Учебный центр (УЦ) "Поликом Про" был создан еще в 2003 году. Первоначально он специализировался на преподавании разработанных собственными силами курсов в тех областях, на которых специализировался интегратор - это, в первую очередь, безопасность, управление проектами на основе MS Project, системы управления взаимоотношениями клиентами (CRM). В мае этого года УЦ получил статус Microsoft CPLS (Microsoft Certified Partners for Learning Solutions). Как сообщила руководитель отдела маркетинга компании "Поликом Про" Лариса Трепова, теперь компания будет проводить обучение по всему спектру продуктов и технологий Microsoft, включая программы сертификации системного администратора MCSA (Microsoft Certified System Administrator) и инженера MCSE (Microsoft Certified System Engineer). Это означает выход компании на массовый рынок обучения. В ближайшее время у компании могут появится новые авторизированные курсы - "Поликом Про" ведет переговоры со своими партнерами, включая IBM, Trend Micro, "Аладдин", "Лаборатория Касперского" (в основном по направлению безопасности).
"У компании "Поликом Про" как системного интегратора есть ряд клиентов, которые нуждаются в ИТ-обучении. Им удобнее приобретать услуги из одних рук, нежели заказывать курсы в других компаниях. Поэтому мы решили пойти на этот шаг", - так Лариса Трепова прокомментировала желание компании заняться авторизированным обучением.
УЦ "Поликом Про" сейчас имеет один компьютерный класс, оборудованный в соответствии с техническими стандартами Microsoft. В штате компании - три сертифицированных преподавателя MCT (Microsoft Certified Trainer), и, кроме того, она собирается активно работать со сторонними специалистами на договорной основе. Руководителем этого направления назначена Елена Осипова, которая до этого курировала отдел систем управления проектами. Администратором центра является Ирина Логунова, которая была приглашена из УЦ при одном из технических вузов Петербурга. Занятия в новом центре Microsoft начнутся 16 августа курсом "Управление Microsoft Windows Server 2003".
Как отмечают эксперты, рынок авторизированного и авторского IT-обучения является одним из наиболее конкурентных в области IT-услуг, и наиболее сложных для выхода новых игроков. Со времен появления первых специализированных учебных центров их количество увеличилось немногим более чем в два раза. Однако для этого рынка характерны все признаки высококонкурентного - здесь были уход игроков, попытки картельных соглашений и ценового демпинга.
Первые УЦ в городе появились в 1993-94 гг. Это были филиал московской "Академии "АйТи", Санкт-Петербургская Академия методов и техники управления (ЛИМТУ), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и "Академия компьютерного образования". В дальнейшем последняя ушла с рынка, а из ЛИМТУ выделись сразу две компании - автономный учебный центр Support, и "Академия SoftJoys", которая из-под крыла ЛИМТУ переместилась к своему учредителю - компании - системному интегратору SoftJoys. Не смотря на то, что это заведение появилось путем преобразования отдела обучения компании SoftJoys в отдельную компанию после многолетней совместной работы с ЛИМТУ, для рынка это выглядело как появление нового игрока. Какое-то время для рынка в связи с появлением новых игроков была характерна исключительно ценовая конкуренция (что, по наблюдениям игроков, продолжается и сейчас, но не в такой степени). Интересно, что впоследствии некотоыре из этих предприятий пытались создать картельное соглашение для поддержания единого уровня цен, однако оно просуществовало всего около месяца. В то время основной спрос на авторизированное обучение приходился в основном со стороны частных лиц, которые хотели поучить сертификаты для трудоустройства в российские представительства западных компаний или отъезда за рубеж.
В 2000 году на рынок IT-обучения вышли компании - системные интеграторы "Диджитал Дизайн", "АстроСофт" и "Эврика". В принципе, это было наиболее благоприятное время для старта - бизнес оправился после кризиса 1998 года, и как отмечают все наблюдатели, начал активно расти спрос на IT-обучение со стороны российских предприятий, который вскоре заместил спрос со стороны частных лиц. Такому перемещению способствовала налоговая политика государства - были отменены ограничения из-за которых корпоративным заказчикам было выгоднее заказывать курсы под видом частных клиентов.
Таким образом, к моменту выхода на рынок "Поликом Про" на нем активно работали 8 компаний - не считая центров обучения при вузах, большого количества независимых коммерческих курсов, индивидуальных программ. Кроме того, в ряде случаев IT-образованием занимаются и соответствующие департаменты внутри предприятий
Существующие игроки не беспокоятся по поводу появления нового УЦ. "Действующие на рынке компании работают здесь уже несколько лет и наработали клиентскую базу. Главный фактор здесь - время. Поэтому можно предположить, что в начале новый УЦ будет фокусироваться на имеющихся корпоративных клиентах по направлению системной интеграции", - прокомментировала директор учебного центра Support (Educate.spb.ru) Анна Фролова. "В нашем сегменте - а мы специализируемся на курсах по разработке ПО - появление нового игрока никак не скажется. Сейчас на рынке отчетливо наблюдается дефицит квалифицированных преподавателей. Этот фактор явно затормозит развитие нового УЦ на первом этапе, который, вероятно сосредоточится на 2-3 направлениях. Для примера - у нас насчитывается более 10 базовых направлений, и на каждом нужен свой штат преподавателей", - добавил руководитель УЦ "Академия SoftJoys"Валерий Андреев.
Ситуация в ближайшее время может измениться - на петербургский рынок планируют выйти крупные московские обучающие центры, в частности, Центр Компьютерного Обучения "Специалист" при МГТУ им. Н.Э.Баумана (этот УЦ выпускает около 50 тыс. слушателей в год и его оборот за прошлый год составил $5,6 млн) и "Сетевая "Сетевая Академия ЛАНИТ" (она выпустила около 18 тыс. слушателей). На петербургском рынке уже действует представительство московской компании "Интерфейс", которая появилась здесь несколько лет назад. Однако она ориентирована на работу с клиентами головной компании и на временные заказы. Новые потенциальные игроки готовы действовать гораздо решительнее и сейчас рассматривают различные варианты выхода на рынок Северной столице, вплоть до покупки существующих УЦ.