Развитие компьютерной розницы Петербурга: итоги 2012 года

В целом 2012 год для крупных игроков петербургского рынка компьютерного ретейла сложился успешно: сети росли, увеличивался ассортимент, расширялась география продаж. Однако усилилась и конкуренция. Традиционная «прилавочная» розница все заметнее уступает позиции интернет-торговле. Это прекрасно понимают старейшие петербургские продавцы компьютерной техники и стараются закрепиться в онлайн-ретейле, хотя полностью убирать товар из магазинов не собираются.

Один из крупнейших петербургских компьютерных ретейлеров «Кей» продолжил начатый в 2011 году ребрендинг в рамках стратегии коммуникаций. В 2012 году компания обновила два магазина – в феврале ребрендингу подвергся супермаркет на Среднем проспекте В. О., 34, а в конце июля «Кей» открыл «остров цифровой свободы» – обновленный флагманский супермаркет на Московском проспекте, 25. Кстати, в апреле супермаркет «Кей» обновился и в Ярославле. Кроме того, компания открыла два новых магазина – в торговых центрах «Сити Молл» на Коломяжском проспекте и «Рио» на улице Фучика. Оба супермаркета начали работу уже под новым брендом. По словам менеджера по рекламе «КЕЙ» Натальи Седогиной, размещение торговых площадей именно в крупных торговых центрах – это одна из задач сети в рамках новой стратегии. По ее словам, ретейлер рассчитывает на хорошие продажи в супермаркетах, так как они пользуются популярностью у местного населения и имеют хорошую проходимость. В будущем «Кей» при открытии новых магазинов также будет ориентироваться на крупные торговые центры.



В 2012 году «Кей» сосредоточился на ребрендинге старых магазинов

В 2012 году «Кей» сосредоточился на ребрендинге старых магазинов



Ввод всего двух новых магазинов в Петербурге за 2012 год объясняется тем, что «Кей» сосредоточил усилия, в первую очередь, на ребрендинге существующих торговых площадей.

Еще одна крупная сеть «Компьютерный мир» в 2012 году открыла два магазина в Санкт-Петербурге – на проспекте Просвещения, 80, и на Московском проспекте, 137б (ТЦ «Электра»). Кроме того, в мае прошлого года компания провела реконструкцию магазинов на Балканской улице и у метро «Академическая», приведя их в соответствие с корпоративным стандартом оформления торговых площадей. Таким образом, компания в 2012 году продолжила избавляться от витрин в пользу открытой выкладки.

Стоит отметить, что компания в 2012 году провела ряд ночных распродаж, в рамках которых покупателям предоставлялись значительные скидки. Данные акции стали уже традиционными для ретейлера.

На сегодняшний день «Компьютерный мир» располагает 22 магазинами в Петербурге, общая площадь которых составляет свыше 20 тыс. квадратных метров.



«Компьютерный мир» в прошлом году открыл в Петербурге два магазина и еще в двух провел реконструкцию

«Компьютерный мир» в прошлом году открыл в Петербурге два магазина и еще в двух провел реконструкцию



Ретейлер в 2012 году уделял особое внимание развитию сервисных услуг. В частности, был разработан ряд соответствующих пакетных продуктов, которые можно приобрести вместе с ноутбуками, планшетами или смартфонами. В рамках такого пакета услуг «Компьютерный мир» предлагает покупателю настроить его компьютерное устройство, установить необходимые драйверы и программное обеспечение, в том числе и антивирусные программы.

Еще одним направлением бизнеса, которое активно развивал «Компьютерный мир» в 2012 году, является работа с корпоративными клиентами. Причем ретейлер не только продает компьютерную технику ведущих производителей и собственного производства, но и оказывает комплексные услуги по ее внедрению. В частности, компания выигрывает довольно много тендеров, в том числе на поставку оборудования в муниципальные и государственные учреждения.

Компания «Рик» в 2012 году также расширяла собственную сеть. Открылись новые точки выдачи заказов «РиК-Поинт», которых на сегодняшний день у компании пять. В частности, 4 декабря новый «РиК-Поинт» открылся в Колпино. Однако в прошлом году компания не открыла ни одного гипермаркета. Между тем «Рик» стал использовать компьютерные терминалы для продажи товаров и вышел на новый для себя рынок, где уже давно господствуют «Юлмарт» и «Ситилинк», а также довольно уверено развивающийся «Киббери».



«Рик» в 2012 году увеличил количество точек выдачи, а также вслед за конкурентами решил попробовать себя в терминальном формате

«РиК» в 2012 году увеличил количество точек выдачи, а также
вслед за конкурентами решил попробовать себя в терминальном формате



Видимо, довольно сильная конкуренция в Петербурге побудила «РиК» обратить внимание на Ленобласть, куда ретейлер в скором будущем планирует начать активную экспансию, начав с открытия в регионе точек «РиК-Поинт». Как отметили в компании, на сегодняшний день совокупная проходимость посетителей магазинов в формате «РиК-Поинт» составляет 200 – 300 человек в день. Ретейлер намерен увеличить эти показатели вместе с плановым выходом в область. Однако в Ленобласти сильны позиции сети «Юлмарт», чьи аутпосты находятся практически во всех районных центрах.

Кстати, компания «Юлмарт» вполне успешно закончила 2012 год. Ретейлер открыл в Петербурге 3 кибермаркета и 9 аутпостов. Стоит отметить, что это пока наилучший результат среди продавцов компьютерной техники города на Неве. Новые полноценные терминальные центры продаж появились на проспекте Испытателей, 30, корп. 2 лит. А (станция метро «Комендантский проспект»), на проспекте Большевиков, 27 (станция метро «Ул. Дыбенко»), а также на проспекте Науки, 10 (станция метро «Академическая»). Теперь сеть «Юлмарт» в Санкт-Петербурге насчитывает 7 круглосуточных кибермаркетов и 30 аутпостов во всех районах города.

Кроме того, в 2012 году «Юлмарт» завершил работу над новым сайтом, который полноценно заработал в Петербурге с января 2013 года. Также компания в декабре прошлого года открыла свой первый терминал в вузе. Теперь весь ассортимент кибермаркета «Юлмарт» доступен студентам и преподавателям Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича.



Прошлый год для «Юлмарта» прошел удачно, о чем говорят рейтинги, соцопросы и выросшие вдвое оборот и выручка компании

Прошлый год для «Юлмарта» прошел удачно, о чем говорят рейтинги,
соцопросы и выросшие вдвое оборот и выручка компании



По данным исследования РБК.research, 14 % россиян покупали бытовую технику и товары для кухни в «Юлмарте».

В прошлом году сеть удостоилась и профессионального признания. В 2012 году «Юлмарт» занял ведущее место в рейтинге Online Retailer Russia TOP-30, а также вошел в первую пятерку участников ряда других независимых рейтингов среди онлайн- и офлайн-магазинов. В июле 2012 года кибермаркет электроники «Юлмарт» признан лучшим интернет-магазином по результатам VIII Ежегодного конкурса среди организаций потребительского рынка Санкт-Петербурга «Золотой Гермес».

Как отмечает генеральный директор сети Сергей Федоринов, «Юлмарт» закончил 2012 год как федеральная компания. За счет активного регионального развития в прошлом году ретейлер открыл 16 новых филиалов. Господин Федоринов также отметил, что важным достижением 2012 года являются качественные изменения внутренней системы управления, которая стала горизонтальной, что выражается в командно-проектном подходе к развитию бизнеса. По словам руководителя компании, эта модель позволяет гибко реагировать на возникающие тренды.

Электронный дискаунтер «Ситилинк» в Петербурге в 2012 году открыл еще один полноформатный розничный магазин (пр-т Большевиков, 33 корп. 1) и 19 пунктов выдачи и заказа товаров «Ситилинк mini». В настоящее время сеть «Ситилинк» в Петербурге – это два центральных магазина и 32 пункта выдачи и заказа. Как отметил управляющий директор компании по Северо-Западу Артем Щербаков, сеть пунктов «Ситилинк mini» за год выросла более чем в два раза. Электронный дискаунтер планирует в ближайшее время открыть еще один полноформатный магазин в Петербурге.



Компания «Ситилинк» весь прошлый год заботилась о том, чтобы клиенту было подешевле

Компания «Ситилинк» весь прошлый год заботилась о том, чтобы клиенту было подешевле



Компания в 2012 году продолжила политику низких цен за счет оптимизации расходов, поэтому «Ситилинк» не планирует в будущем переходить на круглосуточный режим работы и открывать точки продаж в дорогих местах. В тоже время ретейлер активно стимулирует потребителей. Так, например, в сентябре 2012 года «Ситилинк» запустил акцию «Большой куш», в рамках которой при покупке от 5 тысяч рублей любой покупатель получает гарантированный приз и имеет возможность выиграть до 100 тысяч рублей. Также в прошлом году дискаунтер на своем сайте организовал интернет-аукцион, предоставляющий покупателям возможность приобрести интересующий товар со скидкой до 50 % от реальной цены.

Новичок рынка – компания «Киберри» – на рынке чувствует себя уверенно. Несмотря на то, что этот ретейлер продает компьютерную технику в Петербурге немногим больше года, в 2012 году он открыл три новых магазина – в Приморском (МИТК «ИНТЕРИО»), Московском (Московский пр-т, 222) и Центральном (Транспортный переулок, 1) районах. Также в этом году «Киберри» открыл два пункта выдачи товаров.



Для «Киберри» 2012 год прошел под девизом «мал, да удал»

Для «Киберри» 2012 год прошел под девизом «мал, да удал»



Как видно, емкость рынка еще позволяет ретейлерам открывать новые магазины. Кроме того, способствуют развитию компьютерной розницы и интернет-продажи, которые все активнее используют сети. В то же время растет и конкуренция, заставляя компании искать новые способы привлечения покупателей. Еще один нюанс – петербургские компьютерные ретейлеры стали активно развиваться в Ленинградской области, а это значит, что там есть перспективы роста.

Рубрики: Рынок ПК, Маркетинг

Ключевые слова: компьютерные магазины, магазин компьютерной техники, магазин Компьютерный мир, Компьютерный магазин РиК, компьютерные магазины СПб, компьютерный магазин Кей, Ситилинк, Юлмарт