Основатель SPb CIO Club Максим Белоусов: «Благодаря работе Клуба петербургские CIO стали узнаваемы на отечественном рынке информационных технологий, повысился их профессиональный статус»

Петербургский клуб ИТ-директоров предприятий Северо-Западного региона SPb CIO Club был создан осенью 2004 года. Основные цели клуба - создание платформы для обмена мнениями по актуальным проблемам использования ИТ, организация анонимного учета качества работы поставщиков, консультантов и разработчиков решений с целью формирования независимых рейтингов, выработка единых правил взаимодействия с крупными фирмами-поставщиками, консультантами и разработчиками и т. д. Сейчас он насчитывает 235 участников. SPb CIO Club является членом формирующегося сообщества ИТ-клубов, которое объединяет 12 профессиональных клубов России. Последние два года работы клуба стали насыщенными для его участников и богаты на разнообразные события. Корреспондент spbit.ru встретился с одним из отцов-основателей SPb CIO Club Максимом Белоусовым, директором по ИТ фармацевтического холдинга «Аконит», который рассказал о результатах деятельности клуба за истекший период и планах на ближайшее будущее.

Максим, как Вы охарактеризуете деятельность SPb CIO Club в 2006 году?

- 2006 год стал для SPb CIO Club наиболее активным. Примерно в одной трети всех ИТ-мероприятий, которые проводились за этот год, модераторами и докладчиками выступили представители петербургского клуба. Жизнь клуба активно освещалась в СМИ. В 2006 году происходило становление SPb CIO Club в направлении развития тем заседаний, формировании клубных традиций, а также укрепления ИТ-сообщества страны. Важной вехой развития клуба явилась структуризация его системы управления. Например, если ранее вопросы развития клуба решались, в основном, силами координационного совета, в состав которого входил Кирилл Соловейчик (генеральный директор ОАО «Ленполиграфмаш») и я, в 2006 году к работе клуба начали подключаться наиболее активные его члены. Благодаря работе Клуба петербургские CIO стали узнаваемы на отечественном рынке информационных технологий, повысился их профессиональный статус. За прошедший период петербургский клуб качественно развился на уровне России, завоевав репутацию методологического и идеологического центра отечественного CIO-движения.

Какие изменения произошли в структуре SPb CIO Club?

- В конце 2006 года управление развивающимся клубом начало отнимать много времени, в результате чего было принято решение о передаче ряда функций наиболее активным его членам. Так возникла идея о формировании Правления SPb CIO Club. Данная структура была сформирована для того, чтобы освободить время у координаторов для формирования нового CIO-сообщества - Союза ИТ-директоров. Вместе с тем, к концу 2006 года бурное развитие клуба привело к необходимости структурно поменять методы управления клубом по аналогии с управлением средними и крупными компаниями (к тому моменту в клубе насчитывалось более 200 членов на фоне постоянно большой текущей деятельности). На данной ступени развития нами было принято решение поступить в соответствии с мировой клубной практикой, а именно – создать управляющий офис. Предполагалось, что совет директоров будет работать на добровольных началах в пяти направлениях. Таким образом была сформирована структура правления, состоящая из пяти директоров: Константин Старовойтов ( «Алиди») занял место директора по членству и этике, Андрей Лавров («Армалит-1») занимался развитием клуба, директором по маркетингу был выбран Олег Гейдаров («Морская Техника»), директором по организации мероприятий стал Алексей Вилков («РЖД-Партнер»), Алексей Максимчев («Бекар») взял на себя функции технического директора.

Как происходило развитие SPb CIO Club в первой половине 2007 года?

- В сравнении с 2006 годом, первая половина 2007 года для клуба характеризуется некоторой инертностью и спадом активности. Однако для российского ИТ-сообщества в целом это время стало довольно активным. Отмечу, что в начале весны 2007 года, при содействии петербургского CIO-клуба был создан Клуб ИТ-директоров предприятий Южного федерального округа – CIO CLUB-Юг. За три месяца работы в клуб вступило 17 ИТ-руководителей. На сегодня, в России насчитывается 12 СИО клубов, которые взаимодействуют между собой, из них 7 являются активными участниками клубного движения. СИО клубы существуют в Петербурге, Москве, Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Перми, Тюмени, Нижнем Новгороде, Ростове, Красноярске, а также на Алтае. Клубное движение объединяет 890 ИТ-директоров российских предприятий. В перспективе – открытие еще 5 клубов в Ижевске, Калининграде и других городах России.

Весной произошло важное для SPb CIO Club событие. Клуб переехал в особняк Нейдгарта. Прежняя площадка - ресторан отеля «Братья Карамазовы» - была не способна вместить возросшее число участников. По информации на июнь текущего года, в состав петербургского Клуба входят 235 управленцев сферы информационных технологий. Особняк Нейдгарта, где теперь проходят встречи членов SPb CIO Club, олицетворяет возросший качественный уровень клуба.

Среди других проектов, которые проводятся в рамках совершенствования SPb CIO Club, - реорганизация электронного представительства Клуба. Сейчас он представляет собой больше сайт-визитку, хотя и регулярно пополняется новыми материалами и публикациями. Есть открытая и закрытая зона, а также инструмент управления данными на сайте. В рамках проекта ведется работа по созданию полноценного портала (возможно, он будет базироваться на платформе Bitrix). Новый ресурс должен включать качественно иную информационную составляющую и в потенциале будет полноценным виртуальным рабочим местом ИТ-директора – члена клубного движения.

Расскажите подробнее о Союзе ИТ-директоров (СоДИТ)? Каков масштаб этого проекта?

- Начало 2007 года сопряжено с активной работой по развитию направления союзной деятельности и формированию сообщества национального уровня. В рамках этого направления был создан Союз ИТ-Директоров, ключевая задача которого, формирование мощного общероссийского сообщества специалистов сферы информационных технологий. Решение о создании некоммерческого партнерства было утверждено еще осенью 2006 года. Данное решение было поддержано в феврале 2007 г. делегатами учредительного съезда, в котором приняли участие представители СИО-клубов Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. Штаб-квартира СоДИТ расположена в Москве, информационном центре страны.

Деятельность союза осуществляется по двум принципам – региональному и отраслевому. В первом случае планируется создание комитетов по развитию клубного движения в регионах. Отраслевые комитеты буду создаваться по мере необходимости. В числе первых заявленных отраслевых отделений Союза заявлен комитет по промышленности. Кроме того, мы намерены способствовать налаживанию контактов между отдельными профессиональными сообществами. Одна из задач Союза – формирование межпрофессионального сообщества, состоящего из специалистов таких профессиональных сфер, как CIO, CFO, CMO, HR, CEO.

В первом Съезде российских ИТ-Директоров, на котором был учрежден СоДИТ, приняло участие 100 ИТ-руководителей. В феврале 2008 года планируется II Съезд, в рамках которого будет проводиться оценка проделанной работы. На сегодня, как председатель правления СоДИТ могу сказать, что оцениваю деятельность союза как недостаточно активную. Однако, в целом, прошедший небольшой период работы Союза можно назвать «пробой пера».

Союз является своего рода площадкой клубного движения, платформой, которая организует на своей основе все клубы. Союз – это не догма и не партия или профсоюз, это объединяющая структура. SPb CIO Club (как и другие клубы) и СоДИТ являются взаимодополняющими элементами. И для меня приоритетной задачей остается развитие клубного движения.

Расскажите о причинах расторжения сотрудничества с «Форт-Росс»?

- Для ИТ-директоров в России ежегодно проводиться несколько десятков различных мероприятий. Из них можно выделить около пяти крупных. В 2006 году Russian CIO Summit, который организует компания «Форт-Росс» стал самой крупной встречей ИТ-директоров в России. Однако, следует понимать, что «Форт-Росс», маркетинговое агенство «Руссофт», не создавало клубного движения, они создали лишь одну из площадок для встречи ИТ-директоров. Причем ключевым это мероприятие сделали именно мы - активисты клубного движения. Мы могли выбрать любое другое мероприятие. Но тогда из всех организаторов – логистов подобных мероприятий – именно они поддержали идею развития профессиональных ИТ-сообществ.

Развитие клубного движения ИТ-директоров полностью является заслугой его членов. В 2005, 2006 гг. членами клубов была разработана программа клубных мероприятий, созданы условия для формирования ИТ-сообщества. «Форт-Росс» никогда не мешали наполнению контента мероприятий, однако тот уровень организации, который они обеспечивают, перестал нас удовлетворять. Выйдя на новый качественный уровень, мы стали понимать, что схема сотрудничества перестала отвечать нашим требованиям. Если говорить образно, мы начали понимать, что «Форт-Росс» кормит нас «кашей из топора» (кто помнит эту детскую сказку, тот поймет) Поэтому в 2007 году мы решили прекратить наше сотрудничество.

Отмечу, что в составе компании «Форт-Росс» работают настоящие профессионалы своего дела, в числе которых талантливые маркетологи, логисты, технические специалисты и др. Однако, вынужден констатировать, что руководство компании так и не поняло, что требуется клубному движению. Руководство компании не захотело менять существующего положения дел, а, как известно, нереализованные ожидания приводят к разрыву. Мы рассматриваем эту ситуацию, как увольнение данного логиста с событий клубной жизни. Причина чему - некачественное выполнение своих обязанностей.

Как теперь решаются вопросы с организацией мероприятий ИТ-сообщества?

- В рамках этого вопроса нами было принято решение о создании небольшой компании, которая займется исключительно вопросами организации мероприятий клубов. В результате, тремя CIO-клубами – московским, уральским и петербургским было принято решение о создании компании Event House, головной офис которой расположен в Петербурге. Можно сказать, что вопросы организационного плана ИТ-сообщества были переданы на аутсорсинг компании Event House, которая, по заказу оргкомитета, решает логистические вопросы. Event House специализируется на организации и проведении бизнес-конференций для профессиональных сообществ. В ее задачи также входит проведение серии ежегодных конференций во всех развитых точках ИТ-рынка (Москва, Урал, Северо-Запад, Юг, Сибирь). Работа компании оценивается и контролируется клубным сообществом.

Как будут в дальнейшем проходить встречи участников клубного движения?

- Новая площадка для встреч ИТ-директоров называется CIO Congress, что подразумевает съезд людей одной профессии. Мы планируем проведение мероприятий под общим брендом CIO Congress с региональным расширением, где событие будет собирать ИТ-директоров предприятий данного региона. Тематика каждого конгресса будет составляться на основе актуальных вопросов для участников и, конечно, актуальных вопросов для предприятий данного региона. Так, на уральском CIO-конгрессе будут рассмотрены проблемы ИТ на промышленных предприятиях. Петербургский конгресс, посвященный промышленно-транспортной и логистической темам, пройдет под уже знакомым для ИТ-общественности названием «Белые Ночи». CIO Club Юг возможно будет ориентировать свое мероприятие на образование, сельское хозяйство или туризм. Серию конгрессов откроет московское мероприятие, которое пройдет в сентябре текущего года, в Москве. Встреча пройдет под названием CIO Congress «Подмосковные вечера». Ключевой темой мероприятия станет взаимодействие ИТ-директора и директоров смежных подразделений. Финансово-коммерческая специализация московского конгресса естественна, т.к. Москва – финансовый центр страны, и, кроме того, партнерами данного мероприятия выступает клуб финансовых директоров.

Какие планы у ИТ-сообщества на ближайшее время?

- С помощью Event House мы намерены продолжать организацию мероприятий для ИТ-руководителей. Например, в планах на 2008 год – поездка на «Анти-Саммит» в Крым, который будет посвящен теме нестандартных подходов в области ИТ. Делегация участников СИО-клубов будет направлена на немецкую выставку ЦеБИТ, которая пройдет в Ганновере в марте 2008 года. В наших планах развитие международных отношений, знакомство мировой общественности с российским ИТ-сообществом. В рамках развития направления Intelligent Business, ИТ-руководители России посетят конференцию розничной торговли Retail, которая пройдет в Египте в феврале следующего года. Делегации от ИТ-сообщества примут участие в чешской выставке, посвященной дистрибуции в транспортной сфере (FMCG), а также во французской выставке Finance.
Все эти выездные мероприятия будут организовываться под эгидой Союза ИТ-директоров и при поддержке клубного движения. Целью данных мероприятий является создание площадки для общения ИТ-директоров и бизнеса.

Подробности

Максим Васильевич Белоусов родился 7 июня 1972 года в Ленинграде. В 1994 году закончил Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена по специальности математика и информатика. В 2003 году с отличием закончил Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет, факультет «Информационные системы в экономике». Начал свою преподавательскую деятельность в 1993 году на IV курсе университета. С 1994 года начал оказывать консультационные услуги по автоматизации деятельности предприятий. С 1994 по 1998 год работал в «Санкт-Петербургском Учебном коллекторе» при Министерстве народного образования в качестве инженера-программиста. В 1998 году был приглашен в качестве консультанта по автоматизации в компанию «Талосто». В 2000 году был назначен на должность руководителя ИТ-службы холдинга. С 2002 по 2004 год занимался консалтинговой деятельностью в таких компаниях как «Балт-Аудит-Эксперт» и «СПб Центр Учета и Аудита». С 2004 года до настоящего момента является директором по ИТ фармацевтического холдинга «Аконит». В октябре 2004 года участвовал в создании Петербургского клуба ИТ-директоров «SPb CIO Club». В настоящее время является Президентом клуба, входит в Консультативную группу Института Адама Смита и редакционный совет журнала «CIO».

Автор: Ирина Рыбченко.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Кадры

Ключевые слова: