Одной из основных заявленных тем круглого стола «Проблемы образования и подготовка кадрового резерва инновационной экономики России» было обсуждение подготовки кадрового национального резерва России, обладающего гармоничным набором знаний и навыков, актуальных для экономики 21 века. В задачи круглого стола также входило обсуждение развития и модернизации учебных программ, образовательных методик, факультативных занятий - как в средней, так и в высшей школе.
Заседание проходило в стенах РГПУ им. Герцена. Педагогический вуз является одним из первых партнёров компании Intel в Петербурге в рамках программы «Обучение для будущего» и с 2002 года поддерживает тесную связь с американской корпорацией. Заседание открыл директор корпорации Intel в РФ по связям с общественностью Евгений Закаблуковский: «Задача построения экономики – одна из первоочередных для России. К решению этого вопроса привлечены органы власти, наука и образование, а также представители крупной высокотехнологичной индустрии».
По мнению начальника отдела модернизации образования Леонида Илюшина, проблема нехватки квалифицированных специалистов с позиции комитета по образованию как органа, курирующего политику в этой области, заключается в необходимости качественных изменений в содержании и форме в соответствии с требованиями времени. Необходимость соотнесения информационных технологий и системы образования определяется современным технологическим прогрессом. Для решения этой проблемы был запущен один из пяти национальных проектов «Образование» - «Информатизация», единственный проект с использованием регионального софинансирования.
Ещё одной проблемой, по словам Леонида Илюшина, является то, что абсолютное большинство педагогов воспитывалось в старой парадигме образования. Именно поэтому большую значимость приобретают различные дополнительные методики, курсы повышения квалификации и пр., в основе которых заложено использование информационных технологий.
Как отметила консультант кадрового агентства «AVANTA Personnel» Наталья Числер, у большинства вузов отсутствует надлежащая материальная база для обеспечения студентов всеми необходимыми знаниями и навыками, и они вынуждены заниматься самообразованием уже будучи принятыми в ту или иную компанию. «Отчасти острую нехватку определённых умений и навыков у работника компенсируют различные тренинговые центры и собственные учебные заведения при некоторых компаниях. Но это требует больших материальных затрат, что под силу только крупным корпорациям», - отметила менеджер по корпоративным связям отдела развития Европейского университета в Санкт-Петербурге Алла Самолётова.
По оценке декана факультета информационных технологий и программирования СПбГУ ИТМО Владимира Парфенова, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге присутствует около 400 ИТ-компаний и 20 тыс. разработчиков. Плановое развитие ИТ-сферы подразумевает ежегодный численный рост этих показателей на 10-15 %, что составляет от 2 до 3 тыс. новых специалистов, в то время как общее число программистов, подготовкой которых занимается только 5 основных технических вузов, не превышает 300.
Для разрешения вопроса о нехватке кадрового резерва в ИТ-сфере уже приняты некоторые меры. В частности, ведётся учёт и курирование всех студентов и школьников, сумевших проявить свои способности на различных конкурсах и олимпиадах. Также в Петербурге заявлена программа по выявлению 2-3 тыс. наиболее талантливых школьников с целью курирования их на протяжении 1-3 курсов обучения в вузе и предоставления дополнительных бесплатных программ образования.
Политика компании Intel в сфере образования определяется несколькими тезисами, которые озвучил вице-президент Intel Уилл Своуп: «Инвестируя средства в обучение, мы способствуем развитию точных и естественных наук. Благодаря этому становится возможным разрешение вопросов, с которыми сталкивается современное общество». По словам Уилла Своупа, компанией Intel внимание акцентируется в основном на преподавателях среднего и высшего звена, поскольку через них можно воздействовать на более широкий круг школьников и студентов.
Среди поставленных перед участниками круглого стола задач была заявлена организация целевых рабочих групп с участием Правительства Санкт-Петербурга, Федерального Агентства по образованию, представителей ИТ-индустрии и организаций, работающих по федеральным проектам, для дальнейшего сотрудничества. Однако это инициатива не получила своего развития на официальной части конференции, поскольку представители органов власти по тем или иным причинам не смогли участвовать в заключительной дискуссии.
Интересно, что несколько ранее, 4 июня 2007 года, в Петербурге состоялся еще одно мероприятие, темой которого, в частности, также стали проблемы ИТ-обучения, однако в центре внимания здесь было школьное образование. Участниками круглого стола «Городское педагогическое собрание – за свободное ПО в школах» было отмечено, что использование в школах только программного обеспечения компании Microsoft значительно ограничивает возможности школьного образования. В качестве альтернативы предлагаются продукты Open Source. Специалисты уверены, что при закупке прикладных программ для школ важно требовать многоплатформенности, то есть возможности использования ПО хотя бы под двумя ОС – Linux и Windows, что позволит еще и избежать зависимости от монопольного поставщика.
Ведущий специалист комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Игорь Базлов рассказал, что в Северной столице недавно прошли специальные информационно-обучающие семинары, после участия в которых ряд петербургских школ выразил заинтересованность в переходе на Linux. Осенью этого года на базе таких школ будут созданы экспериментальные площадки, где будет внедряться Linux. Если опыт даст положительные результаты, комитет будет рекомендовать ПО для внедрения во всех школах.
Участники круглого стола отметили, что учащиеся и учителя должны иметь альтернативные способы изучения IT-технологий, овладевать знаниями о разных программных продуктах и операционных системах, что практически на данный момент не реализовано. Кроме того, развитию процесса перехода на продукты Open Source препятствует еще и то, что в административных целях в школах также используется ПО Microsoft, а внедрять две системы вряд ли целесообразно. Несмотря на это, генеральный директор компании «Линукс Инк» Леонид Сомс пообещал, что к новому учебному году каждая школа получит лицензионный дистрибутив собственной разработки компании – Scientific Linux.
Как пояснили участники круглого стола, на данный момент ПО Linux по многим аспектам совместимо с ПО Windows. Кроме того, создано много различных обучающих программ. В частности, в журнале Linux-Format появился раздел, посвященный именно обучающим ресурсам и ПО.