Недавно «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), который недавно вернул себе второе место по выручке на российском рынке, ввел в действие тарифную опцию «Соблазнительный роуминг», где стоимость входящего вызова составляет всего 3,95 рубля. Учитывая тот факт, что раньше это стоило 50-70, а то и 129 рублей, разница получается весьма значительная. И, получается, оператору это выгодно? Оказалось, что да – и на таких минимальных значениях компания вполне хорошо зарабатывает.
Дело в том, что в преддверии и сразу после покупки Wind Telecom, куда было включено множество далеко не самых перспективных, но уж точно больших по абонентской базе операторов со всего мира, компания «ВымпелКом» подписала со многими западными операторами договор о том, что входящие вызовы для роуминговых абонентов этой компании на территории Европы будут стоить чуть ли не ноль рублей и столько же копеек (на самом деле – совсем немного центов в минуту). Глобальная Vimpelcom объяснила своим партнерам это тем, что Россию теперь нельзя рассматривать в качестве отдельной страны, сеть оператора на ее территории – часть глобального оператора связи, и тарифные условия по роумингу надо пересмотреть.
Подсчитали взаимный трафик по сетям, покачали головами, а здесь еще поднажали западные акционеры «ВымпелКом», и компании все-таки удалось договориться. Кстати, аналогичным образом существенно снижена оптовая стоимость data-роуминга (т. е. интернет-роуминга). То есть реальная стоимость входящего вызова для российского пользователя на территории Европы – едва ли больше рубля-полутора.
Казалось бы, в чем смысл такого действия? Абоненты были готовы платить и пару долларов за входящие вызовы, причем многие делали это от безысходности – словарного запаса для приобретения локальной SIM-карты им не хватало, а приобретать туристическую SIM-карту они считали бесполезным, поскольку «летим-то всего на неделю». Какими суммами выражалось неумеренное потребление услуг связи в роуминге, мы, конечно, помним. Поэтому турсимки стали весьма популярными даже в СНГ, а в некоторых странах Юго-Восточной Азии местные SIM-карты без регистрации и паспорта можно купить прямо в аэропорту после зоны пограничного досмотра.
По сути, при высоких ценах на зарубежные вызовы российские операторы просто получали «молчунов» в зарубежном роуминге, что грозило им значительной потерей денег (эту тенденцию они уже «просекли» в отношении пропуска трафика по VoIP для зарубежных звонков из России). Несмотря на заявления о том, что роумингом пользуется «не более нескольких процентов от нашей абонентской базы», на самом деле это миллионы рублей и сотни миллионов долларов, в том числе чистой прибыли. Акционеры «ВымпелКом» первыми, видимо, поняли, что ситуацию надо выправлять весьма активно.
Кстати, введение по сути новых тарифов (пока что это предложение у «ВымпелКом» работает как тарифная опция, но доступна для любой страны мира) было, как всегда, «изящным» – из серии «кто не спрятался – я не виноват». За абонентскую плату подключить сниженную стоимость вызовов предлагали только тем, кто об этом знал заранее. Рекламы этой опции абонентам, которые «сваливались» в международный роуминг, по сути-то, и не было. Чем-то это мне напоминает тест услуги для продвинутых абонентов. Заодно тарифную опцию сделали бессрочной (не как у МТС) – после возвращения из зарубежных странствий ее надо отключать, но ведь не все делают это сразу, принося оператору прибыль «на ровном месте». А так миллион абонентов воспользовался опцией, забыл отключить ее вовремя – глядишь, и несколько десятков миллионов рублей можно смело записывать в «прибыль».
Служба по связям с общественностью компании «ВымпелКом» традиционно не сказала ничего определенного – автору этих строк лишь заметили, что «покупка Wind абсолютно не связана с нашей работой по межоператорским договорам с европейскими операторами. По крайней мере, пока. Но в перспективе мы, безусловно, рассматриваем возможность формирования роуминговых тарифов, учитывающих то, что «ВымпелКом» – это часть крупной международной компании». Кроме того, в пресс-службе традиционно зачитали мантру о том, что стоимость межоператорских контрактов – это конфиденциальная информация. Ну конечно, если бы мы знали точные цифры, сразу можно было бы увидеть уровень алчности наших операторов связи.
Отдельно стоит вспомнить ситуацию с роумингом данных. У «ВымпелКом» один мегабайт данных на межоператорском рынке стоит немного, но для клиентов кардинального снижения стоимости пока не произошло – то есть цены по новым договорам стали ниже, но никаких акций (к примеру, как 7 рублей за «метр данных» в 19 странах мира, как у «МегаФон») не отмечено. Получать сверхприбыль на своих абонентах – это так приятно :) Хотя, не удивлюсь, если это будет даже не злой умысел, а обычная ошибка. В свое время на единственном самолете «Аэрофлота», где «МегаФон» реализовывал свой проект «небесного Интернета», у Tele2 стоимость трафика для своих абонентов была в несколько раз ниже, чем для абонентов «МегаФон». В «зеленом» операторе по этому поводу искусали себе все локти, но дезавуировать невыгодное им роуминговое соглашение по поводу этого воздушного борта смогли только через несколько недель после анонса Tele2 о работе в самолетах, который здорово щелкнул им по носу. Хорошо хоть в коммерческом режиме им сумели воспользоваться только 3-4 абонента Tele2.