Удвоение Wi-Fi

Несмотря на то, что коммерческие перспективы технологии беспроводной передачи данных Wi-Fi пока вызывают большие сомнения, количество петербургских операторов, эксплуатирующих ее, возросло за последние полгода вдвое.

 Технология Wi-Fi предназначена для передачи данных и обеспечения доступа в интернет на небольших - от 100 до 500 метров - расстояниях. Она дает возможность делать это со скоростью до 54 Мбит/с. К транспортной инфраструктуре (это может быть и наземная, и беспроводная сеть) подключается Access Point (букв. - "точка доступа") - оборудование, которое отвечает за передачу радиосигнала. Таким образом создается хот-спот - территория, на которой можно воспользоваться беспроводной сетью. Для того чтобы сделать это, пользователю нужно приобрести специальную антенну, через стандартные интерфейсы подсоединяющуюся к мобильному компьютеру. Ряд ноутбуков имеет встроенное Wi-Fi-оборудование. На Западе такая технология развивалась достаточно успешно. В Европе около 1700 сетей Wi-Fi, а лидером в этой области являются США, где около 1 млн пользователей. Однако в России сейчас всего около 150 точек, которые сосредоточены в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Отечественные операторы Wi-Fi столкнулись с рядом проблем.

Через тернии

В Северной столице эту технологию стали развивать в первой половине прошлого года сразу несколько операторов. Сначала за Wi-Fi взялись компании "КомСет" и "Квантум". "КомСет" в преддверии празднования 300-летия города оборудовал несколько точек и объявил, что до конца года их количество превысит сотню. "Квантум" был скромнее - за этот период оператор планировал открыть около 40 хот-спотов. Через некоторое время несколько зон доступа создал "ПетерСтар". В результате "КомСет" сейчас имеет около 10 хот-спотов, а "Квантум" сумел запустить 17 точек доступа. Как отмечает директор по развитию компании "Квантум" Владимир Батлин, для успешного развития Wi-Fi-сервиса необходимы три составляющие: наличие поставщиков услуги, подготовленных пользователей и доступных по цене мобильных устройств с Wi-Fi-модулем. "Мы активно сотрудничаем с компьютерными магазинами. Это позволяет потенциальным пользователям познакомиться с удобствами и преимуществами новейших технологий передачи данных. Ведь именно из-за недостаточной осведомленности общества провайдеры Wi-Fi-услуг пока еще не встретили активной поддержки владельцев мест, привлекательных для создания хот-спотов", - говорит он.

Wi-Fi имеет также "врожденный" недостаток, который особенно актуален для крупных городов - технология работает в диапазоне 2,4 ГГц, а в мегаполисах эти частоты практически все уже розданы. Правда, в правовом отношении есть некоторые послабления - в позапрошлом году "связное" министерство позволило использовать частоты 2,4 ГГц без разрешения - на уведомительной основе, но только в зданиях.

Однако главная проблема - отсутствие массового спроса, что связано с низким уровнем проникновения в нашей стране мобильных компьютеров. В среднем он составляет 6% (в мегаполисах - чуть больше), хотя динамика роста продаж ноутбуков в России дает повод для оптимизма - она превышает 70%.

Эти особенности и предопределили основные места строительства хот-спотов - гостиницы, аэропорты, сети кофеен и ресторанов, бизнес-центры - то есть зоны концентрации деловых людей и иностранцев. При этом в городе существуют только две коммерческие точки Wi-Fi - в гостинице "Европа" и аэропорту "Пулково". "Платежеспособный спрос на Wi-Fi пока есть только в местах притяжения представителей бизнеса (как российского, так и иностранного) и иностранных туристов. В западных странах эта технология распространена достаточно широко и поставлена на коммерческие рельсы, определенный сегмент людей уже привык пользоваться Wi-Fi. Кроме того, для крупных гостиничных сетей наличие хот-спотов Wi-Fi является де-факто стандартом", - рассказывает директор отдела телематических услуг компании "ПетерСтар" Петр Акульшин. Но в России, как указывает начальник сектора развития дополнительных услуг МТС в Петербурге и Ленобласти Илья Нестор, есть проблема, связанная с роумингом. Международных соглашений пока нет, а в целом в России существует всего один договор Wi-Fi-операторов о роуминге - его недавно заключили "ПетерСтар" и "Квантум", другие операторы только продумывают такие альянсы.

Остальные хот-споты в городе работают в тестовом режиме, и услугами доступа в интернет абонент может воспользоваться бесплатно (надо отметить, что та же картина наблюдается и в Москве). По словам Владимира Батлина, у "Квантума" уже появилось устойчивое количество клиентов, регулярно пользующихся Wi-Fi. Их - несколько сотен.

Перспективы есть

Одно время казалось, что количество Wi-Fi-игроков в силу указанных причин ограничится лишь перечисленными выше компаниями. Однако в конце прошлого года стало известно, что тестовые зоны Wi-Fi эксплуатируют еще несколько операторов, в частности, "Телеком XXI" ("Мобильные ТелеСистемы"), Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон", один из крупнейших интернет-провайдеров города "Вэб Плас". Правда, все они располагают одной, максимум двумя точками, работающими в режиме тестовой эксплуатации.

Как говорит Илья Нестор, для сотовой компании освоение Wi-Fi - естественный процесс развития услуг. "Сейчас операторы мобильной связи активно работают в области мобильной передачи данных. Кроме того, они обладают несомненными преимуществами - прямым доступом к абонентам, раскрученным брендом", - подчеркивает он.

Более того, несмотря на все проблемы, связанные с Wi-Fi, петербургские операторы намерены развивать эту технологию. Например, "Квантум" до конца года собирается довести общее количество точек доступа до 50. "ПетерСтар", по словам Петра Акульшина, рассматривает сейчас несколько сценариев развития направления, включая установку хот-спотов в гостиницах и бизнес-центрах. К МТС и "МегаФону" в этом году может присоединиться и "Би Лайн GSM" - один из двух обладателей действующих Wi-Fi-сетей в Москве.

Однако все они признают, что работа в области Wi-Fi направлена на будущее. "Несомненно, эта технология будет развиваться и найдет спрос. Мы ожидаем усиление интереса к Wi-Fi-технологии со стороны активных людей, так же, как это произошло в свое время с сотовой связью", - прогнозирует Владимир Батлин.

Комментарии

Илья Нестор, начальник сектора развития дополнительных услуг "Мобильных ТелеСистем" в СПб и Ленобласти:

"Wi-Fi является естественным развитием для сотовых операторов, которые сейчас активизируются в сегменте услуг беспроводной передачи данных"

Владимир Батлин, директор по развитию компании "Квантум":

"В бижайшее время мы ожидаем усиление интереса к Wi-Fi-технологии со стороны активных и мобильных людей, так же, как это произошло в свое время в сотовой связи"

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Интеграция, Рынок ПК, Маркетинг

Ключевые слова: