Напомним, что о запуске данного сервиса Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» (тогда еще «Северо-Западный GSM») объявил в начале 2002 года. Ее суть в том, что рассылка рекламных SMS-сообщений осуществляется по базе клиентов, которые добровольно подключились к «Мобильной рекламе». При этом абонент мог выбирать из двух различных основных типов – для мужчин и для женщин, для каждого из которых доступно около 10 тематических каналов – «Рестораны, «Магазины», «Туризм», «Спорт», «Автомобили» и т.д. Стоит отметить, что тогда и сейчас услуга доступна для владельцев "прямых" и федеральных номеров, за исключением абонентов "Лайт". Сам оператор не является продавцом данного сервиса, за поиск клиентов отвечали ее партнеры – рекламные агентства «Корпорация Мега-трейд» из Петербурга и "Маркеттелеком" из Калининграда.
На первом этапе пользователям предоставлялась скидка на стоимость всех услуг в размере $0,02 за каждое рекламное SMS-сообщение. Через год после запуска сервиса количество подписчиков составило более 54 тыс. человек, самым популярным тематическим каналом был "Развлечения и отдых". После запуска услуги провели первые рассылки. Рекламодателями в Петербурге стали такие компании, как спортивный клуб "Гиперсквош", развлекательный центр «Акватория», инвестиционная компания "Вэб-инвест.ru", клиника «Меди», Служба такси 064, Сбербанк РФ.
Однако через некоторое время количество заказчиков сошло на нет, и «Мега-трейд» расформировал соответствующий отдел. Тем не менее договор между компанией и сотовым оператором не закрывался, а количество подписчиков на эту услуг росло – дело в том, что подключение на нее можно производить при заключении договора с абонентом. Кроме того, продолжало работать несколько интернет-сайтов, которые продвигали эту услугу. На данный момент, как сообщил менеджер направления компании «Мега-трейд» Андрей Будзинский, услуга «Мобильная реклама» насчитывает около 270 тыс. абонентов, при этом 210 тыс. из них это мужчины и около 60 тыс. – женщины. Наиболее популярные каналы у мужской рассылки – «Товары и услуги» (около 60 тыс.), «Развлечения и отдых» (около 20 тыс.), далее идут «Автомобили», «Спорт, «Магазины» с практически одинаковым количеством подписчиков – около 16 тыс. У женской аудитории явных предпочтений нет.
На днях «Мега-трейд» возобновил эту услугу. Первую рекламную рассылку после практически двухлетнего перерыва заказала компания Minir.ru, которая предоставляет услуги знакомств на основе своего голосового портала. Как сообщил представитель этой фирмы, откликом они остались довольны, и в ближайшее время планируют сделать еще одну рассылку. Кроме того, «Мега-трейд» приступил к набору партнерской базы, и первой такой компанией стало агентство «Реклама без границ», которое и заключило договор с Minir.ru. Как рассказал генеральный директор «Рекламы без границ» Игорь Кузнецов, в ближайшее время компания планирует заключить еще несколько договоров, в основном с фирмами, продвигающими дополнительные услуги в сетях мобильных операторов. «Это наиболее близкий к нам сегмент, и им не надо пояснять, что такое SMS-реклама, и какими возможностями она обладает. Основной причиной провала несколько лет назад было непонимание клиентами ее возможностей. Сейчас такого неприятия уже нет, и мы надеемся, что такой услугой заинтересуются и потребительские бренды, тем более что они сейчас активно используют приемы SMS-маркетинга», – прокомментировал Игорь Кузнецов.
Информацию о возобновлении подтвердили и в пресс-службе Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон». «Договор с компанией «Мега-трейд» никогда не закрывался, однако в течение долгого времени никаких рассылок не производилось», - сообщили в ней. По словам ее представителей, «МегаФон» планирует активизироваться в этой сфере после полного завершения отладки новой биллинговой системы. Напомним, что недавно Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» приступил к ее смене (см. выпуск новостей от 5 апреля 2005). После модернизации в рамках «Мобильной рекламы» станет доступен ряд дополнительных услуг, например, абоненту можно будет делать специальную рассылку ко дню его рождения.
Тем временем другие местные GSM-операторы не планируют вводить аналогичные услуги. В частности, как прокомментировали в местном филиале компании «Билайн», компания использует SMS-рассылки исключительно для продвижения своих услуг, и в исключительных случаях – сервисов своих партнеров – контент-провайдеров. Таких же правил придерживаются и в МТС Северо-Запад.
Как отметил Андрей Будзинский, большой поток обращений идет от московских потенциальных заказчиков. По словам советника генерального директора компании «МегаФон-Москва» Романа Проколова, компания пока не предлагает такие услуги. Единственным исключением является серия тарифов Fashion, которая ориентирована на представителей модной тусовки – в них реализована возможность рассылки SMS-объявлений, включая и рекламные. «Возможно, после более подробного изучения этого вопроса, мы запустим такую услугу в больших масштабах. Но это вопрос не ближайшего времени», - добавил Роман Проколов.
По данным spbIT.ru, опыт «МегаФона» в 2002 году не стал первым для России – четыре года назад эксперимент по рассылке рекламных SMS-сообщений проводила компания «Байкалвестком». Это была разовая акция по рекламе мебельного салона, при этом рассылка делалась по всей абонентской базе, и никаких бонусов подписчикам не предоставлялось. В сентябре прошлого года аналогичную услугу запустил новосибирский филиал оператора "Мобильные ТелеСистемы" – совместно с контент-провайдером "Сибиус". В качестве бонусов были предложены скидки на посещение развлекательных заведений. На первом этапе количество новосибирских абонентов МТС, желающих получать SMS-рекламу, достигло почти тысячи человек, в дальнейшем это число увеличилось в несколько раз. Однако, как прокомментировал директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов, данная акция осталась в рамках эксперимента, и его распространение на другие регионы пока не планируется. Тем не менее, как отметила аналитик агентства iKS-Consulting Оксана Панкратова, перспективы у таких услуг в России есть. «Для компаний-рекламодателей это хороший шанс продвинуть свои товары и услуги, т.к. они получают доступ сразу к огромному количеству человек. Абоненты тоже не остаются внакладе, т.к. им предоставляются бонусы. По моему мнению, каждый оператор хоть раз задумывался о рекламе других компаний, но их останавливает только два вопроса - юридический и боязнь потерять лояльность абонента. Но как раз в случае с Северо-Западным «МегаФоном» они решаются», - отметила она.