FlexGO: Russian Edition

Итак, свершилось — в крупных российских городах появились первые компьютеры, которые можно купить по глобальной программе FlexGO, проводимой компаниями Microsoft и Intel. Специальный кредит на приобретение “ЭКСИМЕР Home Flex PC” называется “ВремяД”. Однако перспективы этого проекта под вопросом, в основном из-за условий покупки техники и предлагаемой конфигурации.

Расплата вперед

Когда читаешь описание российской части проекта FlexGO, кажется, что все разумно — программа работает в десяти крупных городах страны со средней и высокой покупательной способностью (в Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Перми, Самаре, Саратове, Уфе, Челябинске). Торговая сеть “М.Видео”, в чьих магазинах будут реализовываться компьютеры, имеет весьма значимую долю рынка, интернет-провайдер “РОЛ”, обеспечвающий интернет-доступ к индивидуальному интернет-кабинету пользователя, вполне известен в полсотне регионов России. Ну а о таких брендах, как Microsoft и Intel, даже говорить не приходится — россиянам они хорошо знакомы. Однако пока для покупки по данной программе доступна только одна типовая модель компьютера, причем первая партия ограничится 1000 шт. Правда, Ольга Молярчук, руководитель проекта по развитию бизнес-модели FlexGo в “Майкрософт Рус”, отмечает, что эта цифра примерная — мнение “первопроходцев” будет изучено в процессе специального маркетингового исследования, по его результатам компания примет решение о том, как развивать проект дальше, и до конца года количество компьютеров “существенно увеличится”, а также расширится география их распространения.

Сотрудники пресс-служб участвующих в проекте компаний заверяют, что “все, кто приобретет компьютеры с технологией FlexGO, станут пионерами в использовании этой инновационной технологии”, однако цена “входного билета” в этот проект кажется несколько завышенной. После анализа всех факторов, вызывают легкое недоумение финансовые условия для пользователей — они впитали все недостатки современного и пока еще “дикого” рынка кредитования. Безусловно, таким образом российские финансово-кредитные учреждения подстраховываются от невозврата потребительских кредитов. К примеру, максимальный срок кредитования по программе — три года, сумма кредита — 19,9 тыс. руб. Первоначальный взнос — от 10 до 30%, в зависимости от региона. Стоимость каждого часа работы будет опять же разной — от минимальных 20 руб. (к примеру, в Воронеже) до максимальных 50 руб. (в Екатеринбурге). Причем эту информацию нам подсказали в Microsoft, а не на “Горячей линии” банка. Странно, но, несмотря на широкое анонсирование, специалисты call-центра банка “Ренессанс-Капитал” не представляют даже названия этой программы и проконсультировать по условиям его получения были не в состоянии.

А вот теперь самое интересное — есть и процентная ставка по кредиту, о ней на сайтах, посвященных программе (как на microsoft.com/rus/timed/description.aspx, так и на timed.ru) сказано крайне мало. Она составляет 18% годовых + 1,75% ежемесячных отчислений за обслуживание счета, т. е. по сути — аж 39% годовых. Сложно согласиться с мнением Ольги Молярчук о том, что “в городах-участниках программы это наиболее выгодный для клиента кредит из числа востребованных”. Данный вид кредита, конечно, отличается гибкостью графика платежей (он определяется потребностями и возможностями пользователя), значительным сроком погашения (любой период в течение трех лет с даты заключения договора), а также тем, что минимальный ежемесячный платеж есть только в Казани и Екатеринбурге (это сделано с тем, чтобы опробовать различные сценарии пользования компьютером и отношение потребителей к ним). Но в среднем ставка по потребительскому кредиту (а предложение FlexGO — как раз из такой группы) на рынке составляет от 18 до 26% годовых, причем часто — без дополнительных сборов.

Безусловно, все крупные розничные банки (к примеру, “Русский стандарт” или “Банк Москвы”) “играют” с показателем “плата за ведение ссудного счета”, и она бывает чрезмерно высокой (до 10—12% в год), но все равно эта практика не является адекватной — таким образом фактически честный заемщик компенсирует банку риски по 3—5 неплательщикам. В данном случае финансовые условия FlexGo не стали исключением из подобной практики. Конечно, прав Николай Соловьев, директор по маркетингу компании “Эксимер”, когда отмечает, что “проект FlexGo — это возможность сделать серьезный вклад в повышение доступности компьютеров для категорий населения с невысокими и нерегулярными доходами, для тех, кто не может позволить себе ежемесячные выплаты в счет обязательных платежей, которые неизбежны при приобретении ПК в кредит”. Однако не стоит забывать, что при таких ставках, какие предложены банком “Ренессанс Капитал”, обязательные к уплате проценты по кредиту рассчитываются исходя из суммы остатка, которую лучше гасить побыстрее, чтобы не переплачивать лишних денег.

Оптимизация бизнес-модели

Надо отметить, что за 19 900 руб. пользователю предлагается только центральный блок, клавиатура и манипулятор “мышь”. По словам Михаила Кучмента, коммерческого директора компании “М.Видео”, “покупатели теперь могут приобрести современный компьютер, не выбирая между ценой и качеством”. Но с таким утверждением сложно однозначно согласиться. Позиционируя компьютер как домашний и мультимедийный, разумнее, на наш взгляд, было бы продавать его в комплекте с монитором, колонками и, возможно, с принтером (как, к примеру, в середине 90-х работала компания “Виртуальный киоск”). Подобный подход к делу придал бы пользователю, особенно приобретающему свой первый ПК (по сути, это основная целевая аудитория данного проекта) уверенность в том, что ему достаточно купить подобный базовый комплект и все его проблемы будут решены. Сейчас же ему надо подкупать необходимые компоненты, полагаясь в основном на рекомендации консультантов торговой сети, которые по понятным причинам не всегда посоветуют ему лучший вариант по соотношению цены и качества.

Если рассмотреть комплектацию компьютера, то она в целом представляется вполне адекватной тем задачам, с которыми сталкивается начинающий пользователь ПК, хотя некоторые особенности стоит отметить. К примеру, процессор Intel Pentium 4 с технологией НТ (3,0 ГГц) вполне хорош, но частоту можно было бы сократить до 2,4 ГГц — этого хватит и для большинства современных игр. Оперативная память 512 Мб — допустимо, но сравнительно небольших денег стоило бы ее увеличение до 1 Гб, что избавило бы пользователей от апгрейда по этому параметру на ближайшие пару лет. Видеокарта NVIDIA GeForce 6600LE, устройство для работы с картами памяти “8 в 1”, записывающий привод DVD никаких нареканий не вызывают — все нужно, без этого как без рук. Жесткий диск на 160 Гб — вполне разумное решение. Как, впрочем, и включение в комплект ПО антивирусной программы — защита от вирусов приобрела в последнее время крайне важное значение. Радует и наличие встроенного брандмауэра в Windows XP — более серьезную защиту от проникновения хакеров вполне можно докупить после — к примеру, Zone Alarm или аналог. За вводом pin-кодов и процессом добавления времени будет следить специальное ПО — честно говоря, сложно себе представить, сколько оно “продержится” против отечественных хакеров, по опыту, полагаю, что не очень долго. Сломали же систему активизации Windows XP, хотя это была действительно серьезная программа, сломают и это.

Если пользователь решится на покупку “Эксимер Home Flex PC”, то он может сразу забрать его домой — это основное достоинство потребительских кредитов. Начать использовать компьютер можно тоже немедленно — ОС предустановлена, первые 10 ч можно работать без дополнительных платежей.

Организаторы не скрывают, что прототип этого решения прошел проверку в странах с аналогичным уровнем компьютеризации. Как отмечают представители “Майкрософт Рус”, новая бизнес-модель оплаты персональных компьютеров начинает работать в российских регионах после успешных результатов тестирования в Бразилии. А актуальность внедрения этого проекта в России объясняется значительным числом пользователей услуг связи с повременной оплатой (Интернет, сотовая связь, кабельное телевидение) и относительно малым количеством владельцев домашних ПК. Безусловно, этот проект имеет целью увеличение рынка сбыта — причем для всех участников процесса. Дополнительно Microsoft пытается приучить потребителя к тому, что легальный софт для компьютеров — это не только разумно, приятно в использовании, но и дешево. К примеру, участникам FlexGo предлагается приобрести лицензионный Microsoft Office 2003 (выпуск для студентов и преподавателей) по цене 3000 руб. Наверное, с точки зрения компании, это вполне хорошее предложение. Но если вспомнить, что эта сумма более чем в два раза превышает размер государственных стипендий студентов вузов (1200 руб. с 1 января 2006 г.) и более чем в четыре раза стипендию студента учреждений среднего профессионального образования (700 руб.), то неудивительно, что уровень пиратства в России сократить радикальными темпами пока не получается.

Возможно, эксперимент по внедрению FlexGo будет успешным, и проект, что называется, пойдет. Но для этого, на наш взгляд, стоит как минимум урезать проценты по кредитованию, включить в цену комплекта периферийные устройства (хотя бы монитор), более четко оптимизировать базовую пользовательскую конфигурацию компьютера (дать шанс покупателю выбирать из трех-четырех типовых вариантов). Хорошо бы распространить эту программу и на учебные заведения, а также на малый бизнес — конечно, с модифицированными условиями, но прежней логикой. Это, вполне возможно, создаст реальные предпосылки для повышения доступности ПК в нашей стране и расширения более быстрого и наименее затратного подключения к Интернету. Относительно последнего пункта, скорее всего, участникам проекта стоит установить более тесные партнерские отношения с успешными сетями широкополосного доступа в регионах, чем с dial-up провайдером “РОЛ”. А через год-полтора сменить и их на сильного поставщика беспроводного доступа по технологии WiMax, за которой будущее на бескрайних российских просторах.

Тематики: Рынок ПК, Маркетинг

Ключевые слова: