Напомним, что первая Mobile VAS Conference состоялась осенью 2004 года, по ее итогам было принято решение сделать мероприятие ежегодным. Для проведения мероприятия был выбран ноябрь как активный бизнес-месяц, когда можно говорить о результатах бизнеса отдельных компаний и рынка за год. Сегодня, несмотря на появление конференций в Москве, посвященных рынку VAS-услуг, данное мероприятие продолжает оставаться крупнейшим в России в этой области. Его организатором является петербургская консалтинговая компания ADMIN Ltd. Помимо ежегодной Mobile VAS Conference на ее счету конференция по электронной коммерции (1998-2001 гг.), международный форум «Интернет и Инвестиции» (в 2000 и 2002 гг.), First Tuesday St. Petersburg (1999-2001 гг.) и неформальные ИТ-встречи Mobile Monday St. Petersburg, организуемые с июня этого года.
Открыл Mobile VAS Conference блок докладов, посвященных сегодняшнему состоянию рынка дополнительных мобильных услуг, а также перспективам его развития. Среди тенденций рынка был отмечен спад на рынке рингтонов в 2005 – 2006 годах, в этот же период пережил расцвет и падение сегмент IVR-услуг (голосовых сервисов на базе интеллектуальной платформы). Так, в 2005 году большая часть компаний-провайдеров голосовых услуг получила возможность работать на территории всей России, а в ноябре - декабре 2005 года активность на этом рынке достигла пика. Агрессивные рекламные кампании проводили «Солво», «Мобильные Ответы», «Делфи», «Нэритон». Зимой 2006 года конкуренция достигла максимума, тогда данное направление составляло 30 % от всего рынка мобильного контента. После этого началось падение спроса, и к лету 2006 года рынок сократился почти в два раза от уровня декабря. Тем не менее, в мае этого года появилось первое IVR-телешоу на канале ТНТ «Деньги на проводе», созданного по лицензии компанией SMS Media Solutions на базе оборудования «Нева-Лайн». А уже в июне - октябре 2006 года появились еще несколько IVR-шоу, включая проекты «Киномания», «Ночные игры», «Деньги по вызову» и т.д., - их запустили телеканалы ТНТ, «РенТВ», «Рамблер ТВ» и др. Однако, по оценке управляющего директора компании i-Free Кирилла Петрова, успех подобных телешоу тоже является временным.
Также в мае этого года получила развитие схема агрегации, которая стала насаждаться операторами сотовой связи – они начали выбирать для работы со своими контент-порталами только крупные компании, которые могут обслуживать второй слой более мелких игроков. В итоге, по оценкам экспертов, наиболее «открытым» стал портал МТС, наиболее «закрытым» - «Мегафон.PRO». При этом в августе – сентябре обозначилось активное развитие и продвижение WAP-порталов МТС и «Билайн». Отметим, что в целом за последний год выросла востребованность технологии WAP среди абонентов. По оценке компании i-Free, осенью 2006 года WAP пользуются более 16 млн человек, ежедневная аудитория составляет 2,5 млн человек, а по прогнозам, уже в начале 2007 года WAP опередит стандартный доступ. По оценке председателя совета директоров компании ComNews Research Оксаны Панкратовой объем мобильного Интернета по итогам 2006 года возрастет до $380 млн, а его доля в общих доходах от VAS – до 25 %. Мобильный Интернет в целом является самым быстрорастущим сегментом VAS-услуг. Так, сегодня операторы охватили GPRS-сетями практически все регионы – в настоящее время 16 млн пользователей, из них 8,5 млн можно отнести к категории активных. При этом 87 % GPRS-пользователей пользуются услугой WAP-GPRS. Отметим, что сегодня в зоне .ru зарегистрировано порядка 50 тыс. WAP-сайтов, их число за 1,5 года увеличилось в 100 раз. Также активно развивается и EDGE.
По прогнозам выступивших вчера экспертов, активное развитие в ближайшем будущем получат такие направления, как мобильные коммьюнити, мобильный маркетинг и коммерция, а также мобильная музыка, видео и ТВ, в частности, интерактивные игры и фильмы. Также за последний год изменилась топ-десятка игроков российского рынка контента. Так, в ней появились две новые компании: впервые попала в топ и сразу на пятое место компания «НеваЛайн», на девятое место вернулась Next Media. Изменились позиции и внутри десятки: потеряли позиции «Информ-Мобил», i-Free, PlayFon, «Никита Мобайл», «Ириком» и Solvo International, поднялись в рейтинге SMS Media Solutions и «Инфон», возглавляющая сегодня топ. Напомним, что недавно свою десятку провайдеров представила компания «МегаФон Северо-Запад», здесь лидером также является «Инфон» (см. выпуск новостей от 8 ноября 2006 г.). В целом же, по оценке компании i-Free общий объем рынка в 2006 году составит порядка $400 млн. На $50 млн больше - $450 млн прогнозирует Оксана Панкратова, и, кроме того, по ее оценке к 2010 году объем рынка превысит $ 1 млрд.
Помимо оценки тенденций развития российского рынка было освещено положение и перспективы рынка дополнительных мобильных услуг на мировом уровне. Так, по словам Кирилла Петрова, сегодня в Европе к общим проблемам рынка кастомизации добавилась полная потеря лояльности абонентов после реализации подписных моделей. Правообладатели по-прежнему не готовы к продажам цифрового контента, многие сервис-провайдеры отказываются от продажи лицензионных рингтонов. Впрочем, в тоже время активно развивается направление комьюнити. А вот развитие сетей 3G идет более медленными темпами, чем ожидалось, на данный момент лидером в этом отношении является Великобритания с 10 % уровнем проникновением 3G на рынке мобильной связи.
Кроме того, прозвучали в первый день Mobile VAS Conference и доклады зарубежных аналитиков. Так, старший аналитик компании Informa Telecoms&Media Даниел Винтерботтом представил сравнительную оценку рынков Европы и Северной Америки. По его словам, сегодня рынок Северной Америки ориентирован на операторов мобильной связи и большая часть контента расположена на их порталах. Это вызывает недовольство пользователей, поскольку в этом случае не всегда учитываются их желания. В то же время в США сегодня существует передовой рынок мобильного ТВ, и в этом направлении за последний два года идет активное развитие. В Европе же мобильное ТВ сегментировано и проектов в этом направлении мало.
В свою очередь генеральный директор консалтинговой компании Net In All Филипп Борнстайн представил оценку положения дел на рынках Азии и Латинской Америки. Отметим, что сегодня лидером в мире по потреблению мобильного контента является Китай. Сегодня там работают два оператора China Mobile и Unicom Mobile, уровень проникновения сотовой связи – 33 %. А, например, в Индии уровень проникновения всего 9 %, при этом работают 11 операторов (9 в сетях GSM и 2 – CDMA). Что же касается Латинской Америки, там 60 % всего рынка сотовой связи сосредоточено в Бразилии и Мексике.
На Украине сегодня работают четыре оператора сотовой связи: «Киевстар» (44,7% рынка), UMС (42,2 %), «Астелит Лайф» (11,4 %) и «Билайн Украина» (1,5 %). Прогнозируется, что в течение двух лет проникновение сотовой связи в этой стране составит 100 %. По словам директора компании Jump Игоря Шрайбмана, рост рынка контента за последний год составил 30 % и сегодня объем продаж контента на Украине составляет $60 млн (учитываются только «Киевстар» и UMC, занимающие 54 % и 46 % рынка допуслуг соответственно). В основном рост происходил за счет появления новых абонентов и проектов, проходящих под брендом операторов. Отметим, что UMC использует схему агрегаторства, в данном направлении работает и «Киевстар». Основными трендами на местном рынке являются замедление роста услуг персонализации, медленный рост объема продаж Java-приложений, рост WAP, стабилизация IVR-услуг (они предоставляются на рынке Украины уже три года и на данный момент только небольшими телеканалами) и рост в области маркетинговых проектов. Итоговый рейтинг игроков на рынке мобильного контента выглядит следующим образом: по 26 % у «Киевстара» и UMC, 14 % приходится на небольшие компании, далее идут по нисходящей крупные контент-провайдеры, верхняя тройка которых такова: 8 % - Jump, 7 % - «Информ-Мобил», 6 % - Point Com.
Также в первый день были предложены различные модели стратегии развития для контент-провайдеров: использование всего спектра возможных услуг, работа через агрегатора, участие в различных проектах, контроль за качеством услуг и т.п. Была представлена всемирная торговая организация Mobile Entertainment Forum (MEF), которая объединяет лидеров рынка в совместных проектах с целью развития и укрепления, а также определения тенденций рынка.
Отметим, что и сами организаторы конференции применили в ее рамках на практике один из наиболее распространенных сегодня сервисов. Так, выбор лучшего доклада по каждому дню Mobile VAS Conference определятся SMS-голосованием. Правда, итоги первого дня на момент подготовки материала пока еще не были анонсированы.