Компания «Натур Продукт» была основана в 1993 году в Петербурге. Компания занимается разработкой и продвижением фармацевтических препаратов под торговой маркой «Натур Продукт» и розничной торговлей. После прошедшей в текущем году реорганизации выделено два основных направления работы «Натур Продукт» - это ритейл и дистрибьюция медикаментов. В рамках розничного бизнес-направления компания выступает как аптечный оператор с торговой маркой «Здоровые люди» в 11 регионах РФ – в сеть входит около 200 аптек (в планах на 2007 год – увеличение их количества до 300). Производство медикаментов, реализуемых под принадлежащими «Натур Продукт» торговыми марками находится на аутсорсинге у европейских компаний в Голландии и Германии. Дистрибьюторская сеть компании работает в 39 регионах страны, всего компанией реализуется около 20 брендов различных препаратов и биологически активных добавок (около 200 наименований продукции). Реализация продукции осуществляется через филиалы компании, расположенные в России, Казахстане, Молдове, Белоруссии и Эстонии. Штат компании на данный момент составляет более 2 тыс. сотрудников.
В 2004 году Фонд прямых инвестиций «Ренова Капитал» приобрел 37 % акций фармацевтической компании «Натур Продукт Holdings» у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Фонд также выкупил часть акций менеджмента компании и акции дополнительной эмиссии компании. При содействии нового инвестора команда менеджеров компании «Натур Продукт» произвела реорганизацию бизнеса и консолидацию разрозненных подразделений компаний в единую структуру под управлением компании «Натур Продукт Инвест».
Как рассказал директор информационных технологий «Натур Продукт» Николай Заугольный, после консолидации подразделений стало очевидным несоответствие ИТ-инфраструктуры компании (как аппаратной, так и программной части) вновь формирующимся бизнес-процессам. Основная задача развития ИТ-технологий «Натур Продукт» в минувшем году заключалась в том, чтобы выстроить необходимым образом эти процессы, в то же время сохранив ряд собственных ранних программных разработок в качестве «best practice». Так, в компании для обеспечения контура товародвижения используется самописная система, имеющая внутренне название «Мост», впервые разработанная и примененная в подразделении «Волга Натур Продукт», а затем масштабированная до уровня компании в целом. «Мост» объединяет семь программных продуктов и обеспечивает управление логистикой, складами и товарооборотом («Натур Продукт» принадлежит 7 складов, один из которых – таможенный).
Помимо «Моста» «Натур Продукт» используется собственная конфигурация бухгалтерской программы «1С» и собственный модуль электронного заказа продукции, доступный дилерам и покупателям через веб-интерфейс. Последний является стратегическим инструментом в аптечном бизнесе, и, как пояснил Николай Заугольный, все крупные игроки фармацевтического рынка при достижении определенного уровня развития приходят к необходимости использования подобного решения. Например, в прошлом году другой петербургский фармацевтический холдинг, «Аконит», запустил информационную систему, основной задачей которой является обеспечение обмена информацией поставщика со своими заказчиками под названием «Провизор» (см. выпуск новостей от 11 мая 2005 г.).
С точки зрения дальнейшего развития программного обеспечения в области автоматизации бизнес-процессов стратегический выбор Натур Продукта» был сделан в сторону продукции компании Oracle. Так, в ближайшее время «Натур Продукт» планирует завершить проект по внедрению системы бюджетирования, входящей в комплект Oracle E-Business Suite, - Enterprise Planning&Budgeting. Так как летом текущего года консолидация компании была завершена, автоматизация бюджетирования потребовалась как средство управления финансовой прозрачностью компании, а также обеспечения планирования и контроля над денежными средствами.
Компанией был проведен тендер со сложными критериями отбора, в ходе которого рассматривались также такие системы, как Cognos и Geac Performance Management. Программное обеспечение Oracle было выбрано в силу того, что компания намерена наращивать функциональность своей системы за счет присоединения других модулей в ближайшей перспективе до полноценной ERP-системы. Напомним, что на базе ПО Oracle развивает собственную информационную систему и другая петербургская компания – ЗАО «Аптеки 36,6», где недавно завершено внедрение систем автоматизации процессов бюджетного управления и формирования консолидированной финансовой и оперативной управленческой отчетности интегратором TopS BI (см. выпуск новостей от 15 июня 2006 г.).
Внедрение упомянутого модуля Oracle E-Business Suite охватывает все подразделения компании. Проект длился с апреля по декабрь 2006 года, его команда на наиболее сложных этапах составляла до 20 человек. Основная платформа системы расположена в центральном петербургском офисе компании, она создана как кластерное решение на базе трех серверов HP ML350 (поставщиком оборудования стала компания «Паладин»). Основные пользователи системы бюджетирования (всего порядка 80 человек) – финансовые контролеры и руководители центров финансовой ответственности, в системе будут осуществляться планирование бюджета, его моделирование и анализ, согласование и утверждение, а также сравнение плана и факта. По данным независимой экспертизы инвестиции на внедрение составили в районе $250 – 500 тыс. Помимо развития Oracle в планах компании на ближайший год – внедрение системы электронного документооборота, однако выбор соответствующего решения «Натур Продуктом» еще не производился.
Что касается характеристик ИТ-инфраструктуры управляющей компании, то в головном офисе в локальную сеть объединены порядка 200 автоматизированных рабочих мест. Недавно «Натур Продукт» при содействии Columbus IT провел лицензирование программного обеспечения Microsoft. В августе компания переехала в новый офис на Петроградской стороне (ул.Попова), где для «Натур Продукта» компанией «Град Телеком» была смонтирована структурированная кабельная сеть (СКС) на 450 портов 6 категории со скоростью передачи данных 1 Гбит/с. Кроме того, у компании есть собственная сеть IP-VPN, построенная на базе оборудования Cisco, в нее входят 19 региональных узлов связи. Через защищенные каналы ведется работа со всем используемым в компании ПО: «1С», «Мост», Oracle и также почтовыми серверами. Небольшие филиалы имеют терминальный доступ к внутренней сети компании. Поставщиком каналов связи для компании выступает «Эквант».
Из других ИТ-проектов «Натур Продукт» сейчас проводится реорганизация корпоративного веб-сайта, в результате которой будет создано три отдельных ресурса для каждого направления работы – ритейла, дистрибьюции и управляющей компании с четким разделением по соответствующим целевым аудиториям. Над дизайном и концепцией сайтов работает SPN Ogilvy Public Relations, а разработки ведутся петербургской веб-студией Trinet.
Кроме того, недавно была проведена реорганизация ИТ-службы компании и ее разделение на функциональные группы, такие как группа поддержки администрирования, развития программного обеспечения для «Натур Продукт Ритейл» («1С» версии 7.7), развития ПО для «Натур Продукт Интернейшнал» (система «Мост»), группа поддержки программных продуктов («1С») и группа системного анализа (работает с внедрениями систем посторонних поставщиков). Штат ИТ-службы «Натур Продукт» составляет около 40 человек.