Что такое неблагонадежность и как с ней бороться. Рассказали резидентам «Технополис» опытные юристы

«Технополис Пулково» и Санкт-Петербургское представительство Финско-Российской торговой палаты (ФРТП) провели HR-семинар на тему «Благонадежность сотрудников. Порядок и способы возмещения убытков, причиненных недобросовестным работником». На встречу были приглашены специалисты по персоналу и руководители компаний-арендаторов БЦ «Технополис», а также представители компаний – членов ФРТП. В рамках встречи прозвучали два основных доклада, после каждого из которых спикеры отвечали на вопросы аудитории.

Тематические семинары «Технополис» проводит с целью повышения эффективности деловых встреч компаний из разных сфер бизнеса. Это могут быть как встречи с небольшим количеством участников, так и организация прямой трансляции – Nordic Business Forum. Мероприятия такого формата традиционно проводятся совместно с партнером «Технополис» по бизнесу.

Зарегистрированная ассоциация Финско-Российская торговая палата (ФРТП) – один из партнеров технопарка («Технополис» является одним из членов данной ассоциации). Напомним, что ФТРП - некоммерческая организация, объединяющая как финских, так и российских членов. ФРТП работает в Финляндии и России: головной офис находится в Хельсинки, представительства – в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. ФРТП помогает финским компаниям развивать международный бизнес с Россией, а также стремится содействовать расширению возможностей российских компаний в  поиске финских партнеров и возможностей для бизнеса. Знакомясь с участниками встречи в технопарке, представители ФТРП сообщили, что HR-Клуб – одно из членских мероприятий ассоциации, которое проходит в ФРТП ежемесячно, а иногда, как в данном случае – на выезде.

 

Что такое неблагонадежность и как с ней бороться. Рассказали резидентам «Технополис» опытные юристы

 

В программе встречи HR-Клуба, которую «Технополис» и ФРТП провели 23 марта, прозвучали два основных выступления. Их подготовили для резидентов БЦ «Технополис» специалисты компаний Coleman Services и «ДИ СИ ОУ», которые, кстати, тоже являются членами ФРТП.

Сначала на тему благонадежности и неблагонадежности сотрудников с аудиторией говорила Ольга Енютина из компании Coleman Services. По ее определению, неблагонадежность – это потенциальная способность сотрудника совершать неблаговидные поступки, нарушающие корпоративные ценности. Данное явление - не только российское, оно носит общемировой характер. В России чаще всего неблагонадежность проявляется как мошенничество в сфере товаров и услуг, либо взяточничество. Согласно исследованиям, в 2014 году 60 % опрошенных компаний сталкивались с этим явлением среди своих сотрудников, а в 2016 году этот показатель стал ниже на 12 %, причиной чему послужила кадровая политика, введение кодекса этики и проведение аудитов.

 

Что такое неблагонадежность и как с ней бороться. Рассказали резидентам «Технополис» опытные юристы

 

Ольга Енютина привела ассоциацию: благонадежность это бассейн, построенный из кирпича общечеловеческих ценностей, скрепленных цементом стремления эти нормы и ценности соблюдать. Вода в этом бассейне - символ внешних и внутренних причин, окружения сотрудника, которые могут разрушить бассейн. Роль HR – это роль смотрителя бассейна, который наблюдает за «уровнем воды».

Согласно исследованиям, только 10 % сотрудников не будут совершать неблагонадежных поступков ни при каких условиях. 80 % поведут себя неблагонадежно в том случае, если окружающая среда это позволит. Потому что для большей части сотрудников неблагонадежные поступки это не просто способ наживы, а способ самореализации. Наиболее часто неблагонадежность заключается в хищении расходных материалов и другого сырья, исполнения заказов компании частным образом, «откатах» и передаче клиентской базы за вознаграждение. Среднестатистические портрет неблагонадежного сотрудника - мужчина 30-40 лет, со стажем работы 3-5 лет (в этот «критический промежуток» работник уже впитал все знания и осведомлен о слабых местах компании), в должности менеджера младшего или среднего звена.

 

Что такое неблагонадежность и как с ней бороться. Рассказали резидентам «Технополис» опытные юристы

 

Спикер отмечает, что у сотрудника, замеченного в неблагонадежности, остается немало шансов остаться в компании, а если его и увольняют, то другие участники рынка потом в большинстве случаев не могут получить информацию о причинах поиска таким специалистом нового места работы. Чтобы в штат компании не проник неблагонадежный человек, Ольга Енютина советует, прежде всего, вести жесткую кадровую политику, проверять каждого потенциального сотрудника «на входе», подтверждать правдивость указанных соискателем сведений, в том числе при помощи рекомендаций, мониторинга соцсетей и заполнения личностных опросников.

Ольга Енютина настоятельно рекомендует: тех, кто замечен в неблагонадежности, надо увольнять, благо, предлог для увольнения найти всегда можно. Системы контроля доступа и видеонаблюдения, CRM-системы – это те инструменты, которые помогают контролировать штат. К тому же важно заблаговременно выявить зону риска и понять, что можно сделать, чтобы предотвратить хищения.

Далее о способах возмещения убытков с недобросовестных работников предприятия рассказали представители международной юридической компании «ДИ СИ ОУ» – адвокат Василий Давыдов и арбитражный управляющий Никита Голощапов. Они затронули такие важные для любого работодателя моменты, как основания возникновения ответственности работников перед компанией и ее учредителями за нанесение убытков, различные категории работников и их правовой статус, условия привлечения работников к ответственности, порядок и способы возмещения убытков с работников различных категорий и их практическая реализация.

В частности, Никита Голощапов сообщил, что, по общему правилу, работники несут только ограниченную материальную ответственность в пределах среднемесячного заработка за последние 12 месяцев. Возмещению подлежит только прямой материальный ущерб (то есть, например, стоимость утраченного ноутбука, а не цена этой потери с точки зрения бизнеса). Размер взыскания может быть снижен судом, учитывая материальное положение работника, а может случиться и так, что суд откажет в привлечении подсудимого к ответственности. Другая категория, работники с полной материальной ответственностью - это ограниченный круг лиц, они занимают определенную должность, выполняют определенный перечень работ, им должно быть больше 18 лет, соглашение о материальной ответственности заключается с ними при приеме на должность.

Есть также случаи, когда полную ответственность несут любые категории сотрудников – это касается, например, умышленного причинения вреда и разглашения коммерческой тайны. Процедура, которая позволяет привлечь по последнему пункту, очень сложная, и все же сотрудники компании должны чувствовать, что разглашение секретной информации никому не сойдет с рук.

Другая ситуация – причинение ущерба в случае обстоятельств непреодолимой силы, когда иначе последовал бы ущерб в гораздо большей степени (если, например, тот же ноутбук послужил средством защиты от грабителя). Или если работодатель сам не обеспечил сохранности ресурсов (например, строительный раствор застыл под дождем). В таких случаях нанесший ущерб специалист не несет ответственности, факт его невиновности может быть подтвержден, например, видеозаписью происшествия.

Если работник среднего звена вряд ли причинит большие убытки, после которых существование компании окажется под угрозой, то неблагонадежному руководителю это под силу. Такие лица несут ответственность согласно не только причиненному ущербу, но и полученной ими выгоде. Кстати, взысканные деньги поступают на счет компании, даже если с иском обращается физическое лицо, например, акционер.

Василий Давыдов добавил, что сложнее для юристов бывает доказать противоправные действия. Например, директор, действуя от имени компании, имеет право подписывать любые сделки, даже невыгодные. Но у директора есть обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах общества, и иногда весьма сложно (например, в случае подписания невыгодной сделки) доказать факт недобросовестности или неразумности.

Спикеры выразили готовность сотрудничать с участниками Клуба и в любой ситуации помогать советами, основанными на собственной практике. Завершилось мероприятие небольшой экскурсией по «Технополис Пулково».

Рубрики: Маркетинг, Кадры

Ключевые слова: семинар, кадры, Технополис, Technopolis