвовала ни в IPO и ни в SPO. Сейчас в ходе SPO было продано 9,5 млн ADS по $30,5, совладельцы QIWI с учетом опционов организаторов выручили $287 млн. Стоит отметить, что SPO все же было ожидаемым, так как со стороны организаторов нельзя было не воспользоваться возможностью зафиксировать хорошую прибыль и реализовать свой опцион. ADS компании с момента проведения IPO подорожали в 2 раза с $17 до $39,08 (на 04 октября). В сообщении компании не говорится, кто из акционеров и в каком объеме продал свои акции, но известно, что весь объем размещенных акций включает в себя опцион на передподписку, который был предоставлен банкам-организаторам SPO. В проспекте к SPO было указано, что акционеры выручат $250 млн, а банки-организаторы - $37,5 млн. Как видим, так и получилась общая сумма составила $287,5 млн. Цена покупки составила $30,5, что на 79,4 % выше цены размещения при IPO. При этом по итогам торгов 4 октября, цена акции QIWI на NASDAQ составила $39,08, а капитализация компании $2,035 млрд. Напомним, при IPO в мае компания была оценена на уровне $884 млн. Таким образом, видим, что инвесторы поверили в бизнес российского кошелька, а точнее в его стабильное «пополнение». За 2012 год выручка Qiwi выросла на 9,2 % до 8,9 млрд рублей, чистая прибыль – на 80 % до 1,3 млрд рублей. За 1 полугодие 2013 года выручка выросла на 34,4 % до 5,412 млрд рублей, чистая прибыль на 56 % до 2,844 млрд рублей год-к-году», - прокомментировала аналитик ИК РУСС-ИНВЕСТ Мария Шишкина. 

Отметим, что первой же из российских инновационных компаний вышла на NASDAQ компания «Яндекс». Это произошло в мае 2011 года. Тогда в ходе IPO в Нью-Йорке она была оценена в размере $1,3 млрд. Среди других недавних успешных размещений российских компаний на NASDAQ – выход на IPO компании «МегаФон» в ноябре 2012 года - она была оценена в размере $1,7 млрд.

Выход на Московскую биржу именно компании QIWI – это не только сигнал для других, но и возможность для наращивания популярности работы с ценными бумагами в России. Владея сотнями тысяч киосков и терминалов, компания QIWI фактически становится «заинтересованной» в предоставлении населению удобной и простой возможности для покупки ценных бумаг, используя инфраструктуру QIWI. Привлечение населения, которое до сих пор достаточно пассивно относилось к участию на фондовом рынке, фактически может стать одним из важных трендов на российском рынке. В этом случае QIWI будет иметь существенные преимущества перед другими игроками.

Как отметил глава службы взаимоотношений с инвесторами компании QIWI Яков Баринский, «эта возможность рассматривается компанией, но говорить о каких-либо намерениях пока преждевременно. «По прогнозам до 2016 года оборот электронных платежей будет устойчиво расти, в среднем на 22 % ежегодно. В России, где 94 % платежей осуществляется наличными, потенциал развития иных видов платежей велик» - продолжил Баринский.

По итогам торгов за первый день размещения (8 октября) объем сделок на Московской бирже составил 822 734,1 руб. Средневзвешенная цена на бумаги QIWI была установлена на уровне 1305 рублей, максимальная цена сделки достигла 1340 рублей.




Итоги торгов бумагами QIWI за первый день размещения (8 октября) на Московской бирже



По итогам торгов ценными бумагами QIWI на бирже NASDAQ цена в первый день размещения на Московской бирже упала на 10,19 % до уровня $36,49. Впрочем, падение можно рассматривать скорей как игру брокеров, сначала поднимавших цену до выхода бумаг на Московскую биржу, а затем вернувшихся к средневзвешенным позициям, которые были неделю тому назад.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Финансы

Ключевые слова: QIWI