"Лента" является одной из крупнейших розничных сетей Петербурга. Сейчас она располагает пятью торговыми комплексами площадью от 5 до 20 тыс. кв.м., ассортимент продукции - около 9 тыс. наименований. В ближайшие два года сеть планируется увеличить в два раза. В компании работает более 2,4 тыс. человек. Ее оборот в этом году запланирован на уровне $450 млн.
По словам представителей "Ленты" необходимость внедрения ERP-системы обуславливалась несколькими причинами, среди которых - рост компании и ее оборота, необходимость формализации бизнес-процессов, повышение управляемости, рост конкуренции на рынке. Сейчас в "Ленте" установлено 6 модулей системы mySAP.com - MM (Materials Management, материальный учет), SD (Sales and Distribution, продажи и дистрибьюция), Retail (модуль для розничной торговли), CO (Controlling Modules, контроллинг), Fi (Financial Accounting, финансы), BW (Bussiness Warehouse - хранилище бизнес-данных). Всего автоматизировано 160 рабочих мест (с перспективой расширения еще на 30).
Работа по установке системы началась в конце лета прошлого года. В течение периода август - октябрь велось обследование компании, затем, до января этого года - настройка ПО. В феврале состоялся запуск в тестовом режиме, а в марте - в коммерческом. При этом установка и запуск основных модулей системы проходили параллельно.
По словам ИТ-директора торговой сети "Лента" Андрея Хоробрых, общие инвестиции в ERP-проект составили около $2,5 млн, из них около $500 тыс. было потрачено на оборудование, основным поставщиком которого выступила компания IBM. В частности специально для нужд ERP-системы, была приобретена серверная RISC-платформа Regatta, система хранения данных Fast T900, система резервного копирования Ultrium. Системным интегратором выступила компания Bussiness Computer Center.
По расчетам специалистов "Ленты" инвестиции окупятся в течение ближайших 18-20 месяцев. "Сейчас прошло всего три месяца после запуска, однако уже сейчас мы смогли существенно сэкономить, например, за счет снижения затрат на закупку товаров, оптимизации финансовых потоков, избежания затоваривания и т.д.", - сообщил Андрей Хоробрых.
Изначально в "Ленте" работала самописная система. В 2002 году компания попыталась перейти на индустриальное решение, в качестве платформы была выбрана SAP. Тогда розничная компания провела тендер и определила поставщика решения - немецкого интегратора T-Systems CIS (входит в группу Deutsche Telecom). Однако "Лента" отказалась от услуг внедренца еще на этапе проектирования - заказчика не удовлетворил уровень работы T-Systems CIS. В дальнейшем, консультантом по внедрению системы была выбрана тоже немецкая компания - Novasoft. По словам представителей "Ленты", эту компанию рекомендовал российский офис SAP. Novasoft работает на западном рынке около 15 лет, и является одним из крупнейших партнеров SAP. В России компания уже вела ряд проектов, в частности для компании JFC, консультировала "АвтоВАЗ" и т.д.
По словам директора по маркетингу российского представительства SAP Бориса Вольпе, розничная торговля является одним из приоритетных направлений в бизнесе разработчика - по данным компании 14 из 100 ведущих розничных предприятий в мире используют отраслевое решение SAP Retail, среди них - Metro, Carrefour, Edeka/AVA, Tengellmann и др. В России помимо "Ленты" систему SAPэксплуатируют такие компании как "Эльдорадо", "Копейка", "Утконос", Transmark, Metro. "Сейчас комплексная система управления предприятием становится для торговых сетей обязательным элементом. Когда оборот магазинов превышает определенный порог, наступает кризис управления. В этих условиях автоматизация может значительно повысить конкурентоспособность сети на рынке и вывести торговлю на новый уровень," - говорит Борис Вольпе. При этом, как отмечают эксперты, отечественный рынок повторяет зарубежный опыт, только с запозданием лет на десять. Тогда системы автоматизации начали внедрять крупнейшие сети Америки и Европы: Wal-Mart, Carrefour, Auchan. По данным SAP, только за счет планирования ассортимента торговая компания может сократить затраты на обработку документов на 60-80% и время на транспортировку на 20%. В качестве успешного примера здесь обычно приводят внедрение ERP-системы в сети супермаркетов Wal-Mart, в которой после этого продажи выросли на 11%, а прибыль - на 14%.