Оптико-волоконная сеть "Невод" представляет собой кабель, идущий как по канализационным путям (при сотрудничестве с "Северо-Западным Телекомом"), так и по воздуху. "Большая часть кабеля "проложена" по воздуху", - говорит заместитель генерального директора, директор по маркетингу и продажам НТС Алексей Ярохнович. Поставщиками активного оборудования являются компании D-Link (управляемые коммутаторы) и Cisco Systems (маршрутизаторы). Биллинговая система представлена компанией NetUP. Трафик проходит через санкт-петербургский филиал оператора "Голден Телекома" ("СЦС Совинтел"). Скорость внутри сети – до 1 Гбит/с. Интернет предоставляется по технологии Ethernet.
Пока – на первом этапе - проект рассчитан только на два района Санкт-Петербурга – Калининский и Выборгский. Как поясняют в компании, от результатов первого этапа будет зависеть судьба проекта в целом. Под развитие "Невода" компания планирует инвестировать $10 млн в течение трех лет. У "Национальной Таксофонной Сети" разработан собственный пакет контент-услуг, в который входят музыка, фильмы и программное обеспечение для компьютеров. "Собственный контент составляет 200 Гб. В будущем мы планируем развивать пиринговые отношения в плане объединения контентных ресурсов, из новых предложений планируем услуги Triple Play", - говорит директор по маркетингу и продажам ОАО "НТС" Алексей Ярохнович.
В Калининском районе домашняя компьютерная сеть под брендом "Невод" уже построена. Сейчас сеть охватывает три девятиэтажных дома (по 200-300 квартир в каждом). "В этом районе мы начали подключать к Интернету абонентов с 1 февраля этого года", - говорит в беседе с репортером ComNews генеральный директор ОАО "Национальная Таксофонная Сеть" Анатолий Афанасьев. "С пятого февраля абоненты Калининского района смогли воспользоваться сервисным набором услуг (собственным контентом компании)", - дополняет Алексей Ярохнович.
В Выборгском районе сеть "Невод" будет построена к маю 2007 г. Строительство начнется с района Озерков.
Аналитики пока скептически относятся к планам НТС. "$10 млн на три года – это не та сумма, с помощью которой можно выйти в число крупных игроков", - говорит ассоциированный партнер J'son&Partners Борис Овчинников. "Таксофонный бизнес в России не имеет потенциального роста. Вот в НТС и ищут новые пути приложения. Говорить о компании, как о серьезном новом игроке, пока нет основания", - считает аналитик "Тройки Диалог" Андрей Богданов.
Основной бизнес НТС – таксофоны. С 2001 г. "Национальная таксофонная сеть" активно внедряет проект Единой таксофонной карты России (ЕТК). Так, с июля 2006 г. все таксофоны дочерних компаний "Связьинвеста" в России стали принимать ЕТК. На конец декабря 2006 г. единую таксофонную карту принимали 75 тыс. таксофонов более чем в 150 городах страны. "Программа по развитию и применению ЕТК России этим летом вышла на финишную прямую: к июлю 2006 г. прием единой карты обеспечен в 100% таксофонов ОАО "Связьинвест". Еще с 1 сентября 2005 г. все операторы "Связьинвеста" прекратили выпуск локальных таксофонных карт, и до конца 2006 г. планируется вывести их из обращения. С начала 2007 г. на таксофонных сетях операторов "Связьинвеста" по всей стране будут приниматься только ЕТК", - обсуждал тему развития таксофонного бизнеса в декабре 2006 г. в беседе с корреспондентом журнала "Стандарт" Анатолий Афанасьев (см. статью в журнале "Стандарт" №12(47) декабрь 2006 г.).
И хотя глава НТС не говорит напрямую об упадке, понятно, что сотовые сети, которые распространились по всей территории России, составляют компании серьезную конкуренцию. Даже Универсальная услуга (УУ) – а именно местная телефония с таксофона, которая прописана в законе "О связи", мешает развиваться таксофонному бизнесу не только НТС, но и всем компаниям, занимающимся коммерческими таксофонами (включая и "СПб Таксофоны", и "Национальную таксофонную сеть", и МГТС). Тарифы по универсальной услуге исчисляются в копейках (в зависимости от региона составляют в среднем 30-50 коп. за минуту локального звонка), у коммерческих таксофонов стоимость местной минуты исчисляется единицами рублей (подробнее про УУ см. статью в журнале "Стандарт" №10(45) октябрь 2006 г.).
Исследования аналитиков Mforum по итогам l полугодия 2006 г. по количеству таксофонов в РФ показывают печальные результаты. Численность таксофонов сократилось на 35% относительно аналогичного периода 2005 г. Объем трафика с использованием таксофонов по итогам l полугодия 2006 г. сократился на 49% (по сравнению с тем же периодом 2005 г.). Средняя ежемесячная выручка в расчете на 1 таксофон снизилась до 22 USD (в аналогичном периоде 2005 г. составляла 27 USD). Как полагают в Mforum, рынок таксофонов в России стагнирует уже более пяти лет подряд.
"Для компании вполне логично диверсифицировать свой бизнес. И вполне логично начинать развивать те направления услуг, которые будут востребованы у населения, а услуги широкополосного доступа - очень перспективны. Проникновение услуг широкополосного доступа еще незначительное. Поэтому спрос на эти услуги на рынке еще будет", - говорит ведущий аналитик ComNews Research Наталья Аристова. "Широкополосный бизнес сейчас пользуется спросом и популярностью. В него все хотят вкладывать деньги", - соглашается Борис Овчинников.
Генеральный директор НТС и глава домашней компьютерной сети "Невод" Анатолий Афанасьев надеется, что новый проект принесет компании немалый доход. "Таксофонный бизнес развивается нормально. Домашняя сеть – это еще один наш бизнес", - поясняет он.
Досье ComNews
Домашняя компьютерная сеть "Невод" основана НТС в целях дифференциации бизнеса в конце 2006 г. Акционерами ОАО "Национальная таксофонная сеть" являются ЗАО "Мобител" (100% дочерняя структура ОАО "Связьинвест" - 65,5 %), "Ивента С.А." (34,5 %). НТС обладает правом предоставлять телематические услуги связи. Лицензия №42750 Федеральной службы по надзору в сфере связи действительна с 28 июля 2006 г. по 28 июля 2011 гг. ОАО "Национальная таксофонная сеть" создано весной 2000 г.
Татьяна Золотова