Александр, расскажите, как после кризиса развивается «КОРУС Консалтинг»? Что происходит нового?
- У нас существует несколько направлений, которые активно развились за последние 2-3 года. В первую очередь я бы выделил направление медицинских информационных систем. Это направление быстро растет, мы сфокусированы на его росте и активно набираем людей в эту команду. Нам удалось разработать много ИТ-решений за это время, выиграны ряд крупных конкурсов на информатизацию федеральных и региональных медицинских учреждений.
Также очень активно развивается направление CRM, которое было открыто два года назад, – в настоящий момент уже реализовано более 10 проектов на Microsoft Dynamics CRM. Активно развивается направление систем электронного документооборота – реализованы очень крупные проекты на платформе EMC Documentum в телекоммуникационной отрасли и в ТЭК, мы разрабатываем инновационные решения для документооборота, такие, как «Мобильный офис руководителя» для планшетных компьютеров. За последний год сделали значительные инвестиции в разработку решения по автоматизации документооборота на основе open source решения Alfresco. «КОРУС Консалтинг» обладает уникальной экспертизой в автоматизации ретейла, дистрибуции, кредитно-финансового сектора. Развивается практика 1С. Мы активно расширяем бизнес по всем эти направлениям.
Если говорить в целом про ERP, то исторически наш первый вендор – это Microsoft. Крупнейшее в Восточной Европе внедрение MS Dynamics AX в сети гипермаркетов «О'Кей» – один из наиболее ярких проектов «КОРУС Консалтинг». По ERP у нас всегда было и есть много проектов, в том числе международных. В последнее время мы развиваем направление SAP, эта платформа востребована на предприятиях ТЭК, также у нас накоплен значительный опыт проектов на продуктах Oracle – как в сфере ERP, так и в финансовых продуктах, бюджетировании.
Автоматизация процессов бюджетирования, консолидации финансовой отчетности и построения аналитических систем было и остается одним из основных направлений бизнеса «КОРУС Консалтинг». Спрос на подобные решения растет год от года вместе с взрослением рынка. Компаниям недостаточно автоматизировать учетные операции, чтобы быть конкурентоспособными, нужна «тонкая настройка» финансовых моделей, развитая аналитика – именно эти задачи решают системы класса CPM (Corporate Performance Management). Сегодня мы предлагаем нашим клиентам комплексные проекты, включающие не только автоматизацию данных задач, но и постановку методологии в области бюджетного управления, консолидации и трансформации отчетности. Можно с уверенностью сказать, что мы реализуем наиболее крупные проекты на российском рынке в этой области.
В связи с обилием направлений деятельности продолжает ли компания позиционировать себя в качестве системного интегратора?
- Безусловно, мы – системный интегратор и понимаем под этим термином способность реализовывать комплексные проекты, в которых необходимо обеспечить поставки программного и аппаратного обеспечения, предоставить услуги ИТ-консалтинга, техподдержки и предложить пути дальнейшего развития ИТ-инфраструктуры предприятия. Направление системной интеграции очень активно развивается, особенно за последние 2 года, в том числе благодаря приходу в «КОРУС Консалтинг» сильных специалистов. Мы стали одним из самых крупных игроков этого рынка на Северо-Западе.
Благодаря чему «КОРУС Консалтинг» сумел остаться на плаву в кризис и продолжает активное развитие?
- В кризис мы сумели грамотно оптимизировать процессы внутри компании, отказаться от излишних издержек. Мы сохранили ядро команды, ключевых специалистов, и, когда экономика перестала стагнировать, мы вышли из кризиса более сильными, чем в него вошли. Теперь компания стабильно показывает рост выше рынка.
За время кризиса вместе с изменением экономических условий ведения бизнеса изменились и потребности заказчиков в ИТ-услугах. Мы смогли предложить новые подходы к реализации проектов, новые ИТ-сервисы, мобильные решения, развили SaaS-направление. Очевидно, что необходимо быть гибкими и быстро реагировать на изменения рынка, хорошо знать и понимать своих клиентов, свои сильные и слабые стороны. И мы научились этому.
Нельзя не отметить важность правильно выстроенных отношений внутри команды, мотивированность сотрудников на результат. Помимо очевидных инструментов мотивации – материальной заинтересованности, карьерного роста, есть и менее очевидные.
Профессионалы, работающие в области ИТ и консалтинга, предпочитают интересные, сложные проекты, требующие интенсивной работы ума. Для многих людей существенную роль играет социальная значимость проекта: мы сейчас занимаемся автоматизацией здравоохранения, например, внедряем информационную систему в Федеральном центре детской гематологии, онкологии и иммунологии (ФНКЦ ДГОИ) – таким образом вносим свой вклад в лечение тяжелобольных детей. В компании есть несколько ключевых сотрудников, которые пришли к нам, поскольку для них было важно участвовать в подобных проектах.
Расскажите подробнее про ваше направление, связанное с медициной.
- Автоматизация здравоохранения – это достаточно новое направление для нашей компании. Идея развивать медицину принадлежала Инне Ашенбреннер, которая пришла в нашу компанию из госсектора. Именно благодаря ее инициативе мы открыли направление с нуля четыре года назад, а сейчас являемся одним из крупнейших поставщиков на рынке медицинских информационных систем в России. Мы ведем несколько десятков проектов в области медицины. Благодаря нашей разработке – системе мониторинга родовспоможения РИСАР – перинатальная смертность в Нижегородской области сократилась на 48 %! По заказу Минздравсоцразвития РФ мы разработали федеральную типовую медицинскую систему на базе свободного ПО, и теперь каждое лечебное учреждение России может ее использовать совершенно бесплатно. И уже упоминавшийся проект в ФНКЦ ДГОИ – на сегодняшний день это одно из крупнейших в России внедрений информационной системы в федеральном учреждении здравоохранения.
А какие другие направления за последние годы вы также начали выводить на рынок с нуля?
- Изначально у «КОРУС Консалтинг» не было практики автоматизации логистических комплексов (WMS)– мы открыли ее и развили с нуля, сейчас входим в топ-5 поставщиков решений в этой области. У нас не было сервиса электронного обмена документами (EDI) – мы открыли его, и к настоящему моменту мы являемся лидерами рынка по этому направлению в России, обслуживая более 8000 клиентов. Направления Oracle, бизнес-анализа, SAP – все это в свое время начиналось с нуля. Сейчас мы начали выводить на рынок решения для сферы ЖКХ. Очевидно, в ближайшие годы сфера ЖКХ будет активно автоматизироваться – без этого невозможно повысить качество услуг.
Вообще за последние годы мы открыли много новых направлений – CRM, SaaS, вывели на рынок несколько новых разработок, в частности, «Электронный дневник учащегося», систему управления командировками для предприятий, систему контроля исполнительской дисциплины и сбора показателей на свободной платформе Alfresco.
Интересное новое направление для нас – ИТ-аутсорсинг. Клиентами являются как крупные компании, которым выгодно отдавать часть собственных ИТ-процессов на аутсорсинг, так и небольшие компании сегмента SMB, которые образовались недавно, изначально не планировали создавать и содержать собственный ИТ-отдел и полностью отдают на аутсорсинг управление своими ИТ-ресурсами. Аутсорсинг сегодня – безусловный тренд на ИТ-рынке. Этой модели бизнеса в России еще не хватает зрелости как со стороны заказчиков, так и со стороны провайдеров услуг, но мы в нее верим, видим огромный спрос со стороны клиентов и активно вкладываемся в ее развитие.
Как ни странно, кризис во многом стимулирует поиски новых путей роста, и в этом смысле оказывает позитивное влияние на бизнес. У нас есть возможность инвестировать в новые направления – мы это делаем.
В последнее время одним из наиболее трендовых направлений стали «облачные» вычисления. Расскажите, что делает «КОРУС Консалтинг» в этой области?
- Нам удалось создать «облачный» сервис в то время, когда еще не было самого понятия «облаков». 5 лет назад мы реализовали портальное решение, через которое крупные ретейловые сети и их поставщики могли бы обмениваться данными и документами между собой. Когда проект был завершен, мы увидели, какой невероятный эффект эта технология дает конкретным компаниям. Сейчас этот сервис развивается быстрыми темпами – как функционально, так и по количеству пользователей, к EDI подключено более 8000 компаний. Затем мы начали разработку и вывод на рынок новых «облачных» сервисов. «Электронный дневник учащегося» (http://www.schoolconnect.ru) работает в десятках российских школ и признается педагогами одним из наиболее удобных школьных сервисов. «Дневник» не приносит больших доходов, для школ сервис вообще бесплатен, но нам интересно делать полезные и востребованные обществом проекты.
Для бизнеса мы сделали специальный портал, обслуживающий задачи командировок в организациях, – поиск и заказ билетов, оформление командировочных, отчетности и все, что с этим связано. Многие наши клиенты с удивлением узнали, что управлять этим процессом очень легко и без посредников в лице турагентств. Если компания крупная, то в командировки ездит большое количество людей. Наше программное обеспечение позволяет сотрудникам в реальном времени в соответствии с их travel policy заказывать не только билет на самолет или поезд, но и гостиницу. Пользователи сразу же получают электронные билеты, и по приезду из командировки отчитываются этими билетами, заполняют авансовый отчет – все это делается онлайн. Такая организация процесса очень сильно снижает нагрузку на бухгалтерию, которая учитывает все эти затраты, и сотрудникам удобно, потому что они могут это делать, находясь где угодно. Компания существенно снижает свои затраты, пользуясь подобным сервисом.
Для клиента «облака» – очень интересная модель работы с оборудованием, вычислительными мощностями и ПО. Начать работу с «облачным» решением намного проще, чем с любыми другими: вы просто заключаете договор, арендуете софт и начинаете работать. Существенно снижаются первоначальные вложения как финансов, так и рабочего времени сотрудников. Один наш клиент даже смог самостоятельно настроить работу с «облачным» решением. Не надо организовывать отдельный проект с покупкой оборудования, лицензии на ПО и так далее. Происходит просто подключение к сервису – причем даже не важно, где он физически находится, есть ли у вашей компании собственные специалисты. Все, что необходимо, – это только доступ в сеть. Конечно, за такими сервисами большое будущее. Причем «облака» и SaaS (модель ПО как услуга) будут развиваться и в тех областях, где традиционно доминирует классический подход – прежде всего в ERP, CRM-системах, финансовых приложениях. У нас, например, успешно развивается сервис бюджетирования по принципу SaaS, который разработала компания Adaptive Planning, партнером которой в России мы являемся. Для нас это одно из самых стратегически важных направлений, и мы формируем максимальное количество сервисов, с которыми наши клиенты могли бы работать удаленно. Мы ожидаем не менее 50% годового роста.
Итак, мы назвали в качестве составляющих успеха «КОРУС Консалтинг» грамотную организацию отношений с сотрудниками, оптимизацию бизнес-процессов и большое количество перспективных проектов и сервисов. А какова роль кадровой политики компании в области управления персоналом?
- Основополагающая. Мы поддерживаем и развиваем идею полной самореализации для каждого конкретного сотрудника. Мы говорим: «Ты хочешь быть лучшим консультантом или руководителем направления? Мы даем тебе такую возможность! У тебя есть идея? Будем вместе ее развивать! Тебе нужны инвестиции? Мы тебе их предоставим».
Важно понимать при этом, что одно дело – продекларированные взаимные желания что-либо делать, и совсем другое – способности и готовность человека брать на себя ответственность за ДОЛГОСРОЧНЫЕ результаты. Потому что конкретный результат в бизнес-направлении можно получить по прошествии трех-пяти лет. И для того, чтобы бизнес-прицел оказался точен, нужно очень хорошо понимать рынок и ценность предлагаемых решений. Интересно, что в нашей компании практически все люди, занимающие ключевые позиции, прошли весь путь по карьерной лестнице, начиная с позиции стажера. Исключений у нас два: это я и Инна Ашенбреннер, о которой я уже говорил. С Инной нас связывает многолетнее знакомство, и она очень хорошо знала нашу компанию даже тогда, когда в ней не работала. Отчасти поэтому и по многим другим причинам ее направление стало таким успешным.
Что касается меня, то я пришел в компанию семь лет назад, когда передо мной стоял личный выбор: или создавать свою компанию, или работать в «КОРУС Консалтинг». Я выбрал второе, потому что в этой компании уже были все необходимые для развития моих проектов условия. «КОРУС Консалтинг» – идеальная компания для тех людей, которые хотят развивать свой бизнес, но которым неинтересно создавать инфраструктуру бизнеса с нуля. Моя основная задача как генерального директора заключается в создании этой инфраструктуры в широком смысле этого слова, то есть: грамотное рыночное позиционирование, сильный бренд, выстроенные внутренние процессы, прозрачные финансовые инструменты, маркетинг и PR-поддержка, все то, что позволяет людям, умеющим и желающим делать бизнес, достигать лучших результатов.
Нужно отдавать себе отчет в том, что идеальных компаний не бывает, и мы видим свои «узкие места», понимаем, какие внутренние процессы требуют улучшения и большего внимания, что нужно перестроить. Для меня, как для руководителя, важно при этом видеть поддержку со стороны ключевых людей в компании. Мы не ждем, когда кто-то сделает нашу жизнь лучше, наши доходы – выше, наше окружение – комфортнее. Сейчас именно тот момент, когда все действительно зависит от нас самих, от степени нашей увлеченности делом, от времени и усилий, которые мы вкладываем в то, что нам интересно. Я рад, что в «КОРУС Консалтинг» работают именно те люди, которые разделяют этот подход и к бизнесу, и к жизни в целом.