Для начала – пару слов о программе «Сокращения без потерь»: как появилась идея об ее организации и в чем состоят ее основные цели?
В. К.: Примерно год назад у нас возникла идея о проведении круглых столов в неформальной обстановке с нашими ключевыми партнерами и клиентами с целью установления более тесных дружеских отношений. Данный проект был реализован, и около 20 таких встреч, проведенных нами в ноябре-декабре 2008 года, очень хорошо себя зарекомендовали. Когда экономическая ситуация в стране изменилась, эти встречи продолжились. В то же время мы стали свидетелями, скажем так, некоторой растерянности наших партнеров и клиентов в новых экономических условиях, в том числе это касалось такого аспекта, как затраты на ИТ. Именно тогда было решено выйти из камерного масштаба встреч и встать рядом с нашими клиентами для их поддержки. В итоге программа «3-2=5» стала некоей квинтэссенцией указанных идей – более близкого общения, и в то же время – поддержки с точки зрения нашего опыта, знаний и компетенции. На первом этапе – в начале марта 2009 года – была проведена большая конференция с участием Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, которая собрала аншлаг наших партнеров и ключевых заказчиков. После данного мероприятия программа продолжилась в виде круглых столов.
К началу мая состоялось уже более тридцати таких встреч. Они затронули все ключевые продуктовые направления Microsoft, которые продвигаются в рамках «Сокращения без потерь», – это MOSS (Microsoft Office SharePoint Server), системы Business Intelligence (бизнес-анализа), System Center, Unified Communications (объединенные коммуникации), инфраструктурные решения для виртуализации. Кроме того, в данной программе также представлены продукты линейки Microsoft Dynamics – это ERP-системы Dynamics NAV, Dynamics AX, а также Dynamics CRM.
Использование данных решений реально может помочь нашим заказчикам увеличить эффективность бизнеса в условиях кризиса. Например, объединенные коммуникации – яркий тому пример, особенно в условиях филиальной и распределенной структуры предприятия, когда можно сэкономить за счет командировок и т. д.
Однако стоит отметить, что наиболее важные и интересные решения лежат в области сохранения и приумножения интеллектуального капитала компании. Это еще не совсем понятно многим отечественным корпоративным пользователям, но именно за такими решениями будущее – чем лучше компания способна инкорпорировать существующие в ней знания, чем больше она стремится их утилизировать и унифицировать, тем больше у нее шансов на успешное существование на посткризисном рынке.
А.К.: Следует отметить, что до сих пор многие отечественные предприятия не рассматривают ИТ как важный фактор производства. Технологии индустриальной эпохи себя исчерпали, и сейчас именно информационные технологии в широком смысле слова могут стать действенным инструментом наращивания мощностей и повышения эффективности предприятий. Компания Microsoft, воспринимаемая многими как поставщик операционных систем и некоторых прикладных офисных продуктов, имеет огромное количество технологий, на базе которых организации могут строить решения именно для повышения эффективности бизнеса в различных сферах.
Исходя из этого, основной целью программы было рассказать о том, что есть набор продуктов, своего рода универсальная платформа, частично присутствующая в офисных прикладных пакетах, а где-то выходящая за их рамки. Эта платформа стоит не так дорого, как у других вендоров, но позволяет решить до 70-80 % стоящих перед компанией задач, что является достаточным условием для продолжения ведения бизнеса при существенной экономии средств. Именно из такой позиции компании и происходит формула «3-2=5», когда при сокращении затрат мы получаем большую эффективность.
Главной целью программы является показ принципиальных возможностей внедрения продуктов, – это влечет изменения бизнес-процессов предприятия для того, чтобы уже сегодня получать определенные экономические эффекты, например, наладить элементарный документооборот, включая единое пространство для доступа, поиска и извлечения различных документов, на базе того же MOSS.
Можете ли вы привести здесь какие-то практические примеры?
В.К.: Приведу совершенно типичный пример. В одной петербургской компании, ведущей региональную экспансию, до кризиса работало 500 информационных работников (здесь имеется в виду понятие information worker, то есть сотрудник, работающий за компьютеризированным рабочим местом, прим. ред.), распределенных по всей России. В результате персонал был сокращен до 200 человек, при этом общий объем работы даже увеличился. Отсюда возникают две проблемы: одна касательно того, чтобы все, в том числе и с точки зрения ИТ (а ведь ИТ-отдел также был сокращен), работало по-прежнему стабильно, быстро и надежно. А вторая относится к самому персоналу – приходя, новые сотрудники не знают специфических бизнес-процессов компании.
Для решения этих проблем в нашей программе представлено два основных направления. В первой части это решения по управлению ИТ-системой предприятия, включая обслуживание рабочих станций, конфигурирование, отслеживание работоспособности сервисов и т. д. Здесь имеется в виду набор продуктов, объединенный зонтичным брендом System Center, в котором, в частности, представлены решения для управления рабочими станциями и мониторингом сервисов – System Center Configuration Manager 2007 и Configuration Manager. На предприятии должны быть представлены системы резервного копирования информации и ее восстановления – за это отвечает System Center Data Protection Manager 2007. Кроме того, в System Center включен комплексный инструмент управления виртуальными машинами Virtual Machine Manager 2007. В результате развертывания и использования данных решений мы получаем совершенно новую ситуацию, когда вместо семи-десяти человек за парк из 200-250 машин отвечают всего два ИТ-специалиста, причем с более высоким качеством сервисов, чем это было ранее. Это и есть реальный пример работы формулы «3-2=5».
Другое направление – это решения, предназначенные непосредственно для информационных работников. Для этих целей мы предлагаем создание единого информационного пространства компании с помощью Microsoft Office SharePoint Server 2007, который может использовать все системы, внедренные на предприятии, в качестве источника данных и, соответственно, может служить электронной библиотекой документов.
Но это не все: MOSS – это в первую очередь платформа для организации бизнес-процессов. Например, существует общая и всем знакомая задача – как определить эффективность работы предприятия в целом и эффективность работы отдельного сотрудника? Для российского бизнеса в целом характерно, что он не стремится получить ответы на эти вопросы. Однако все знают, что существует система ключевых показателей (KPI) для расчета эффективности, и она может как раз быть реализована на базе MOSS. Если говорить о реализации с точки зрения ИТ, то база данных содержится в знакомой для всех СУБД SQL Server, которая служит источником для SharePoint Server (с возможностями поиска и извлечения информации из различных систем), и затем данные презентуются с возможностью «взглянуть» на любой срез.
Какое место в программе занимает линейка Dynamics?
А.К.: Здесь уместно говорить в первую очередь о Dynamics CRM – системе управления взаимоотношениями с заказчиками, которая необходима, к примеру, хотя бы для решения такой базовой задачи, как хранение существующей клиентской базы. В условиях кризиса, когда компании начинают считать деньги, они обнаруживают, что удержание существующего клиента обходится в семь раз дешевле, чем поиск нового. Вот вам конкретный пример повышения эффективности. При этом Dynamics CRM достаточно быстро внедряется и сразу же готова к работе.
Внедрение ERP-систем, конечно, занимает более длительное время и требует предварительной подготовки со стороны предприятия. Но, говоря о ERP-системах Dynamics AX и NAV в контексте «Сокращения без потерь», хотелось бы отметить, что уже многие предприятия используют данные решения. Однако не секрет, что в ряде случаев они реализованы как «колоссы на тонких ножках», под которыми пока еще нет структурированной ИТ-инфраструктуры и внятного ИT-управления, и, кроме того, часто решение работает очень неустойчиво с большим объемом потери данных. Поэтому здесь мы смотрим более комплексно – с точки зрения построения целостной ИT-архитектуры предприятия. Это один момент. Второй – существующим пользователям ERP-систем мы готовы предложить нашу компетенцию, как наиболее эффективно утилизировать данные решения и получить от них максимальную выгоду.
Еще один нюанс: при любых условиях интероперабельность – взаимная работоспособность систем предприятия – становится очень важной составляющей. Не могу не отметить, что решения компании Microsoft, включая ERP, как нельзя лучше подходят для работы с нашими же системами, отвечающими за другие участки ИТ-архитектуры предприятия.
Расскажите также о развитии еще одного направления программы – Business Intelligence?
В.К.: Инструменты мониторинга, входящие в состав PerformancePoint Server 2007, позволяют ответить на вопросы: «Что происходит?», «На какой стадии находится проект?», «Укладывается ли подразделение в назначенные сроки?» и т. д. Всегда следует помнить, что любой бизнес-показатель имеет под собой очень серьезную иерархическую структуру и его восприятие и интерпретация зависят от уровня «мышления» каждого конкретного предприятия. При этом можно получить некий итог, разделенный на множество составляющих, образующих иерархию таких показателей.
Базовой платформой для хранения данных выступает SQL Server. На верхнем уровне в данном решении работают аналитические сервисы, которые позволяют строить многомерные кубы. Кроме того, здесь могут быть подключены reporting services (сервис-отчеты), которые, в свою очередь, могут быть увязаны с ShareРoint Server. Последний, помимо всего прочего, имеет такую функцию, как «Центр отчетов» – специальный шаблон для их публикации и хранения. Таким образом, благодаря тому что все сотрудники имеют доступ к reporting services, а сами отчеты могут быть обработаны и сохранены в едином месте, создается необходимая база для инкорпорирования знаний и снижения нагрузки на ИT-подразделения, – сотрудники такие отчеты могут создавать самостоятельно по заранее описанным правилам. Стоит добавить, что ShareРoint Server имеет также функцию «сервисный Excel» (Excel services) – электронные таблицы, которые на данном, высшем, уровне обработки данных в рамках описанной парадигмы позволяют крайне эффективно использовать свой функционал, включая построение графиков и т. д.
Таким образом, складывается вполне внятная модель Business Intelligence, которая позволяет использовать все преимущества в части интеграции данных, отчетности и построения ключевых показателей.
Один из основных моментов программы «3-2=5» – в ней активно участвуют партнеры Microsoft в СЗФО. По какому принципу выбирались данные компании?
А.К.: Напомню, что одна из основных задач представительства Microsoft по СЗФО – содействие в приобретении партнерами компетенций, связанных с предоставлением определенных решений на базе нашей платформы. Каждый партнер имеет закрепленного за ним сотрудника Microsoft, в задачи которого входит курирование взаимодействия и развитие данного партнера, а также построение совместных бизнес-планов на финансовый год. Естественно, что все наши партнеры, реализующие бизнес-планы с применением наших решений, получили приглашения к участию в данной программе.
Могу сказать, что отклик был хороший, тем более что у разных партнеров на одинаковых технологиях созданы оригинальные решения, ориентированные под специфику различных бизнесов. Кроме того, практически у каждого партнера появилась своя специализация. В частности, «Динамика» очень хорошо зарекомендовала себя в плане продвижения достаточно новых решений по виртуализации, компания Columbus IT сейчас является одним из самых активных партнеров по внедрению ShareРoint Server, хотя в свое время начинала на Северо-Западе с Dynamics. При этом обе указанные компании активно занимаются Software Assets Management (инвентаризация и управление программным обеспечением), которая позволяет оптимизировать использование парка ПО на предприятии. Очень интересное решение на базе SharePoint Server для управления эффективностью распределенных офисов предлагают наши финские коллеги – фирма Tieto.
Мы, как вендор, предоставляем универсальную платформу, состоящую из набора определенных продуктов. А как эти продукты компоновать и увязывать в конкретные решения – это как раз задача наших партнеров, и такая возможность и есть, наверное, основная ценность при работе с Microsoft.
Заключительный вопрос: как вы оцениваете промежуточные итоги программы?
А.К.: Какие-то решения начинают внедряться уже сейчас, но общий интерес, проявляемый всеми партнерами и большей частью заказчиков, очевиден. Мы понимаем, что должно пройти определенное время от момента знакомства с решениями до формирования технического задания и его реализации.
В.К.: По итогам прошедших круглых столов и переговоров с клиентами у меня сложилось впечатление, что нынешнее тяжелое с экономической точки зрения время – это повод задуматься о жизни предприятия и перестройке информационной системы для повышения эффективности его работы. Многие из потенциальных клиентов говорят о том, что они будут готовы приступить к внедрениям уже с осени этого года.
Могу резюмировать, что вот уже год как мы призываем партнеров и клиентов задуматься над указанными вопросами, и сдвиги постепенно происходят. По крайней мере, люди начинают воспринимать подходы к таким оценкам эффективности использования информационных технологий. Самое сложное – это понять, что инвестиции в ИT – это реальный бизнес-проект со своим анализом и перспективами. Кроме того, можно отметить, что корпоративные пользователи начинают понимать, что собрать из разрозненных фрагментов ИT-систему – изначально порочное решение. Важно, чтобы все решения, используемые на предприятии, могли быть легко интегрируемы. В этом смысле компания Microsoft обладает огромным преимуществом.
Подробности
Анна Кулашова
В 1995-1996 гг. работала в ЗАО «Мультифлекс» менеджером по работе с иностранными партнерами. В 1996-2005 гг. – в холдинге Emerson в подразделении Liebert-Hiross (Emerson Network Power) занимала различные позиции, последняя – менеджер по развитию канала продаж ИБП (источников бесперебойного питания), до этого – менеджер по маркетингу и продажам. С 2005 г. работает в Microsoft Rus, занимаемые должности – менеджер по работе с глобальными ключевыми клиентами, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами в регионах, в настоящее время – директор представительства Microsoft по СЗФО.
Владимир Касаткин
В 1992-1996 гг. – директор софтверной компании «КТ лтд.». В 1999-2006 гг. работал в ОАО «Акционерный банк «Россия» начальником отдела, зам. начальника управления, начальником управления. В 2006-2007 гг. работал в ЗАО «Генезис» на должности директора по ИТ.