Директор по продуктам компании Goodt (входит в группу ЛАНИТ) Константин Саратцев об истории российского IT-рынка и вызовах, стоящих перед low-code сообществом

Для того, чтобы понять, какие тенденции описывают low-code в России в 2022 году, я бы предложил вспомнить, как развивался российский IT-рынок в целом в течение последних нескольких лет.

Начнем с того, что он был естественным образом монополизирован. Внутри крупных корпораций сидели крупные международные вендоры. IT-отделы и интеграторы сконцентрировали свою экспертизу на работе с этими вендорами и их решениями. Так сформировались довольно закрытые экосистемы. Любые изменения в таких моделях внедряются медленно и стоят дорого.

Ответом на сложившуюся ситуацию стал тренд, который начал проявляться в 2017 году и достиг пика в течение буквально пары следующих лет, - крупные компании начали активно вкладываться в развитие инноваций. Все были в поисках простых, понятных и быстрых побед, легко и дешево имплементируемых, точечно работающих с задачами текущего бизнеса.

Так в компаниях начали запускать собственные акселераторы. В основном они ориентированы на небольшие команды, стартапы, использующие технологии Open Source. Выделяемых на развитие инноваций денег не хватало на интеграцию пилотных решений в сложную корпоративную экосистему. Поэтому инновационные решения редко «взлетали» в продуктивную эксплуатацию.

Запрос на быстрые победы при этом был и остается актуальным. Добиться этого на классических вендорских продуктах невозможно, на чистом Open Source - тоже, потому что любые победы в случае корпоративной архитектуры, даже быстрые, стоят денег. Значит, нужна промежуточная модель, которая обеспечила бы, с одной стороны, быструю и недорогую разработку новых решений, а с другой - позволила бы строить их поверх текущей архитектуры, а не сбоку от нее. На мой взгляд, именно в этой точке в России и применим low-code.

Можно ли говорить о выраженном тренде на low-code в России? Увы, мне так не кажется. Конечно, с 2020 года, когда это слово только начало всплывать на нашем рынке, идет кратный рост продаж в энтерпрайз-сегменте, но я бы объяснил это эффектом нулевой базы.

Дальше рынок будет расти органически, но медленно. Не экспоненциально. Во многом из-за того, что сейчас главная задача - заменить ушедших международных вендоров. Предстоит пересобрать архитектуру, на которой можно было бы строить low-code решения.

Но есть фактор, который мог бы повлиять на ситуацию и обеспечить рост продаж. Это появление игрока, который совместит в себе не просто low-code возможности, но и одну из уходящих компетенций, которые предоставляли западные вендоры. Такие решения позволили бы не просто возместить потери корпораций от ухода привычных вендоров, но и дать им качественный инструмент быстрого роста.

При этом, учитывая, что российский ИТ-рынок сейчас находится в сложном состоянии, нашему сообществу предстоит поработать над тем, чтобы low-code начали воспринимать не как опцию, а как важный компонент перестройки и адаптации рынка к новым условиям. Для этого нужно выстраивать образовательную инфраструктуру - организовывать качественное обучение, методично проводить конференции. Буквально учить рынок воспринимать low-code и понимать диапазон его возможностей. С этой задачей, я уверен, мы справимся.

 

Директор по продуктам компании Goodt (входит в группу ЛАНИТ) Константин Саратцев

Тематики:

Ключевые слова: