Руководитель службы информационных технологий Группы ЛСР Денис Сушко: «Мы находимся в начале большого пути – комплексной информатизации нашей деятельности»

По наблюдениям экспертов в области информационных технологий, строительная отрасль России, не смотря на свои высокие обороты, отличается минимальным уровнем проникновения решений для автоматизации деятельности предприятий. Сейчас строительный рынок, и, соответственно, смежные с ним сферы – производство бетона, кирпича, щебня и т.д., находится на подъеме, и игроки сфокусировались на расширении своей экспансии на существующих рынках. Тем не менее, перед некоторыми из них, особенно холдинговыми структурами, сейчас все более активно встает вопрос использования информационных технологий как средства улучшения управляемости предприятий, повышения их прозрачности. Одним из лидеров строительного рынка не только Петербурга и региона, но и России является Группа компаний ЛСР, которая объединяет более 20 предприятий. Сейчас управляющая компания задумывается о комплексной информатизации своей деятельности. Об этом и не только мы поговорили с руководителем службы информационных технологий Группы ЛСР Денисом Сушко.

 Денис, пару слов о вашем холдинге. Сколько предприятий он объединяет, какого профиля? Что из себя представляет их парк компьютеров и ПО?

 - По состоянию на конец мая 2004 года в Группу компаний ЛСР входит 21 предприятие, основные профили деятельности - девелопмент и строительство зданий, добыча и переработка сырья, производство строительных материалов, оказание механизированных строительных услуг. Всего на предприятиях Группы в эксплуатации находятся более 1,1 тыс. персональных компьютеров и 50 серверов. Согласно корпоративным стандартам, в качестве базового используется общесистемное программное обеспечение Microsoft, в качестве учетного программного обеспечения - "1С:Предприятие". Для каждой из бизнес-единиц Группы используется адаптированная с учетом специфики предприятия система на базе "1С:Предприятие".

 Расскажите, кто является вашим основным поставщиком сетевых и телекоммуникационных услуг, ПО и компьютеров? Какой на ваш взгляд здесь лучший подход - получать комплекс услуг из одних рук, или по одной услуге - от различных поставщиков?

 - Согласно корпоративным стандартам, при выборе поставщиков ИТ-услуг и аппаратного обеспечения мы используем систему централизованных тендеров, когда большая часть подрядчиков определяется по заранее заданным критериям.

Поставки системного программного обеспечения для нас осуществляют основные петербургские партнеры Microsoft - компании "Астрософт" и "Эврика" (при лицензировании каждого предприятия проводится отдельный тендер).

Поставки учетного ПО, а также комплекс услуг по внедрению информационных систем оказывает франчайзинг-партнер фирмы "1С" компания "Татко-Питер". Основным поставщиком рабочих станций и принтерного оборудования является компания "Ларга" ("Larga").

Что касается второго вопроса, то здесь я хочу отметить, что мы стремимся улучшить взаимодействие с поставщиками. При проведении каждого тендера мы всегда рассматриваем различные варианты повышения его эффективности. Например, ресурсы для монтажа локальных сетей на предприятиях нашей группы, мы определяем индивидуально по каждому проекту. Иногда это делается силами наших специалистов, иногда мы привлекаем подрядчика - здесь у нас нет установленного корпоративного стандарта. Распределенные компьютерные сети используются в ПО "Баррикада" (около 200 рабочих мест, 5 производственных площадок), в сети проекта "45'" (около 100 рабочих мест, 7 производственных площадок). В локальной сети центрального офиса (2 здания - Казанская, 36, Казанская, 44) в эксплуатации находятся около 300 рабочих станций.

Услуги предоставления выделенных каналов - для нас это такая же больная тема, как и отрасль связи в России вообще. В некоторых случаях, каналы практически невозможно получить, - особенно это касается Ленинградской области, где у нас расположено большое количество предприятий. К сожалению, часто вопрос о выборе поставщика не стоит, так как нет альтернатив, и это сказывается на качестве услуг.

Основной поставщик услуг связи для нас (включая доступ в Интернет и телефонию) в Санкт-Петербурге и Ленобласти - компания "ПетерСтар". Кстати, в области еще год назад для некоторых наших предприятий было невозможно вообще получить услуги связи, отрадно констатировать, что положение меняется. На мой взгляд, основные игроки на этом рынке - местный монополист "Ленсвязь" и компания "Квантум", которая специализируется на предоставлении услуг через свою радиосеть. Также здесь активизируется компания "Санкт-Петербургский Телепорт" - представитель оператора "ТрансТелеКом", который владеет оптоволоконной сетью, проложенной вдоль трас РЖД.

В целом, при работе с поставщиками мы не придерживаемся принципа комплексности поставок, т.е. получения оборудования и услуг из одних рук. Во-первых, я считаю, что бизнес-процессы взаимодействия с поставщиком гораздо легче оптимизировать при взаимодействии с организацией среднего размера (в российских условиях). Во-вторых, на питерском рынке практически нет организаций, охватывающих весь спектр услуг - т.е. комплексных системных интеграторов.

 Расскажите, насколько ваши предприятия увязаны в единую сеть. Насколько известно, вы сейчас приступили к первому этапу ее строительства. Какие предприятия будут объединены в первую очередь?

 - Да, в самом деле, в ближайших планах нашей службы информационных технологий стоит разработка проекта и начало строительства корпоративной сети Группы ЛСР. С точки зрения физических каналов связи, практически все предприятия имеют выделенное подключение к сети Интернет на основе оптоволоконных, реже медных или радио-, каналов. С точки зрения сетевой инфраструктуры будет выстроена централизованная доменная архитектура, с обеспечением необходимого уровня информационной безопасности.

В первый этап проекта войдут центральный офис Группы ЛСР (Казанская, 36, Казанская, 44), ЗАО "ЗСК №19" (проект "45'" - офис Крыленко,8, а также все производственные площадки), ЗАО "Керамика" (Садовая, 51). При этом центральный офис уже имеет соединение с площадками на Казанской, 44 и Садовой, 51 по собственному оптоволоконному кабелю. Выбор предприятий "ЗСК-19" и "Керамика" для первого этапа не случаен, поскольку создание корпоративной сети - не самоцель, и определяется потребностями бизнес-пользователей по доступу к информационным ресурсам.

 Какие ведутся сейчас информационные проекты в ваших предприятиях. Раскрываются ли совокупные затраты холдинга на ИТ в прошлом году и в этом? Какие ваши первоочередные объекты этих вложений?

 - Из наиболее значимых проектов внедрения информационных систем за последние месяцы - ЗАО "ЗСК №19" (сеть бетоносмесительных узлов "45'"). В рамках этого проекта помимо традиционной постановки бухгалтерского, производственного и управленческого учета, было реализовано оперативное управление и планирование поставок бетона. Для этого была создана специальная ИТ-инфраструктура, которая объединила в единую компьютерную сеть все производственные площадки. Это позволило реализовать информационную систему, работающую в режиме on-line. Она позволила систематизировать коммерческую деятельность предприятия, основной задачей которого является доставка бетона по городу за 45 минут (отсюда и торговая марка), улучшить планирование работы автотранспорта, сократить время на обработку заказов от клиентов и на отгрузку продукции. Кроме того, была запущена в эксплуатацию информационная система "45'Online", реализованная в виде Web-интерфейса и позволяющая клиенту управлять своими поставками, используя интернет-доступ.

Из крупных ИТ-проектов в этом году - лицензирование центрального офиса Группы, внедрение корпоративной информационной системы и др. Обеспечение легальности используемого ПО - задача, необходимая для холдинга такого масштаба, как наш. Я думаю, не надо объяснять, что это значит - в первую очередь обеспечение информационной безопасности и юридической чистоты работы.

 Сейчас ваш холдинг находится в начале большого этапа - установки корпоративной информационной системы. Расскажите, как этот процесс происходит сейчас, что вы сейчас делаете в этом направлении?

 - Сейчас у нас происходит выбор информационной системы. Сразу уточню, что речь идет не о ERP-системе, а о средстве бюджетирования и консолидированной отчетности для холдинга. Хотя, конечно, в качестве варианта можно использовать для этих целей и отдельные блоки больших ИС ERP-класса (например, компании SAP). Одновременно мы производим реорганизацию своего управленческого учета, это тоже часть проекта. Результатом должна явиться прозрачная информационная система (очевидно, интегрированная с ИС бизнес-единиц), удовлетворяющая принятым корпоративным стандартам, а также дающая возможность подробного анализа - как консолидированного, так и в разрезе бизнес-единиц. Это позволит уменьшить время получения отчетности с предприятий - а в случае полной интеграции с ИС на местах, даже получать ее в режиме on-line, систематизировать корпоративные формы отчетности и избавиться от бумажных носителей. По первоначальной оценке, корпоративная ИС должна охватывать около 30 рабочих мест, с учетом удаленных рабочих мест на предприятиях. Следующим этапом развития этой системы может стать реализация элементов стратегического менеджмента.

 Расскажите об истории становления ИТ-службы холдинга и ее нынешней структуре.

 - Она была создана весной 2002 года, за месяц до создания управляющей компании. Это говорит о понимании руководством роли информационных технологий для бизнеса. Для нас самый дефицитный ресурс - это люди, поэтому становление структуры службы шло постепенно. На данный момент в структуре ИТ-департамента управляющей компании 3 отдела: компьютерного обеспечения, информационных систем и информационной безопасности. Кроме того, на предприятиях Группы сформированы отделы информационных технологий разной численности и структуры - в зависимости от размера и сложности учета предприятия. Обычно они включают в себя специалистов по учету, сетевых администраторов, инженеров по компьютерной технике. Мы проводим политику последовательного повышения квалификации ИТ-специалистов с выработкой соответствий должностным квалификационным требованиям. Например, все сетевые администраторы Группы должны иметь статус MCSA (Microsoft Certified System Administrator), такой подход исповедуют, например, западные компаний. На данный момент 4 наших сотрудника сертифицированы на статус MCSA, 10 сотрудников имеют статус MCP (Microsoft Certified Professional), 13 специалистов аттестованы фирмой "1С".


 Похоже, что ваша компания - одна из немногих в строительном бизнесе, которая уделяет столько внимания информационным технологиям…

 - Конечно, информационные технологии по-разному востребованы для различных видов бизнеса, и трудно сравнивать влияние ИТ на бизнес в телекоммуникационной фирме и в компании, занимающейся добычей песка. Тем не менее, в последние два года вложения в ИТ для производственных предприятий и компаний строительной отрасли очень сильно росли. Наш холдинг в этом не исключение, и, хотя мы занимаем ключевое место в строительной индустрии Санкт-Петербурга, что, казалось бы, должно говорить об отсутствии серьезных конкурентов, есть полное понимание на всех уровнях в структуре Группы ЛСР, что без постоянного движения в сторону западных стандартов применения ИТ-технологий, развития бизнеса быть не может.

Я бы не стал говорить, что наш холдинг является пионером в области применения ИТ для строительства, хотя реализация запланированных на этот год проектов позволит говорить о серьезном продвижении на этом пути. В то же время я надеюсь, что проекты, подобные "45'Online", подвигают весь строительный рынок Санкт-Петербурга к осознанию возможностей ИТ для строительного бизнеса.

Автор: Александр Янкевич.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Интеграция, Оборудование, ПО, Кадры, Финансы, Web

Ключевые слова: