Напомним, что оператор МТС начал предоставление услуг Петербурга в конце 2001 года – тогда у нее насчитывалось 130 базовых станций. Активное развитие сети началось еще в апреле того же года и предусматривало строительство центра коммутации подвижной связи (MSC) на 350 тыс. абонентов, 5 контроллеров базовых станций и более ста базовых станций. Смонтирован центр был 16 октября 2001 года, первый звонок совершен 18 октября, а 11 декабря начались первые подключения коммерческих абонентов. Позднее в этот коммутатор были включены кроме Северной столицы базовые станции Мурманска, Архангельска, Петрозаводска и других крупных городов Северо-Запада.
Если говорить о росте абонентской базы, то о первой своей юбилейной цифре МТС объявили уже в феврале 2002 года, когда получили 200 тыс. подписчиков в Петербурге. Затем компания последовательно рапортовала о 300 тыс. клиентов в апреле того же года (сюда уже были включены абоненты новгородского филиала, где запуск произошел в начале месяца), о 500 тыс. - в августе 2002 года (к этому времени сети работали еще в четырех областях: Калининграде, Мурманске, Петрозаводске, Архангельске). Первый же миллион в Петербурге и Ленобласти компания получила в августе 2003 года. Буквально через пару недель оператор объявил о том, что ее совокупная абонентская база по Северо-Западу перевалила за отметку в 1,5 млн абонентов. Рубеж в 3 млн по региону компания перешагнула в конце 2004 года (см. выпуск новостей от 12 декабря 2004 г.), а 2 млн абонентов в Петербурге – весной 2005 года (см. новость от 25 апреля 2005 г.).
Сейчас, как рассказали представители компании, в целом по региону у нее насчитывается около 5,2 млн абонентов, но уже в начале 2007 года планируется довести эту цифру до 5,5 млн. На конец ноября по оценкам AC&M Consulting на долю этой компании приходилось 31 % рынка Петербурга и Ленобласти, где всего насчитывается около 8,7 млн абонентов при уровне проникновения 137 %. Особенность петербургского старта в том, что еще до появления в Северной столице компания предоставляла услуги в Псковской области (кстати, именно здесь оператор столкнулся со своим будущим основным конкурентом – Северо-Западный филиалом ОАО «МегаФон», тогда еще – «Северо-Западным GSM», который приступил в то время к экспансии по региону) и Республике Коми, где она удерживает лидирующие позиции до сих пор.
Сеть увеличивалась: в период с мая 2002 года по август 2003 в эксплуатацию были введены еще 3 центра коммутации. На сегодняшний день 9 коммутаторов МТС, расположенных в Петербурге, способны обслуживать более 3,5 млн абонентов. Кроме того, как рассказало руководство компании, большое внимание уделяется развитию высокотехнологичных услуг. Так, в мае 2002 года была запущена услуга пакетной передачи данных GPRS, через 2 года – GPRS-роуминг и MMS, а в августе 2005 года началась тестовая эксплуатация сети EDGE. Попутно с развитием сервисов доступа в Интернет оператор продвигал и другие допуслуги. В 2005 году появилась услуга «Вам звонили», а в 2006 году – сервисы «GOOD`ok» (см. выпуск новостей от 17 января 2006 г.), DMS (см. выпуск новостей от 11 июля 2006 г.), USSD. Последней услугой, доступной абонентам Петербурга в сети МТС, стал сервис отправки MMS сообщений с сайта компании (см. выпуск новостей от 11 декабря 2006 г.). Отметим, что другие операторы не предоставляют пока такой возможности.
Из других ключевых событий оператора, которые можно отметить на этом пятилетнем пути – появление макрорегиональной структуры и ликвидация компании «Телеком XXI», благодаря приобретению которой МТС и смогли выйти в регион (см. выпуск новостей от 11 ноября 2004 г.), представление нового топ-менеджмента, который руководит работой филиала до сих пор (см. выпуск новостей от 18 августа 2005 г.), кардинальная смена тарифных линеек, анонсированная в конце прошлого года (см. выпуск новостей от28 октября 2005 г.), и, наконец, ребрендинг оператора и вывод новых предложений (см. выпуск новостей от 16 мая 2006 г.).
Директор Макрорегиона Северо-Запад ОАО «МТС» Иван Золочевский так прокомментировал на состоявшейся пресс-конференции значимость события: «Эта дата является для нас важной вехой. С момента выхода на петербургский рынок МТС смогли создать стабильно работающую сеть сотовой связи и завоевать доверие абонентов». Последний, 2006-й, год Иван Золочевский оценил как наиболее конкурентный. По его мнению, это связано с высоким уровнем проникновения, в связи с которым операторы вынуждены ориентироваться на привлечение не столько абсолютно новых абонентов, сколько абонентов других сетей. В дальнейшем ситуация будет еще более усложняться, поэтому в будущем показатели прироста абонентской базы будут снижаться, а акцентировать внимание придется именно на повышении ARPU каждого абонента.
В будущем в планах компании развитие не только собственных услуг и сети, но и конвергенция с другими компаниями холдинга «Система Телеком». Кроме того, будет продолжено расширение покрытия сети.
К празднованию пятилетнего юбилея оператора на петербургском рынке был приурочен конкурс для студентов государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, победителям которого вручались сертификаты на прохождение практики в петербургском филиале компании. Кроме того, для учащихся данного вуза была проведена экскурсия в центр управления сетью компании.
Конкурс проводился для студентов-пятикурсников двух факультетов: радиосвязи, телевидения и мультимедийных технологий, а также экономики и финансов. Напомним, что Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича был создан в 1993 году на базе одного из первых специальных высших учебных заведений по радиотехнике и электросвязи – Ленинградского электротехнического института связи, основанного в 1930 году. Основным направлением деятельности вуза является область телекоммуникации. На сегодняшний день в университете представлено более 20 специальностей технического и гуманитарного профиля (см. выпуск новостей от 2 декабря 2005 г.).
Как отметили руководители филиала МТС, этот вуз является основным «поставщиком» кадров для компании, поэтому и было принято решение провести эту акцию. «Гораздо выгоднее брать на работу того, кого уже видел в деле и кто на практике узнал, что представляет собой данная профессия. Если практиканты проявят себя хорошо, у них есть перспектива получить постоянную работу», - рассказали в компании. Для участия в конкурсе отбирались лучшие по уровню знаний студенты, однако всеми наблюдателями было отмечено невысокое качество подготовки конкурсантов в целом. Для стажировки были выбраны 4 человека: по двое с каждого факультета.
Как отметил директор по маркетингу Макрорегиона Северо-Запад ОАО «МТС» Руслан Гурджиян, «сейчас все мероприятия с молодым поколением очень востребованы: например, «Уроки мобильной грамотности», которые мы провели в этом году, заинтересовали образовательные учреждения, и их руководство настроено на продолжение сотрудничества» (см. выпуск новостей от 6 сентября 2006 г.). «Компания МТС реализует проекты, так как они позволяют сегодняшним студентам знакомиться с практической стороной их профессий. Ведь среди участников, возможно, есть и будущие специалисты нашей компании. МТС, как высокотехнологическое предприятие, как никто другой заинтересовано в квалифицированных кадрах», - добавил Иван Золочевский.
Это не первое мероприятие, которое оператор МТС проводит для молодежи. Например, в марте 2006 года состоялось открытие информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» в Коми государственном педагогическом институте (КГПИ). При этом национальный сотовый оператор «Мобильные ТелеСистемы» выступает генеральным спонсором программы «Русский музей: виртуальный филиал» (см. выпуск новостей от 24 марта 2006 г.). В апреле этого года МТС в рамках кампании по продвижению сервиса i-mode на рынке Петербурга проводила BTL-акции: в петербургских кинотеатрах, вузах, кафе и торговых центрах происходила раздача листовок, а также стояли консультанты с мобильными телефонами i-mode, готовые объяснить всем желающим принцип действия технологии. Кроме того, в некоторых вузах, стояли специальные мультимедийные стенды, имитирующие телефон-раскадушку i-mode (см. выпуск новостей от 5 апреля 2006 г.). Именно на молодежный сегмент аудитории ориентирован и тариф «Red», запущенный в сентябре этого года (ключевые параметры тарифа включают в себя плату за минуту разговора с абонентами Red Петербурга и Ленобласти - $0,03 в минуту, а также скидку на SMS и MMS в размере 50 % и отсутствие платы за установление соединения (все цены указаны без учета налогов) (см. выпуск новостей от 6 сентября 2006 г.).
Другие операторы также не обошли внимание этот сегмент аудитории. Так, например, компания «ВымпелКом» в 2004 году проводила совместную с PR-агентством PRP Group образовательную программу «BeeUniversity» для студентов московских вузов. Для них руководителей компании прочитали несколько лекций, а также состоялся конкурс творческих работ на тему «PRирода стереотипов. Как они появляются и как их можно изменить (на примере рынка сотовой связи)». В 2005 году оператор Tele2 инициировал BTL-акции в вузах города на еженедельной основе, в рамках которых промоутеры рассказывали потенциальным абонентам о предложениях оператора (см. выпуск новостей от 15 ноября 2005 г.).
Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» совместно с тем же Санкт-Петербургским университетом телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича в 2004 году организовал конкурс среди студентов по разработке Java-игр для мобильных телефонов с призовым фондом более 100 тыс. рублей (см. выпуск новостей от 13 октября 2004 г. и от 5 мая 2005 г.). Кроме того, компания оказывает вузу спонсорскую помощь, а университет выполняет также часть заказов компании на научно-исследовательские конструкторские работы. Непосредственное участие «МегаФон» принимает в поддержке специальности «Средства связи». Еще одним проектом ОАО «МегаФон», где принимал участие Университет телекоммуникаций, стал запуск услуги «Локатор», с помощью которой можно определить местонахождение абонента. Графический интерфейс для этой услуги реализован посредством технологии Java. СПбГУТ, по заказу «МегаФона», принимал участие в разработке некоторых принципов позиционирования услуги. В ноябре этого года «МегаФон» выступил генеральным партнером Четвертого национального конкурса студенческих PR-проектов «Сlever'06». Конкурс проводится среди студентов российских вузов (см. выпуск дайджеста от 15 ноября 2006 г.). Кроме того, для студентов в сети «МегаФон Северо-Запад» запущен специальный тарифный план «ISIC.Лайт» (см. выпуск новостей от 27 сентября 2006 г.).
Еще один работающий с этим сегментом аудитории игрок рынка – «Скай Линк». В ноябре стартовала предновогодняя рекламная кампания оператора, направленная на продвижение сервисов компании, основанных на технологии EV-DO. Особенностью ее стало то, что ряд мероприятий проводится на территории петербургских вузов: Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет (ИНЖЭКОН), Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет и Санкт-Петербургский Государственный Университет Профсоюзов (см. выпуск новостей от 21 ноября 2006 г.).
Как отмечают игроки рынка, аудитория потребителей сотовой связи на данный момент очень помолодела, именно с этим и связан повышенный интерес операторов к сегменту студентов и школьников.