Интернет-эквайринг, или Погоня за сокровищами Сети. SpbIT.ru организует диалог между банками и интернет-продавцами

Интернет-эквайринг. С этим малознакомым термином, даже не задумываясь об этом, сталкивалось подавляющее большинство пользователей Сети — все, кто хоть раз приобретал билет или товар в онлайн-магазине, пополнял счет мобильного телефона по номеру банковской карты через веб-интерфейс. Реагируя на актуальность и востребованность темы, портал spbIT.ru совместно с коммуникационным агентством «Пресс-Папье» 14 сентября 2016 года провел в Петербурге круглый стол «Интернет-эквайринг: новые стратегии клиентского бизнеса» с участием представителей крупнейших банков и компаний, ведущих интернет-бизнес.

SpbIT.ru: актуальность темы растет вместе с рынком

SpbIT.ru в партнерстве с Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) подготовил для круглого стола исследование рынка услуг интернет-эквайринга Северо-Запада, куда вошли результаты анкетирования представителей банков, агрегаторов и платежных систем, опроса экспертов и анализа рыночных параметров — таких, как количество онлайн-торговых точек и сумма среднего чека.

По результатам исследования, среднемесячные объемы платежей по схемам интернет-эквайринга в регионе составляют 2,5–3,3 млрд. рублей. Лидерами по доле рынка в этом направлении являются Группа ВТБ (ВТБ, ВТБ 24, «Банк Москвы», «Транскредитбанк» — итого 19% плюс входящий сюда «Транскредитбанк» с отдельным интернет-эквайрингом — 10%), ПСКБ (17%), «Альфа-банк» (16%), Сбербанк (12%). Доля 3-7% рынка приходится на «АК Барс Банк», «Газпромбанк», «Тинькофф банк», «Банк Русский Стандарт». На 1 апреля 2016 г. Банком России эмитировано 242 465 000 банковских карт.

Актуальность тематики интернет-эквайринга и в целом электронной торговли подчеркивается и данными различных исследовательских агентств. Так, РОЦИТ зафиксировал только в СЗФО 8,2 млн интернет-пользователей на лето 2015 г. (регион — один из лидеров по этому показателю), а ВЦИОМ отчитался о том, что 70% граждан в возрасте от 18 лет и старше пользуются Интернетом (на апрель2016 г.). Всё популярнее становится выход в Интернет с мобильных устройств.

По данным АКИТ, в 2015 году оборот российской электронной торговли вырос на 7% до 1,4 трлн рублей — и это на фоне падения рынка классической розницы на 10%. Среди популярных отраслей — ЖКХ, fashion, электроника, туризм (включая заказ авиа- и ж/д билетов), food. Для Петербурга, как культурной столицы, характерным является лидерство в книготорговле, в том числе онлайн.

Данные Data Insight говорят о росте число онлайн-заказов 22% и объема продаж — на 27% в 1 квартале 2016 года по сравнению с 1 кварталом 2015 года. С другой стороны, прирост рынка в деньгах существенно и резко замедляется: с 34,4% в 2013 и 31% в 2014 году — до 6,6% в 2015-м. Прогноз Data Insight на 2016 год — 5,3%.

Банки: до устойчивости рынку еще далеко

Несмотря на стагнацию в денежном приросте, которая могла бы свидетельствовать о достижении рынком некой планки своих возможностей, представители банков заявляют, что до стабильности ему еще далеко. «Рынок нельзя считать устоявшимся. Мир быстро меняется, и, однозначно, будут появляться новые игроки, которые быстро меняются со временем», — считает заместитель председателя правления «РФИ БАНК» Заур Бесолов.

Артем Бережной («Альфа-банк»), Елена Портняжкина (Сбербанк)

Схожее мнение у территориального менеджера управления торгового эквайринга Северо-Западного банка Сбербанка России Елены Портняжкиной: «Рынок динамично развивающийся, интересный для нас и наших партнеров. Сегодня выигрывает тот, кто готов к изменениям и кто действительно слышит текущих и потенциальных партнеров и предоставляет определенные сервисы. С 2009 года рынок интернет-эквайринга ежегодно прирастал на 42% и далее будет расти не менее быстро». (N.B. О росте оборота Сбербанка по эквайрингу spbIT.ru писал в начале года — прим. ред.)

Характерным свойством современного финансового института, коим является банк, становится способность развивать свои технологии согласно потребностям рынка. В поле внимания появляются такие комплексные сервисы, как возможность оплаты посредством онлайн-чата и социальной сети, по SMS или e-mail.

Свою роль играет и то, что рынок e-commerce охватывает все большее количество категорий товаров, а на пространстве Сети гиганты e-commerce соседствуют с организациями сегмента «микро» и стартапами. «Торговые организации, планирующие принимать у себя на сайте платежи, — разные. Есть крупные торговые сети, у которых налажена логистика, взаимодействие с клиентом и т. д., а есть новые игроки, которые только приступают к деятельности в Интернете. Требования и подход к продаже товаров онлайн у них тоже может быть разный: для кого-то важна экономика процесса, для кого-то сервис для покупателя, отслеживание динамики и многое другое», — говорит директор управления розничного бизнеса банк «Александровский» Галина Ваганова.

В рамках этого тренда банк «ПСКБ» активно ищет ниши на сегментированных рынках: например в ЖКХ, где требуется интеграция эквайринга с программными комплексами учета, или в гостиничном бизнесе, где процесс оплаты завязан на системе бронирования. По словам заместителя председателя Правления АО Банк «ПСКБ» Николая Алексеева, банк развивает не только банковские карты, но и другие платежные методы, например, сервисы «Деньги Онлайн», Яндекс.Деньги, WebMoney и др. в рамках одного договора и одного технического решения (то есть по принципу «одного окна»).

Николай Алексеев, ПСКБ 

Такая же политика в РФИ, где под «одной кнопкой» собраны 11 систем платежей, включая как карты и известные «кошельки», так и оплату балансом мобильного телефона. «Мы выбрали стратегию в парадигме «людям не нужны банки, людям нужны сервисы». Если мы говорим о 240 млн карт, то не забывайте, что есть еще 270 млн мобильных телефонов, которые фактически тоже превратились в кошелек. Грань между банковскими и виртуальными услугами стираются, и нужно организовывать интерфейс, поддерживающий любые виды платежей, — считает Заур Бесолов.

Существенную роль в развитии сервисов интернет-эквайринга играют компании-агрегаторы, которые предоставляют посредничество между банком-эквайером и торговой площадкой: в том числе, технологические средства для интеграции платежной системы. Поэтому, с одной стороны, агрегаторыов можно рассматривать как партнеров банков, а с другой — как конкурентов за долю в прибыли.

Представители банков в целом называют сотрудничество с платежными агрегаторами полезным. «Интеграторы помогают освоить рынок и успешно продвигать услугу оплаты через Интернет. В одиночку это сделать трудно. Количество партнерских схем только растет», — говорит заместитель начальника управления эквайринга департамента розничного бизнеса ВТБ24 Сергей Кирпиченко.

«Мы идем от потребностей клиента и рассматриваем возможность работы как с интегратором, так и напрямую с банком-принципалом. Есть проекты, где банк оказывает традиционные банковские услуги по расчетам, а всё, что касается сервисов — статистики, виртаулизации, получения счетов — оказывает партнер», — подтверждает Галина Ваганова.

Галина Ваганова, банк «Александровский»

О партнерстве с агрегаторами как с консолидаторами услуг в различных сферах — ЖКХ, такси, продажа билетов, доставка еды — рассказал и руководитель регионального развития электронной коммерции филиала «Санкт-Петербургский» «Альфа-банка» Артем Бережной. Сбербанк же, согласно своей политике, предпочитает работать только с платежными системами.

С другой стороны, по мнению Заура Бесолова, сегодня интернет-предпринимателю безопаснее работать с банком, нежели с агрегатором: вступил в действие 161-ФЗ «О национальной платежной системе, усилился контроль за безопасностью со стороны международных платежных систем. В последние годы произошло несколько случаев, когда агрегаторы оказывались в центре  нелицеприятных историй.

Банки: риски безопасности недооценены

Действительно, вопросы безопасности онлайн платежей — один из тех сдерживающих факторов, которые мешают клиентам, даже имеющим несколько банковских карт, регистрировать их в платежных системах и использовать удаленные сервисы. В рамках контроля за рисками интернет-эквайринга разговор идет о противодействии фроду как мошенничеству в области ИТ. Представители банков характеризуют сегодняшнюю ситуацию как техническую «гонку вооружений» между финансовыми и ИТ-организациями и киберпреступниками. Оказывается, в Европе банки ежегодно рефинансируют 6% общего дохода в предотвращение мошенничества: это миллионы и десятки миллионов долларов. В России это пока не принято: в целом до сих пор популярны не превентивные, а реакционные меры реагирования.

При этом важно осознавать, что опасность интернет-мошенничества, к сожалению, исходит не только от технических возможностей киберпреступников, а от неосознанного и некорректного поведения клиентов, которые зачастую ведутся на уловки. Особенно заметна активность мошенников в области онлайн-игр. Также отмечается, что опротестование платежей от клиентов чаще всего касаются тех площадок, где нет защищенной системы платежей.

Данные РОЦИТ: «Интернет-магазины — главная причина обращений граждан
на Горячую линию Рунета. Больше всего жалуются на фишинг
(Кликните на изображение для увеличения)

Согласно опросу РОЦИТ/ВЦИОМ, проведенного для определения индекса цифровой грамотности (ИЦГ) россиян, Северо-Запад, хоть и является лидером в общем ИЦГ, субиндексе цифровых компетенций и субиндексе цифрового потребления, но отстает в субиндексе цифровой безопасности.

Заур Бесолов предупреждает о недооцененности сферы рисков среди всех игроков рынка: «Риск-менеджмент, предотвращение мошенничества — ключевой фактор успеха в этом бизнесе». В качестве скрытой, нарастающей угрозы называется GSM-фрод: мошенничество с использованием мобильных устройств. При этом Галина Ваганова уверена в том, что информирование и повышение финансовой грамотности граждан должно вестись комплексно — как банками, так и торговыми организациями. Такие термины, как SSL-сертификат, протокол 3-D Secure, стандарт безопасности PCI DSS — должны быть на слуху.

Что касается мониторинга фрода — представители всех банков заявляют о развитии своих систем антифрода, предварительного тестирования новых продуктов на предмет возможных уязвимостей. Некоторые банки сознательно не идут в некоторые наиболее рискованные направления.

Продавцы: есть противоречия с банками

Дискуссия об интернет-эквайринге продолжилась с участием представителей торговых площадок. Это как традиционные онлайн-игроки, так и компании, которые используют Сеть как дополнительный канал продаж.

Например, интернет-магазин торговой сети «Буквоеда» существует с 2010 года. Рост объема продаж через Интернет, по информации генерального директора компании Дениса Котова, составил 100% в 2015 году, а в 2016 пока — около 50%. В этом направлении «Буквоед» ищет новые решения, в том числе создает специализированную соцсеть, которая также будет работать с платежами. Однако в этом, довольно традиционном, бизнесе (имеется в виду продажа «бумажных» книг) есть свои нюансы: большинство товаров, заказанных онлайн, все-таки выкупается непосредственно в розничной сети. Если по обычному товарному эквайрингу доля платежей составляет сегодня около 40%, то по интернет-эквайрингу (подключен в «Буквоеде» с использованием платежного сервиса) — всего лишь менее 5%.

Денис Котов («Буквоед»), Сергей Кирпиченко (ВТБ24),  Михаил Дайхин (Ulmart), Александр Янкевич (spbIT.ru), Алексей Морозов («Мэлон Фэшн Груп»), Заур Бесолов («РФИ-Банк»)

В категории fashion развитие интернет-торговли затруднено тем, что покупка одежды связана с ее примеркой. Несмотря на это, компания «Мэлон Фэшн Груп» (бренды Zarina, Love Republic и Befree) три года назад запустила отдельный интернет-магазин для каждого бренда, а сегодня начинает их переформатировать, надеясь таким способом увеличить долю на рынке. «В общем товарообороте на них приходится небольшой процент, но мы делаем на них акцент в технологичном плане: развиваем систему лояльности, мобильные приложения, подключаем агрегаторов пластиковых карт», — комментирует руководитель управления ИТ «Мэлон Фэшн Груп» Алексей Морозов. Он отмечает также, что интернет-площадки компании пользуются услугами как банков, так и агрегаторов, причем в последнее время банки начали более активно предлагать свои услуги.

Вместе с тем, владельцы электронного бизнеса разного масштаба ждут от банков большего внимания и появления на рынке новых технологических решений, благодаря которым интеграция эквайринга станет более удобной и менее затратной. 

«Я бы сравнил интернет-эквайринг от банков с услугами магистрального телеком-провайдера: там что-то происходит, и без этого ничего не работает, но доносить это до потребителя — не их задача. Ulmart сегодня технологически и отчасти экономически не может себе позволить работать с банками напрямую. Для бизнеса это тяжело с точки зрения подключений, документации, особенности технической интеграции, нежелания банков адаптироваться под нужды конкретного партнера», — говорит руководитель программы проектов  «Цифровые товары и платежные сервисы» Ulmart, Михаил Дайхин. С точки зрения крупной торговой площадки, имеющей многочисленные потребности относительно процесса оплаты и схем интеграции, работать с «базовой» услугой банка гораздо сложнее, чем с агрегатором.

Те же проблемы существуют у продавцов в сегменте стартапов и SMB, которые, по мнению участников рынка, не могут с достаточным комфортом для себя запустить интернет-эквайринг. «Ключевой вопрос — степень заинтересованности для банков в работе с небольшими компаниями. — подтверждает генеральный директор «Корпорации Многомарт» Антон Иванов (категория food, служба доставки супермаркетов «Лэнд», «Лайм», «ЛеМуррр» — 100% электронный бизнес, работает с 2010 года). — Есть противоречие между тем, что делают банки, и тем, что на самом деле нужно стартапам. Им сложно стать большими, ускориться, интернет-магазину, с точки зрения интернет-эквайринга, не так легко запуститься».

В центре: Антон Иванов, «Корпорация Многомарт»

Заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра – вице-президент «Банка ВТБ» Руслан Ерёменко:
Следуя современным реалиям, представители бизнеса все чаще осуществляют безналичные расчеты со своими клиентами в сети Интернет. В свою очередь, Северо-Западный региональный центр банка ВТБ активно развивает направление интернет-эквайринга, обеспечивая качественный расчетный сервис для своих партнеров. В нашей эквайринговой сети среднемесячный оборот по данному направлению по итогам 8 месяцев 2016 года превысил 215 млн рублей. Его основной объем приходится на компании сферы туризма и развлекательных услуг, а также на предприятия торговли, которые используют в качестве каналов продаж собственные web-ресурсы.

В связи с высокой ценовой конкуренцией на онлайн-рынке, его участники ориентированы на минимизацию собственных расходов и повышение маржинальности бизнеса. Поэтому при выборе банка-эквайера размер комиссии, взимаемой за услугу интернет-эквайринга, часто является определяющим фактором. В то же время, для компаний важен вопрос безопасности расчетов, удобства обслуживания и качества сервисной поддержки. Наша задача — обеспечить для каждого клиента безопасный сервис и предложить оптимальные условия, сохранив при этом взаимную выгоду от сотрудничества. Возможный диапазон комиссионного вознаграждения определяется индивидуально с учетом множества факторов, таких, как вид бизнеса, среднемесячный оборот по картам, география плательщиков, средний чек и другие.

Мы ожидаем, что направление интернет-эквайринга будет динамично развиваться как за счёт роста успешных продаж у действующих игроков, так и за счет выхода на онлайн-рынок компаний из оффлайн сегмента. Мы готовы поддерживать развитие интернет-бизнеса наших корпоративных клиентов, предоставляя им все необходимые инструменты для приёма к оплате банковских карт.

В ответ на это представители банков заявляют о своей поддержке большого количества различных схем подключения к интернет-эквайрингу. «С точки зрения безопасности всегда существует некое балансирование между тем, чтобы максимально снизить порог вхождения или работать только с надежными, проверенными и перспективными клиентами. Второй аспект: технически многие интернет-магазины не готовы к прямому сотрудничеству с банками. Поэтому сегодня существует много технических и организационных вариантов», — объясняет ситуацию Сергей Кирпиченко.

Резюме: о перспективах

Среди технологических трендов ведущий круглого стола, главный редактор портала spbIT.ru Александр Янкевич отметил «умные платежи» (ведение профиля клиента, предложение удобного способа оплаты), интеграцию с другими платежными инструментами (получение счета и оплата по e-mail, SMS, в онлайн-чате и соцсетях), мобилизацию, связанную, в том числе, с распространением технологии NFC, а также менее знакомые: P2P, токенизацию (криптовалюта), работу с Marketplace, MDEX (новая технология Visa). Кроме того, заметным событием на рынке стало появление карты «Мир» («Национальная система платежных карт»). Повлияет на рынок, в случае его принятия, и предложение Минэкономразвития снять прямые ограничения на продажу ряда товаров: алкоголя и табака, лекарств, ювелирных изделий.

Участники круглого стола сошлись во мнении о том, что будущее электронных платежей за мобильными устройствами и соответствующими приложениями. «Люди всё больше уходят от персональных компьютеров, а в приложениях мы предоставляем удобные сервисы, позволяющие партнерам удерживать покупателей», — выражает общее мнение Елена Портняжкина.

Зато мнения о взрывном успехе предстоящего появления в России систем мобильных платежей Apple Pay и Samsung Pay разделились. Все банки заявляют о готовности своей инфраструктуры к запуску альтернативной системы. Однако кто-то считает, что данные сервисы появятся в арсенале некоторых банков уже к концу года и это очень сильно изменит картину отрасли. Другие же склонны давать более осторожные прогнозы. Это связано, во-первых, с тем, что смартфоны с поддержкой NFC всё еще остаются привилегией в основном жителей только крупных городов (где технология NFC, впрочем, уже используется). Во-вторых, по неофициальной информации, ожидается достаточно существенный запрос на торговую уступку со стороны Apple Pay, и организации не станут торопиться и рисковать первыми внедрять данный сервис.

 

 

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: платежные системы, финансы, электронная торговля, интернет-магазин, Северо-Западный банк Сбербанка, Альфа-Банк в Санкт-Петербурге, Сбербанк в Санкт-Петербурге