ЗнаКОМИмся с работой связистов в условиях Крайнего Севера. Репортаж с учений «Ростелекома» в Сыктывкаре

29 августа инициатива «Ростелекома» под названием «Непростая связь» продолжилась в Сыктывкаре, где технические специалисты оператора тренировались устранять повреждение магистрального кабеля. Республика Коми отличается суровым климатом с зонами вечной мерзлоты и болотистыми почвами. Множество аварий на линиях связи происходит по вине недобросовестных подрядчиков, выполняющих земляные работы в охранной зоне кабеля. В то же время в Коми обеспечение жителей связью становится для оператора обязанностью даже более ответственной, чем в климатически «благополучных» регионах. Почему — выяснял журналист spbIT.ru.

Специфика региона

Республика Коми — один из регионов страны, расположенных в области Крайнего Севера или приравненных к ним районам. На площади 417 тыс кв км. расположилось более 500 населенных пунктов, где проживает 870 тыс человек. Плотность населения — всего лишь 2,06 чел/кв. км (для сравнения, плотность населения Ленинградской области — 21,2 чел/кв. км). Это объясняется как суровым климатом (продолжительная зима, ближе к северу — вечная мерзлота), так и, тем, что от 7,7 до 10% (по разным данным) территории республики занимают непроходимые болота.



По свидетельству директора филиала ПАО «Ростелеком» в Республике Коми Александра Хуциева, в целом этот регион по своим особенностям напоминает Архангельскую область и Карелию. В республике крайне мало круглогодичных автомобильных дорог. Из 6 тыс. км дорог, покрывающих всего 61% площади, не более 1 тыс. км имеют асфальтовое покрытие, остальные — грунтовые, причем большинство из них годны для использования только сезонно. Многочисленные реки (Печора с притоками, Вычегда и др.) во время осеннего ледостава или весеннего ледохода оставляют некоторые населенные пункты отрезанными от «большой земли», причем в течение двух месяцев в году не только села, но и целые районы (как Усть-Цилемский район) и города (Вуктыл) доступны только авиасообщением.

Исторически «Ростелеком» был первым оператором связи в регионе и в ряде населенных пунктов до сих пор остается единственным — там, где нет даже сотового покрытия. Сегодня оператор обслуживает здесь в целом около 180 тыс абонентов фиксированной телефонии, 147 тыс абонентов ШПД (41% рынка) и 54 тыс абонентов IPTV (в целом по платному ТВ у «Ростелекома» в Коми 14% рынка). «Ростелеком» эксплуатирует около 3000 км внутризоновых линий и около 5000 км внутрирайонных линий связи, из которых 1,5 тыс — оптоволокно, остальное — воздушные и медные кабели.

«Мы находимся на севере, где мороз, снег, и мало дорог. Чтобы куда-то выехать, нужно снарядить целую экспедицию. Технологически — у нас еще остается большое количество старых воздушных и медных кабельных линий связи, которые легче повреждаются и требуют больших трудозатрат на обслуживание. В то же время, для многих населенных пунктов «Ростелеком» — единственный оператор связи. Поэтому оперативное восстановление связи и поддержание ее работоспособности здесь имеет особое значение, накладывает более серьезную ответственность», — говорит Александр Хуциев.



Непростые линии связи

По территории республики проходят три магистрали «Ростелекома». Первые две линии — основная и резервная — связывают регион через Архангельскую и Вологодскую области с Санкт-Петербургом. И если основная линия с точки зрения эксплуатации относительно спокойная, то резервная линия несколько десятков километров проходит вдоль лесных просек, вдали от населенных пунктов. В случае аварии добираться туда нужно пешком. К счастью, аварии там редки, так как практически нет человеческой активности.

Зато третья оптоволоконная линия, ведущая через Ухту в Ненецкий АО (строилась с весны 2011 по ноябрь 2012 гг), минует несколько сложных кабельных переходов через реки, в том числе через быстроходную и непредсказуемую Печору. Так, уже в 2010-х годах там дважды возникали предаварийные ситуации — водой вымывало и поднимало кабель. Серьезное повреждение было и в этом году: повезло, что оно случилось в тот короткий период, когда уровень воды в реке не самый большой, и вертолет смог приземлиться на место бедствия. Неудивительно, что частые гости Республики Коми — водолазная группа Карельского филиала ПАО «Ростелеком», которая планово обследует все переходы и помогает предотвратить аварии.

Самый выдающийся стихийный инцидент произошел здесь в ноябре 2013 года, во время уникального явления — осеннего ледохода, который отличается от весеннего тем, что идет по низкой воде и буквально вспарывает дно реки. На одном из переходов, на неглубоком узком участке Печоры во время резкой оттепели тронулся лед и образовал затор. Проходя по мелководью, лед, как бульдозер, начал прочищать себе русло и вместе с песком увлек за собой магистральный кабель, оставив без связи Нарьян-Мар. Проводить работу на дне во время ледохода невозможно, поэтому для организации временной линии связисты прибегли к нестандартному решению: соорудили по обеим сторонам реки импровизированные вышки, на которых установили радиорелейное оборудование. Таким образом, через реку связь доставлялась с помощью радиорелейную вставки, а далее она коммутировалась на кабельную линию. Полностью восстановить линию удалось только к марту следующего года.

Если говорить о внутризоновых линиях, самое сложное в эксплуатации направление — участок от Воркуты до Инты. Там — никаких автомобильных дорог, бескрайний снег, единственный ориентир на котором — столбики, отмечающие кабельные линии связи. Вот и движется вдоль этих столбов тяжелый гусеничный транспорт, а если завязнет и зароется в грунт, повреждения не миновать. Чтобы добраться до места аварии с полным снаряжением, рабочие используют обычный пассажирский поезд, доезжают до ближайшей станции или договариваются о технической остановке.



Другой сложный этап — участок между Нижней Интой и Печорой, где линия связи проходит на небольшом расстоянии от газопровода. Здесь также в многочисленных обрывах кабеля виновата тяжелая строительная техника: рабочие при строительстве газопровода попросту игнорируют предупреждающие указатели.

«Если на магистралях наибольшее количество серьезных повреждений было вызвано техногенными факторами, то на других объектах — при всей охранно-предупредительной системе — все-таки большинство аварий возникает из-за деятельности человека: несанкционированного проведения земляных работ и эксплуатации тяжелой вездеходной техники. В таких ситуациях самое лучшее средство — резервирование, когда вторая линия, которая берет на себя нагрузку в случае повреждения первой. Но пока оно доступно не везде», — резюмирует Александр Хуциев.

Выходить по тревоге: работа Центра мониторинга сети

В сыктывкарском Центре мониторинга сети «Ростелекома» расположены мощности для управления транспортными сетями связи всего филиала оператора в Коми. Штат диспетчерской службы — 17 человек, включая начальника. Круглосуточно за целостностью сети следят два дежурных специалиста Центра.

Аварийная ситуация на сети диагностируется автоматически: на информационное табло приходит аварийный сигнал, срабатывает звуковая сигнализация. Линия передач на соответствующем участке схемы становится красной, элементы сети — неактивными. Диспетчеры Центра мониторинга немедленно начинают оповещение по мобильной связи всего руководящего состава (включая директора филиала, технического и коммерческого директоров), представителей местной власти и сбор аварийно-восстановительной бригады. Контрольный срок сбора — не более 1 часа в рабочее время и не более 1,5 часа в нерабочее.



В постоянной доступности сотрудников бригады — дежурная машина (которая, как мы уже знаем, годится не везде). За час, отведенный на сборы, необходимо еще раз проверить целостность приборов, наличие заряженных аккумуляторов, загрузить на транспорт все необходимое — бензин, дизель-генераторы, временные вставки, инструменты — и выдвинуться на место инцидента. Одновременно с этим дежурные специалисты производят измерения на ближайшем узле для локализации повреждения. К окончанию сбора бригады они в большинстве случаев уже могут с достаточной точностью указать координаты места обрыва. Оперативно работает и медиа-служба: размещаются информационные сообщения на сайте, обзваниваются местные СМИ.

Бригада, прибыв на объект, визуально определяет место и характер повреждения. Если это не удается, в ближайшем населенном пункте на оптическом кроссе делаются дополнительные измерения. Для этого используется специальный прибор — рефлектометр, который, анализируя отраженные оптические импульсы, дает возможность определить длину линии и расстояние до обрыва.

Интересно, что для каждого участка транспортной сети есть своя технологическая карта, в которой прописывается время, отведенное на сбор, оповещение, прибытие на место, и монтаж. Не регламентируется там только одна процедура — раскопка повреждения, которая в зависимости от степени промерзания грунта может занять как час, так и 8 часов. Такое время, к примеру, заняли земляные работы по раскопке кабеля для монтажа временной вставки на участке Воркута-Сейда, в условиях вечной мерзлоты, причем в ход шли отбойные молотки.

Для совершенствования профессиональных навыков диспетчеры, сотрудники аварийно-восстановительной бригады и ЛТЦ проходят периодические тренировки на ВОЛС. Внутренние тренировки предназначены для проверки взаимодействия бригады с Региональным центром управления сетями; межфилиальные (4 раза в год) — совместные синхронные учения с Архангельским филиалом.

На личном опыте

На одно из таких учений и были приглашены журналисты и блогеры из нескольких регионов СЗФО. Сопровождал экспедицию ведущий инженер линейно-кабельного участка г. Сыкрывкар Иван Попов.

Прибыв на предположительное место аварии, специалисты проводят визуальный осмотр трассы: чаще всего признаки разрыва видны сразу. Еще лучше, когда с поличным удается застать виновника происшествия — например, некий трактор, который без соответствующих разрешений раскапывал землю. В таких случаях — признаются связисты — нарушитель, как правило, идет им навстречу, и помогает вызволить из-под грунта поврежденный отрезок кабеля. Конечно, это не освобождает его от ответственности: после составления протокола на место происшествия вызывается полиция, составляется административное или уголовное дело, рассчитывается ущерб, который потом будет взыскан в суде или добровольно выплачен представителем ответчика. Сумма ущерба от аварии (как правило, это несколько сотен тысяч рублей) суммируется из зарплаты сотрудников, принимающих участие в аварийно-восстановительных работах (если они были во внерабочее время), затрат на восстановление (техника, расходные материалы), и экономических потерь филиала от простоев (перерасчет стоимости услуг). Так, ответчику не повезет, если от данного оптического кабеля получали услуги крупные федеральные и региональные клиенты, предприятия государственного уровня. А вот если авария имеет техногенную природу, иск о возмещении ущерба предъявить будет некому.



Чтобы восстановить кабель, его нужно не только соединить, но и поместить во временную вставку. На поврежденном участке нужно установить две дополнительные муфты, расстояние между которыми должно быть не менее 50 метров, иначе в процессе измерений рефлектометр не сможет зафиксировать одну из них. Чтобы не раскапывать всю эту траншею целиком, кабель нужной длины укладывается кольцами — однако все равно технологический запас под каждую муфту должен быть не менее 15 метров. Свободная длина кабеля пригодится еще и в том случае, если сварку придется производить в машине.

Обычно же сварка оптического кабеля происходит в практически стерильных — по меркам открытой местности — условиях, в палатке, защищающей от ветра, дождя и пыли, с соблюдением всех мер безопасности: оголенный оптический кабель тоньше человеческого волоса и очень хрупкий. А прибор для сварки волокна (знакомый читателям spbIT.ru по материалу 2015 года о мастер-классе на учебном полигоне «Ростелекома» в Петербурге — прим. ред.) чувствителен к перепадам температур и влажности.

Как и в лабораторных условиях, специалисты подготавливают концы кабеля (освобождают от оболочки), заводят их в муфту, фиксируют, создавая кабелю жесткое крепление. Далее идет подготовка под сварку и сам процесс сварки. После — укладывание сростков. После сборки муфты качество сростков проходит контроль приборами (для полноты оценки измерения затуханий делаются в двух сторон) и, если всё хорошо, кабельные вводы и оголовник герметизируется, муфта укладывается в грунт.



Иван Попов пояснил, что обучение кабельщиков проходит в учебных центрах, расположенных Вологде и Архангельске. Последний — филиал Санкт-Петербургского универстиета телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича.

О первом мероприятии «Ростелекома» из серии «Непрстая связь» см. материал из Петрозаводска «Семьдесят футов под килем».

Следующее мероприятие серии пройдет в конце сентября в Калининграде: журналистов проведут в подземные коммуникации.

N. B.

Пока готовился материал, в Коми произошли две настоящие аварии на магистрали, и снова по вине недобросовестных «сторонних организаций». Сразу несколько районов Республики остались без услуг Интернета и IPTV. Зафиксированная 1 сентября 2016 г. в 20:12 в районе поселка Сейды авария была устранена уже к 12:35 2 сентября. 3 сентября прошла информация о том, что в Сыктывкаре порвали магистральный кабель...

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: Ростелеком