Российские компании сейчас подталкивают производить и транслировать некий контент с национальной начинкой, сообщил директор по контенту НАО "Национальная спутниковая компания" ("Триколор ТВ") Михаил Горячев. Но понимание того, что нужно абоненту, приобретенное за годы развития проекта, позволяет сделать вывод, что "импортозамещение в медиа-индустрии сегодня это абсолютное зло", - уверяет он.
Для тенденции перехода на отечественное есть несколько причин. Осложнение эконономической ситуации, по словам представителя "Триколор ТВ", сильно ударило по операторам платного телевидения. Стоимость валюты выросла в два раза и цена качественного зарубежного контента, соответственно, удвоилась. А увеличить в два раза плату за подписку ни один оператор не решился. Приходится искать замену. Но найти достойную замену невозможно. "Создать сегодня контент, особенно в жанре научно-популярном, на уровне Discovery и National Geographic пока в России ни у кого не получается", - констатировал Михаил Горячев.
Еще хуже, когда причина идеологическая, считает он. "Операторов начинают призывать (в том числе руководящие структуры), мол, ребята, мы же патриоты, давайте с завтрашнего дня будем показывать только все российское. Я видел зарубежные телеканалы, которые несколько однобоко трактуют, например, историю второй мировой войны. Но есть и российские телеканалы, которые задают абсолютно определенный вектор. Эта двухполярность мира разрушает мозг телезрителя", - заявил директор по контенту "Триколор ТВ".
По его словам, на каналах российского производства масса передач, которые "повергают в шок". "Либо идея подкачала, либо пытаются копировать качественные западные образцы и в итоге мы получаем "Мону Лизу", написанную выпускником детского сада", - заявил Михаил Горячев.
Кроме того, по его словам, на волне импортозамещения создаются крупные агрегаторы, которые занимаются и производством контента, и его дистрибуцией. Формируется "монополия по жанрам", медиахолдинги начинают диктовать свои условия на рынке.
По словам Михаила Горячева, события последних месяцев напоминают ему явления времен Советского Союза, когда трудящимся продавали продуктовые наборы. Медиахолдинги вынуждают операторов закупать каналы оптом – в комплект входят два-три рейтинговых канала, а в нагрузку идет "перловка". "При Советском Союзе я мог купить продуктовый набор из колбасы и перловки. Колбасу съесть, а перловку выкинуть. Но в работе с такими дистрибуторами ситуация обратная. Чтобы кормить своих абонентов колбасой, я обязан кормить их и перловкой. Я не могу выключить телеканал, потому что обязан его вещать", - пояснил Михаил Горячев.
В целом, национализация и импортозамещение приводят к снижению качества контента, который операторы продают абонентам, уверяет представитель "Триколор ТВ". По его словам, сейчас на 20 каналов первого и второго мультиплекса приходится 90% уникальных абонентов и 85% времени телесмотрения. "Так как нас призвали транслировать мультиплексы бесплатно, зарабатывать на развитии платного телевидения нам остается в пределах тех 15% внимания телезрителя, которые приходятся на каналы платные", - резюмировал он.
Но из оставшихся телеканалов, на которые приходятся на эти 15%, качественных не более 20. Задача отрасли, не делать "абы что, лишь бы это было национальным", а начать производить качественный телеконтент, считает Михаил Горячев.
По вопросу перехода к Ultra HD-вещанию, участники форума разошлись во мнениях. Директор департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) Сергей Плотников, считает, что эта услуга требует огромной емкости, а спроса на нее нет. Заместитель генерального директора ОАО "НТВ Плюс" Олег Колесников считает, что идти к этой технологии нужно. "Ultra HD станет драйвером в свое время. Алгоритмы кодирования и компрессии становятся все более эффективными", - уверяет он.
Такие же сомнения выражали в свое время по поводу HD, сказал Олег Колесников. На "НТВ-Плюс" Ultra HD появится уже к концу года, сообщил заместитель гендиректора компании. "Мы готовимся не только транслировать, но и производить контент в Ultra HD. И этот контент будет национальный", - отметил он.
Директор по маркетингу ООО "Орион Экспресс" Дмитрий Жичин сообщил, что они внедрять Ultra HD-формат в ближайшее время не планируют. "Это не потребительский запрос. А мы на первое место ставим потребности клиентов", - заявил он.
SES уже несколько лет активно пропагандирует эту технологию, сообщил директор по развитию бизнеса в России компании Михаил Сандлер. По его словам, "картинка в Ultra HD поражает", а устройства, которые способны ее воспроизводить, дешевеют. Скоро этот формат получит распространение и сейчас нужно действовать на опережение. "Правда пока Ultra HD подходит не для массового, а только для премиумного сегмента", - сказал Михаил Сандлер.
Участники форума также говорили о необходимости отхода от модели моноуслуг. Просто спутниковых операторов в мире сейчас становится все меньше, уверяет Олег Колесников. По его словам, к традиционному спутниковому вещанию необходимо добавлять дополнительные сервисы. Так, "НТВ Плюс" уже в январе 2016 года планирует запустить спутниковый Интернет.
Виталий Акимов