Напомним, что подобное исследование впервые было проведено «Билайн» по результатам третьего квартала 2006 года (см. выпуск новостей от 18 апреля 2007 г.). Структура и методика исследования остались такими же: в опросах участвовали абоненты «МегаФон Северо-Запад», «Билайн», МТС и Tele2 в Петербурге и Ленинградской области, подключившиеся в период с октября по декабрь и с января по март включительно (четвертый квартал 2006 года и первый квартал 2007 года соответственно) и лично пользующиеся SIM-картой. Исследования проводились с помощью телефонных интервью. Для их проведения была сделана случайная выборка 500 абонентов каждого из операторов. Причем, выборка проводилась без учета доли операторов на рынке. Изменились сроки сбора информации: по итогам четвертого квартала опрос проводился с 10 февраля по 20 февраля 2007 года, а по итогам первого квартала 2007 года – с 18 по 23 апреля 2007 года. Как пояснили представители «Билайн», уменьшение сроков исследования обусловлено тем, что методика и сбора информации, и ее анализа уже отработана.
Как и в первом исследовании, в данном случае все новые абоненты были разделены на три категории: переподключившиеся, спиннеры (абоненты меняющие операторов) и так называемые «новички». К последним относятся как те, кто вообще впервые стал пользоваться сотовой связью, так и те, кто не подключался к какому-либо оператору в данном регионе.
По данным исследования, объем рынка подключений Петербурга и Ленинградской области в четвертом квартале 2006 года составил 1 млн. стартовых контрактов, а в первом квартале 2007 года – более 800 тыс. Некоторый спад, по словам регионального директора Северо-Западного региона «Билайн» Андрея Елисеева, объясняется сезонным всплеском в предновогодний период, а также традиционным весенним спадом покупательской активности. Что касается продаж каждого из операторов за этот период, то, согласно исследованию, продажи МТС сохранялись на уровне 60-80 тыс. подключений в месяц, у всех же остальных GSM-операторов количество продаж по месяцам более дифференцировано. У всех троих максимум продаж пришелся на декабрь 2006 года и составил более 100 тыс. подключений. Минимум также связан с сезонными изменениями и приходится в основном на февраль – март. При этом спад продаж у Tele2 оказался более значительным по сравнению с тем же показателем у «МегаФон» и «Билайн».
Показатели подключений «новичков» согласно исследованиям показывают такие результаты: в четвертом квартале 2006 года лидером стал «МегаФон» (около 70 тыс. подключений), на втором месте – Tele2 (несколько менее 60 тыс.). Показатель «Билайн» - более 40 тыс., МТС – менее 30 тыс. Как отметил директор петербургского филиала «ВымпелКом» Андрей Анисимов, такая ситуация объясняется активизацией «МегаФон» в предновогодний период. Однако в первом квартале 2007 года ситуация изменилась кардинальным образом. «МегаФон» (около 40 тыс.) и Tele2 (менее 30 тыс.) потеряли свои лидирующие позиции, причем Tele2 оказался на последнем месте по подключениям в этом сегменте. И «Билайн», и МТС несколько улучшили свои позиции, причем, первый из них тал лидером – более 40 тыс. и более 30 тыс. соответственно.
Таким образом, лидером по доле подключения «новичков» в первом квартале 2007 года стал «Билайн» - 29 %. На втором месте – МТС – 28 %, на третьем – «МегаФон» с 23 %, а на четвертом – Tele2, 20 %. По сравнению с третьим кварталом изменились показатели в разделе исследования, который касается причин того, за что именно был выбран абонентом тот или иной оператор. Так, лидер по показателю «зона покрытия и качество связи» сменился: им стал «МегаФон» с 39 %, что значительно выше, чем у других операторов (МТС – 17 %, «Билайн» - 16.5, Tele2 – 3 %). Однако, как отметил Андрей Анисимов, для «Билайн» такой показатель является положительным, т.к. согласно данным за третий квартал он был меньше. Представители «Билайн» отметили, что данный показатель отражает активизацию оператора в области информирования абонентов об улучшении качества связи и зоны покрытия, в частности – в области.
Tele2 сохранил лидерство по доле абонентов, подключившихся по причине наиболее выгодных условий – 42 %. Отрыв от других операторов по этому показателю у Tele2 остался достаточно значительным: показатель МТС – 19 %, «Билайн» - 18 %, а наименьшее значение условия оказали влияние на выбор абонентов в пользу «МегаФон» - 8 %. Отметим, что данный показатель «Билайн» заметно снизился: ранее он составлял более 30 %, зато этот оператор стал лидером по показателю «Окружение» - 38 %. Специальные акции повлияли на выбор 28 % абонентов Tele2 и 23 % - МТС. Лидером по показателю «совет консультанта» стал «Билайн», однако отрыв от других игроков рынка незначителен, а кроме того, в соотношении с другими показателями доля этого сравнительно мала – 10 %.
В распределении подключений в сегменте дополнительных SIM-карт лидером остается Tele2: около 58 тыс. и 52 тыс. соответственно периодам исследования. Рост по этому показателю демонстрирует «Билайн»: если в четвертом квартале 2006 года он составил около 35 тыс., то в первом квартале 2007 – около 43 тыс. У всех остальных операторов в этом сегменте уровень подключений снижается.
Что касается долей операторов в сегменте переподключений, то в отличие от первого исследования все игроки продемонстрировали положительные показатели. Лидером за период исследования оказался «Билайн» (более 100 тыс. и около 90 тыс. соответственно периодам, 36 %), менее всего «переподключившихся» в четвертом квартале 2006 года оказалось у сети МТС, в первом квартале 2007 года антилидером стал «МегаФон». Интересно, что для «переподключившихся» к сети «Билайн» наиболее значимым также оказался показатель «окружение» (36 %).
Основные выводы, сделанные оператором, таковы: объем рынка новых подключений («новички») в первом квартале 2007 года снизился по сравнению с 4 кварталом. 2006 года. «Билайн лидирует по количеству новых подключений в 1 квартале 2007 года, основные причины подключений к «Билайн» - влияние окружения (38 %), выгодные ценовые предложения (18 %) , а кроме того, впервые «качество связи» является значимым фактором выбора.
Как отметили представители руководства «Билайн», результаты исследования повлияют на то, как будет в дальнейшем осуществляться маркетинговая политика оператора. В частности, в будущем планируется продолжать политику позиционирования «Билайн» как оператора, предоставляющего качественные услуги связи в сети значительной зоны охвата.