Ассоциация BSA является некоммерческой международной организацией, деятельность которой направлена на продвижение использования легального ПО и защиту интересов в этой сфере компаний-разработчиков. BSA появилась в 1998 году и сейчас объединяет более 40 участников, при этом в списке тех из них, которые действуют в России, такие имена, как Microsoft, Adobe, Apple, Autodesk, Avid, Symantec, UGS, Bentley Systems. Ассоциация представлена рядом офисов, действующих в США и Европе. Что касается России, то BSA начала активно работать здесь с 2005 года. В свое время, в 1997 году, BSA предприняла первую попытку работать в РФ, но была вынуждена свернуть свою деятельность здесь в результате кризиса 1998 года. Сейчас ассоциация не имеет офиса или своих штатных специалистов в РФ. С организационной точки зрения Россией занимается в основном лондонский офис BSA, при котором работает специальный комитет (BSA Committee Russia). Должность его председателя выборная, третий год ее занимает Жан-Поль Сорен (Jean-Paul Seuren), который сам работает в Мюнхене. В РФ у BSA также действует местный партнер – «Балтийское юридическое бюро» со штаб-квартирой в Москве и специалистами, работающими в 30 крупных городах страны. Бюро было создано в 2005 году и аффилировано с литовской компанией Baltic Law Offices, которая работает с BSA по рынкам Прибалтики. «Балтийское юридическое бюро» от имени компаний-членов BSA занимается в том числе организацией проверок, судебными исками и т. д.
Исследование, посвященное уровню пиратства в России, проводится уже третий раз: первое было опубликовано в 2005 году по итогам 2004 года. Стоит отметить, что BSA подразделяет пиратство в сфере ПО на несколько основных типов: это высококачественные подделки (такой тип пиратства характерен, например, для США), предустановка нелицензионного ПО на новые компьютеры, интернет-пиратство и использование нелицензионного ПО корпоративными пользователями. Примечательно, что как раз последний тип для BSA является фокусным в России. Подрядчиком по исследованию у BSA традиционно выступает IDC, которая по итогам прошлого года подготовила отчет не только по России, но и еще по 40 странам мира.
Методика проведения исследований такова: аналитическая компания собирает данные о том, сколько новых персональных компьютеров, серверов и т. д. было отгружено в страну за год (эта информация исходит от иностранных поставщиков, дистрибьюторов и местных производителей компьютерной техники и т. д.), а также о том, сколько лицензий на ПО было продано за тот же период (эта информация собирается по компаниям-разработчикам ПО). Полученная разница – с учетом специального коэффициента – и дает картину: каков уровень использования пиратского ПО в той или иной стране. Что касается коэффициента, то он составляется на основе интервью с конечными пользователями. В частности, в России было опрошено около 2,7 тыс. компаний и 3,5 тыс. физических лиц.
В России по итогам 2006 года 80 % используемого ПО оказалось пиратским, а ущерб, нанесенный разработчикам по подсчетам IDC, составил $2,2 млрд. Стоит учитывать, что, исходя из методики исследования, уровень пиратства оценивается по числу используемых копий ПО, что не позволяет напрямую связывать эти данные с оценкой ущерба, которая приводится в денежном эквиваленте. При этом по итогам 2005 года в России уровень пиратства составлял примерно 83 %, 2004-го – 87 %. Правда, три года назад уровень ущерба «от пиратов» был в два раза меньше и составил тогда $1,1 млрд. Оценка приводится по всему виду ПО – офисного, инфраструктурного (серверы и базы данных), мультимедийного и игрового, специализированных приложений (САПР и т. п.) и т. д.
Если говорить о других странах, то, например, при среднем уровне пиратства по Европе 68 % в лидеры по этому показателю выбились такие страны, как Армения (95 %), Украина (84 %). Эти страны входят в первую двадцатку государств с самым высоким уровнем использования нелицензионного ПО, где также находятся Вьетнам (88 %), Китай (82 %), Алжир (84 %). Россия по итогам 2006 года этот топ покинула, хотя ущерб по всем европейским странам оценен в сумму $4,124 млрд – то есть на РФ пришлось чуть более половины этой суммы. Лидирующая же страна по этому показателю – США с $7,3 млрд при уровне пиратства 21 %. Далее следует Китай – $5,4 млрд. В целом же картина, по словам г-на Сорена, такова: чем больше развита страна с экономической точки зрения, тем ниже уровень пиратства, и наоборот – поэтому высокие показатели характеры для стран с развивающейся экономикой (например, средний показатель по странам не всей Европы, а только по ЕС – около 50 %). По миру средний уровень составил 35 %, а общий ущерб – $39,6 млрд.
Для BSA деятельность в России в последние два года прошла под знаком активизации. По словам Жан-Поля Сорена, деятельность альянса в основном заключается в сотрудничестве с государственными органами (различные министерства и федеральные агентства), работе с прессой, Роспатентом и отраслевыми НИИ, специалистами Государственной Думы – во многих случаях BSA выполняет экспертную функцию или поставляет необходимую информацию. Что касается непосредственной борьбы за «чистоту ПО», то здесь BSA ведет работу по нескольким направлениям – в частности, это рассылка предупреждающих писем потенциальным пиратам (в данном случае имеются в виду корпоративные пользователи, и часто данные по таким компаниям ассоциации поставляют сами разработчики), инициирование проверок тех же компаний (напомним, что органы МВД могут провести проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия при наличии соответствующих ордера и экспертов), возбуждение судебных дел. По двум последним пунктам в 2005 году было проведено 83 проверки и вынесено 5 уголовных приговоров, в 2006 году было проведено 550 проверок и вынесено 50 уголовных приговоров, а по первому кварталу 2007 года эти цифры таковы – 150 и 18. Самое крупное возмещение ущерба – $18 тыс. с одного некрупного предприятия в Москве (напомним, что решение о возмещении ущерба непосредственно компаниям-разработчикам в таких случаях принимается в арбитражном суде на основании решения уголовного суда).
Основная активность в этом направлении приходится на такие города, как Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара. По Петербургу, как отметили представители «Балтийского юридического бюро», «картина сложилась печальная» – за этот период было проведено всего две проверки. По словам юристов, это связано с нежеланием местных органов сотрудничать – как показывает практика, проблема корпоративного использования пиратского ПО часто не находит широкого понимания среди милиционеров. Однако ситуация меняется – сейчас бюро готовит несколько проверок и дел от BSA и, кроме того, ведется работа от имени других вендоров, в частности, Microsoft. Стоит также отметить, что Петербург держит лидерство по «чистоте» розничных точек – сейчас нелицензионное ПО не продается в открытом доступе в крупных сетях и на крупнейшем компьютерном рынке «Юнона». Как раз именно вокруг продажи пиратской продукции, в том числе и ПО, якобы имевшего место быть в сетях «505», «Десятка», «Киномир» и «Титаник», были связаны недавние скандалы в Петербурге.
Еще один способ работы BSA в этом направлении – просветительский: через «Балтийское юридическое бюро» ассоциация провела несколько тренингов для сотрудников МВД и прокуратуры – в Москве, Екатеринбурге и Петербурге, и этот опыт будет продолжен.
Стоит отметить, что данные, которыми оперирует BSA, влияют и на международные политические процессы. В частности, результаты исследований по уровню пиратства попадают в так называемый 301-й отчет (special 301 report), который готовит более глобальная ассоциация компаний – владельцев авторских прав – IIPA (International Intellectual Property Alliance): она объединяет не только производителей ПО, но и музыкальные лейблы, издательства и т. д., всего около 1,9 тыс. компаний, причем только американского происхождения. В отчете приводятся данные по странам о том, насколько в них соблюдается авторское право и, в зависимости от показателей, рекомендации по сотрудничеству с ними. Этот документ предназначен для Государственного Департамента США, который ориентируется на него при проведении переговоров, например, по теме вступления той или иной страны в ВТО (напомним, что соблюдение авторских прав и прав на интеллектуальную собственность является одним из ключевых моментов при вступлении во Всемирную торговую ассоциацию). Как отметил в беседе с корреспондентом spbIT.ru Жан-Поль Сорен, мнение производителей ПО учитывается не только по той причине, что эта отрасль является одной из самых важных с экономической точки зрения, но и по причине того, что компании-разработчики являются опытными экспертами в области авторского права. Вопрос, насколько сильно мнение BSA влияет на конечные формулировки 301-го отчета, г-н Сорен прокомментировал так: «Этот документ представляет итог работы многих компаний, игроков рынка и ассоциаций, и наш голос учитывается среди прочих. Однако в целом те выводы, которые приводятся в отчете, совпадают с нашим видением ситуации. Стоит также учитывать, что те компании-разработчики, которые не работают в России, обычно склонны прислушиваться к мнению по этой стране со стороны своих коллег, которые входят в BSA». Последний релиз IIPA, который касался РФ, был публикован в начале этого года, и Россия была признана одним из двух главных лидеров – наравне с Китаем – по нарушению интеллектуальных прав. При этом констатировалось, что ситуация по сравнению с прошлым годом стала хуже (в основном из-за известной ситуации с сайтом allofmp3.com).
По прогнозам на следующий год падение уровня пиратства в области ПО в России продолжится и, вероятно, составит те же 3 %. В ближайших планах BSA и IDC – подготовка и публикации нового исследования, посвященного той же теме, но уже с разделением по отраслям (финансы, страхование, производство, строительство, газовый и нефтяной секторы, и т. д.). По мнению юриста «Балтийского юридического бюро» Анны Петровой, с точки зрения законодательства на ситуацию с соблюдением в России авторского права будут влиять несколько инициатив. Это, в частности, вступление в силу с 1 января 2008 года четвертой части Гражданского кодекса, которая заменит все действующие законы в сфере прав интеллектуальной собственности (об этом можно также прочесть в интервью с партнером юридической фирмы «Байтен Буркхардт» Виктором Наумовым). Кроме того, 8 апреля 2007 года вступили в силу поправки к «Правилам продажи отдельных видов товаров», которые запрещают продажу программных продуктов «при осуществлении розничной торговли с использованием лотков и палаток». Далее, 12 апреля 2007 года, вступили в силу поправки в ст. 146 УК РФ, ужесточающие уголовное наказание за нарушение авторских и смежных прав. С этого времени деяния в этой сфере по п. 3 ст. 146 УК квалифицируются как тяжкие преступления, а не преступления средней тяжести, как ранее (максимальный срок лишения свободы увеличен до 6 лет). Кроме того, 26 апреля 2007 года вышло Постановление Пленума Верховного Суда «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».