На «Просторы» России. Стремится «Квантум»/Блиц-интервью

Петербургский телекоммуникационный оператор «Квантум» отныне будет продвигать свои услуги под новой торговой маркой «ПРОСТОР Телеком» (PROSTOR Telecom для зарубежных компаний). Об этом было объявлено на организованной вчера компанией пресс-конференции, в рамках которой были также подведены итоги деятельности оператора за 10 лет существования и озвучены некоторые планы на будущее, основной тенденцией которых является региональная экспансия.

ЗАО «Квантум» было основано в 1997 году. На первом этапе свою работу компания строила исключительно на продвижении услуг своей радиосети и предоставляла только IP-услуги (доступ в Интернет, объединение офисов, передача данных). С 2001 года началось подключение частных пользователей в рамках «Домашнего проекта» оператора. При этом основным ориентиром на тот момент было элитное жилье, ТСЖ и коттеджные поселки. По словам генерального директора ЗАО «Квантум» Игоря Бобова, уже к концу 2001 года доходы по проекту превысили расходы и он стал рентабельным. Сегодня подключения в рамках проекта домашней сети ведется по всему Петербургу и ряду ближайших пригородов. При этом часть домов подключена по технологии RadioEthernet, часть - по оптоволокну. Также подключение в рамках домашнего проекта на Северо-Западе ведется в Череповце.

В 2002 году была произведена замена однородной радиосети на комбинированную, построенную на основе как радио-, так и оптических технологий. Тогда же стартовал проект по организации публичных зон Wi-Fi, в рамках которого на данный момент насчитывается 59 точек, из них 46 расположены в Петербурге. Также в 2002 году компания попыталась выйти на рынок услуг IP-телефонии для корпоративных клиентов. Была даже разработана торговая марка для этого - Good-ok. Однако впоследствии учредители решили, что это неэффективный путь, и организовали в 2004 году отдельное предприятие для продвижения данных услуг – «Телфин» (см. выпуск новостей от 6 марта 2004 г.). В том же 2004 году «Квантум» стал и телефонным оператором, купив и запустив соответствующее оборудование и введя в эксплуатацию транзитную телефонную станцию. Сегодня монтированная телефонная емкость оператора насчитывает 1,2 тыс. номеров. Также в 2004 году была решена задача построения ВОЛС масштаба города, построена METRO-Ethernet сеть и произведен запуск SDH-кольца. Годовой оборот компании за 2006 год составил более $15 млн, что на 55 % превышает аналогичный показатель по итогам 2005 года. В 2007 года планируется увеличить его на 70 %.

Параллельно с этим шла региональная экспансия, которая началась в 2001 году с открытия филиала в Череповце, два года спустя второй филиал был открыт в Калуге. Тогда же проект по развитию в регионах получил название «Союз», в рамках которого оператор ведет получение частот и лицензий на работу в других городах. В 2005 году началось активное продвижение проекта в другие регионы и на данный момент уже реализована конвейерная схема открытия филиалов. Всего компанией планируется открытие 45 региональных представительств, процесс планируется завершить через два года. На сегодняшний момент компания работает в 18 городах, среди которых Вологда, Воскресенск, Калуга, Кемерово, Коломна, Кострома, Курск, Нижний Новгород, Орел, Рязань, Тула, Череповец, Ярославль. В этом году планируется появление еще 15 филиалов, из них в январе и феврале уже были открыты представительства в Твери и Калининграде соответственно, в марте планируется открытие в Ульяновске, в апреле – в Самаре, в мае – в Томске, в июне – в Пензе, а в июле – в Красноярске. В дальнейшем сохранится такой же темп развития: компания рассчитывает открывать по одному филиалу в месяц. В этом году на развитие компании, в том числе - региональное, в этом году будет инвестировано более 300 млн рублей. Сегодня компания насчитывает более 4 тыс. корпоративных и свыше 6 тыс. частных абонентов в различных регионах России, также оператор обслуживает более 300 бизнес-центров.

Вчера, 27 марта, компания официально объявила о смене в Петербурге торговой марки на «ПРОСТОР Телеком» (PROSTOR Telecom для зарубежный компаний). Ребрендинг проходил поэтапно с июня 2006 года и сначала затронул региональные филиалы компании, которые открывались уже под новым брендом. С марта 2007 года бренд «ПРОСТОР Телеком» будет использоваться и в Петербурге, где находится головной офис компании. При этом наименование юридического лица – ЗАО «Квантум» – сохраняется. Используемая ранее торговая марка Quantum Communications будет постепенно выведена из использования в рекламных и информационных материалах. «За 10 лет существования компании логотип претерпевал различные изменения, но они всегда были незначительными. Сегодня нам был необходим логотип, который бы полностью отражал стратегию компании. Поэтому было решено взять новую торговую марку «ПРОСТОР Телеком», которая призвана отразить не только географический простор деятельности компании, но и простор по спектру предоставляемых услуг. Сам же логотип символизирует стилизованный дельтаплан», - отметила руководитель отдела рекламы и PR ЗАО «Квантум» Надежда Кознева. Разрабатывался новый бренд собственными силами компании без привлечение рекламных агентств.

С целью продвижения новой торговой марки в апреле будет запущена имиджевая рекламная кампания, задействующая различные информационные носители. Также одновременно с завершением процесса ребрендинга компания открыла новый корпоративный сайт, расположенный по адресу ptl.ru. В данный момент сайт, хотя уже и доступен для просмотра, находится в тестовом режиме. Разработчиком нового ресурса выступала интернет-компания SPBnet. Кроме того, в ближайшем будущем планируется изменение названия Wi-Fi-сети с QuantumWi-Fi на Wi-Fi prostor.

Напомним, что самые крупные истории по смене брендов на телекоммуникационном рынке за последнее время связаны с компаниями «Система Телеком» и «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»). «Билайн» запустил новый бренд в апреле 2005 года, тогда был представлен нынешний стиль черно-желтых полосок (см. выпуск новостей от 5 апреля 2005 г.). А весной 2006 года стартовал ребрендинг «Системы Телеком». Причем особенностью данного шага было использование сквозного бренда для различных компаний холдинга (см. выпуск новостей от 11 мая 2006 г.). Отметим, что в обоих случаях разработкой нового бренда занималось агентство Wolff Olins. Кроме того, осенью 2006 года ребрендинг провел телекоммуникационный оператор «Голден Телеком», также использующий систему сквозного бренда, правда, уже для представления различных услуг (см. выпуск новостей от 18 октября 2006 г.).

Также в рамках пресс-конференции было рассказано о проекте ОАО «Квантум» - «Новое строительство». В его рамках оператор больше года реализует в Петербурге подключение услуг телефонии и выделенного доступа в Интернет на этапе строительства дома. Сегодня «Квантум» работает с 10 застройщиками, с которыми заключен договор на подключение 17 домов с 2 тыс. квартир. Из них уже пять домов сегодня сданы в эксплуатацию. Также компания подала заявку на участие в проекте «Доступное жилье». «Проект телефонизации и обеспечения доступа в Интернет сразу в период постройки дома имеет много преимуществ. Это, прежде всего, возможность размещения оборудования сети в здании еще на этапе строительства. Также удобство при разработке сети в соответствии с планом дома, а кроме того, если провода изначально убраны, это влияет на эстетичность помещений. Тем не менее, в самом начале реализации проекта у нас возникли трудности с застройщиками. Им было не просто объяснить, что коммерческий оператор может оказывать услуги телефонизации также, как и традиционные операторы», - рассказал главный инженер ЗАО «Квантум» Андрей Астрейко. Также в рамках проекта завершилось тестирование услуги цифрового телевидения, которая уже может быть предоставлена для абонентов в подключенных домах. В перспективе планируется реализация сервисов охраны, пожарной безопасности и т.д. Как рассказал г-н Астрейко, этому проекту уделяется большое внимание, в частности, для его развития были специально созданы два отдела в компании: капитального строительства и договорной.

Напомним, что сегодня на петербургском рынке уже работают несколько коммерческих провайдеров, предоставляющих комплексные услуги для новостроек. Услуги телефонии и доступа в Интернет в новых домах предлагает «ЛАНК Телеком». Сегодня к его сети подключен 21 дом в Приморском, Красносельском, Красногвардейском, Калининском, Выборгском, Невском районах и городе Колпино (см. выпуск новостей от 23 марта 2007 г.). Кроме того, существует еще проект «Линия 1», созданный при участии компании «Петербург Телеком Транзит». Основные районы действия «Линии 1» - Приморский и Выборгский, однако ее услуги доступны в некотором количестве домов в каждом из районов города. Сегодня в его рамках подключено более 50 новостроек в различных районах Петербурга, всего это около 15 тыс. квартир. В свое время ПТТ также стала первой, кто предложил услуги видеотрансляции по своей сети (см. выпуск новостей от 20 мая 2005 г.). Также сегодня услуги Triple Play (телефония, Интернет и телевидение) для новостроек продвигает «Корпорации ОСС» в рамках своей домашней сети «Кивинет» (см. выпуск новостей от 8 ноября 2006 г.). Недавно на этом рынке с работой по схеме Triple Play активизировался оператор «Метроком». Несмотря на то, что подключения к его домашней сети ведутся по всему городу и услуги доступны всем желающим, основной акцент в своей деятельности он также делает на новые дома (см. выпуск новостей от 16 февраля 2007 г.).

На вопросы корреспондента spbIT.ru отвечает генеральный директор ЗАО «Квантум» Игорь Бобов.

- Расскажите, пожалуйста, как развивалась ваша региональная экспансия?
Первый филиал мы открыли в Череповце в 2002 году. К тому моменту нами была накоплена достаточная компетенция в вопросе быстрого развития сети, к тому же исследования показали, что региональный рынок - весьма перспективный и быстрорастущий. Основной целью запуска филиала в Череповце была апробация рентабельности построения модели проникновения в регион, в основе которой лежал петербургский опыт: сначала строилась опорная сеть и проходила пилотная эксплуатация, а потом начинались массовые подключения. По нашим наблюдениям, любой регион по темпам технологического развития отстает от Петербурга примерно на два года. Поэтому проект прошел достаточно удачно. В 2003 году для закрепления полученного в Череповце опыта был открыт филиал в Калуге. А в дальнейшем мы уже стали реализовывать целенаправленную региональную экспансию в рамках проекта «Союз».

- По каким критериям выбираются города для открытия филиалов? Не рассматриваете ли варианты приобретения при этом компаний?
Основным критерием для нас является численность населения города, которая должна превышать 500 тыс. человек. Как уже было сказано, таковых по России порядка 45. Также мы учитываем близость нового филиала к уже существующему, т.к. тогда будет проще проконтролировать его открытие и развитие. В частности, руководитель действующего филиала может оказать помощь новому представительству. Например, такая схема может оказаться действенной при открытии филиала в Томске, поскольку поблизости у нас уже есть филиал в Кемерово. На выбор времени открытия может влиять дае климатический фактор. Так, в городах на Севере России лучше запускать сеть летом. Что же касается приобретения компаний при развитии сети, то наш опыт показал, что выгоднее вести собственное строительство. Чем перестраивать уже существующую сеть под собственные стандарты. Случаи приобретения возможны лишь в таких случаях, когда у компании есть уникальный ресурс, труднополучаемые частоты, наличие хорошей номерной емкости и т.п. – то, что позволит сократить время запуска сети, а также позволит получить тот ресурс, который самим будет реализовать сразу сложно. Впрочем, тенденция укрепления рынка и поглощения крупными игроками более мелких сейчас очень хорошо видна. Например, на данный момент нами рассматриваются два предложения о покупке.

- Как происходит подбор персонала для нового филиала? На каком этапе появляется руководитель представительства?
На самом деле, мы не сталкивались с проблемами в кадровых вопросах. Дело в том, что в регионах зарплаты не так высоки, как те, которые мы можем предложить нашим сотрудникам - у нас недифференцированный подход к оплате труда. Поэтому мы быстро формируем штат филиалов. Что касается руководителей в регионах, то это местные топ-менеджеры. Руководитель появляется тогда, когда прошло основное лицензирование услуг в регионе. Его основная задача – собственно развертывание сети.

- Почему было решено сначала провести ребрендинг по регионам, а только потом вводить новую марку в Петербурге?
Тут стоит еще раз отметить, что сегодня компания в большей степени ориентирована на работу по всей стране, что и подчеркивает новый бренд. С мая 2006 года все новые филиалы открывались уже под брендом «ПРОСТОР Телеком», одновременно с этим проводилась его патентная защита, уже существовавшие филиалы были также постепенно переведены на новую торговую марку. При этом результат восприимчивости нового бренда в регионах оказался достаточно хорошим, судя по отзывам абонентов и результатам рекламных кампаний. А поскольку поддерживать два отдельных бренда: для регионов и для Петербурга – накладно, да и бессмысленно, было решено изменить его и здесь.

Автор: Наталья Чумарова.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Кадры, Финансы

Ключевые слова: