ОАО «Звезда-Энергетика» реализует комплексные решения «под ключ» в области энергообеспечения с мощностями до 200 МВт. В сферу деятельности компании входит полный цикл услуг от проектирования и производства контейнерных и стационарных, дизельных, газопоршневых и газотурбинных электростанций до их строительства и сервисного сопровождения на объекте заказчика. Компания была создана в 2001 году и за 6 лет своего существования реализовала более 450 проектов на базе дизельных и газопоршневых агрегатов. Сейчас в штате компании более 570 специалистов, из них 330 сотрудников ИТР. «Звезда-Энергетика» располагает 10 тыс. кв. м производственных и 2 тыс. кв. м офисных площадей, расположенных на территории «Кировского завода», представительством в Москве, а также региональным сервисным центром в Сургуте.
На первоначальном этапе с момента основания «Звезда-Энергетика» в большей степени специализировалась на инжиниринговых разработках и на реализации финансовых схем, размещая производство на аутсорсинге и с последующей реализацией готовой продукции. В 2003 году ею была поглощена компания «Петромодуль», и с этим в распоряжении «Звезда-Энергетика» появилась собственная производственная база. На тот момент с точки зрения автоматизации охваченными были управленческий и бухгалтерский учет компании на платформе «1С:7.7» и были фактически изолированы друг от друга. Параллельно с этим велись собственные разработки системы складской логистики на базе ПО Lotus/Domino. Рост бизнеса компании, однако, требовал создания единой интегрированной информационной среды, охватывающей все области бизнес-деятельности.
Интенсивное развитие корпоративной информационной системы (КИС) предприятия началось с начала 2004 года, когда была выработана ИТ-стратегия, учитывающая все аспекты дальнейшего развития компании и ее организационной специфики. Основная идея – использование откатанных и хорошо зарекомендовавших себя коммерческих программных решений в составе КИС, функционирующих на базе надежных brandname технологических и технических платформ.
В качестве приоритетных процессов верхнего уровня, подлежащих комплексной автоматизации на первоочередном этапе были выделены: оперативный контур – внешняя логистика и МТС, внутренняя логистика и склад, продажи и как процесс верхнего уровня управления – бюджетирование, экономика и финансы (управленческий контур). Работы по автоматизации данных областей были объединены в один проект, подразумевающий аутсорсинговое внедрение с тесным участием своих внутренних специалистов. В качестве программных решений были выбраны «1С: Управление Торговлей 8.0» для охвата оперативного контура и «Инталев: Корпоративные Финансы 2004» - для управленческого. В качестве обязательного условия внедрения была интеграция на уровне документов и справочников управленческого контура и существующего бухгалтерского с оперативным, который по идеологии является первоисточником учетной информации. Проект был завершен в начале 2005 года, в нем приняли участие специалисты компании-интегратора «Диалог ИТ». Примерно еще полгода потребовалось для того, чтобы внедренное решение было нивелировано на практике и перешло в режим стабильного функционирования. В настоящее время с системой работают порядка 80-100 активныхпользователей.
Следующим важным этапом развития корпоративной информационной системы в период роста компании стала автоматизация проектного управления с возможностью контроля не только сроков исполнения работ и загрузки человеческих ресурсов, но и бюджетов по каждому из проектов без необходимости работы управляющего проектом еще и в автоматизированной системе бюджетного управления. Специфика деятельности компании такова, что каждый из выполняемых заказов по выпуску малой электростанции обладает определенной степенью уникальности, отвечающей индивидуальным требованиям каждого заказчика, например, по климатическому или конструктивному исполнению. Т.о., производство каждого изделия от момента его проектирования до производства и реализации представляет собой отдельный проект, требующий серьезных собственных финансовых вложений, временных и трудозатрат. Здесь промахи на любой стадии чреваты для компании большими рисками невыполнения обязательств перед заказчиком.
В результате в компании «Звезда-Энергетика» была внедрена корпоративная система управления проектами (EPM) на платформе MS Project 2003, а также реализована ее интеграция с системой управленческого учета как по CashFlow, так и по возможности формирования плановых сценариев бюджетов проектов непосредственно в «Инталев: КФ» на основе данных из проектной среды. На момент выбора решения «Звезда-Энергетика» также рассматривала и вариант системы «Primavera». Окончательно предпочтение было отдано в пользу решения Microsoft, при этом определяющим фактором стала даже не совокупная стоимость владения системой, а наличие уже накопленных серьезных компетенций собственных управляющих проектами работы в среде MSP. Базовый функционал Project позволил автоматизировать до 70-80 % типовых задач проектного управления. В этом проекте в качестве внедренца выступила петербургская компания «Поликом Про». В конце 2006 года система была внедрена и запущена в промышленную эксплуатацию.
Сейчас «Звезда-Энергетика» реализует проект создания системы организационного электронного документооборота на базе ПО CompanyMedia 3.2 от компании «ИнтерТраст». В промышленной эксплуатации уже находятся подсистемы: согласования договоров, управления организационно-распорядительными документами, регистрации входящих и исходящих документов в полной интеграции с факс-серверным ПО, система ввода и контроля исполнения поручений. Из открытых остается только вопрос запуска подсистемы служебной переписки, которая фактически должна будет охватить все существующие автоматизированные рабочие места в компании. Решение CompanyMedia было выбрано из соображений совместимости с платформой Lotus Domino от IBM, которая является для компании корпоративным стандартом в части передачи электронной почты (lotus Notes) и обмена он-лайн сообщениями (SameTime). Внедрение осуществляется усилиями собственных специалистов Департамента ИТ. «ИнтерТраст» в данном проекте выступает только как поставщик лицензий на ПО.
Что касается других элементов ИТ-инфраструктуры компании, обеспечивающих надежность функционирования прикладных подсистем, то компанией с 2004 года был осуществлен переход на использование исключительно brandname оборудования, имеющего расширенную гарантию, в том числе с возможностями онсайт замены. Стандартом для серверного парка является техника HP и в последнее время IBM), стандартом для конечных пользовательских мест – Aquarius. Гарантией возможности восстановления информации после серьезных сбоев является также внедренная система резервного копирования, офлайн хранения и восстановления данных с применением ленточных библиотек IBM. В части телекоммуникаций в компании развернута сквозная для всех площадок система цифровой внутрикорпоративной телефонной связи, а также система корпоративной видеоконференцсвязи с Московским представительством компании, Все эти сервисы на нижнем уровне обеспечены современной сетевой инфраструктурой передачи данных, системой информационной безопасности и антивирусной защиты.. В ближайших перспективах рассматриваются варианты развития Центра обработки данных путем создания выделенной системы хранения данных с подключением в SAN.
Некоторые перспективы и особенности автоматизации компании пояснил в блиц-интервью spbIT.ru директор департамента ИТ ОАО «Звезда-Энергетика» Игорь Суслов.
- Игорь, раскройте, пожалуйста, ближайшие планы по дальнейшей автоматизации компании.
Сейчас фактически завершена подготовительная работа по запуску на внедрение корпоративной системы управления инженерными данными класса PDM (Product Data Management), которая позволит организовать эффективное взаимодействие конструкторов, проектировщиков и технологов в рамках единой информационной системы. Пока вся техническая информация об изделии вводится в учетную систему вручную. Задача проекта состоит еще и в тесной интеграции PDM-системы с оперативным контуром на уровне данных об изделии, что позволит более гибко и эффективно управлять закупками, производством, а в конечном итоге и себестоимостью продукции. Именно реализовав данную возможность, также в ближайших планах компании перевод системы оперативного учета на платформу «1С: Управление производственным предприятием» версии 8.0, что позволит значительно расширить функционал системы именно в производственной части, которая является основным потребителем информации об изделии.
- Вы возглавляете департамент ИТ компании на протяжении трех лет, как активная автоматизация компании сказалась на его развитии?
Три года назад ИТ-служба компании состояла из 6 человек, часть которых занималась разработками в среде Lotus, а часть оказывала техническую поддержку. В 2005 году отдел информационных технологий был реорганизован в соответствующий департамент, состоящий на данный момент из двух отделов (инфраструктуры и прикладного ПО). И хотя численность сотрудников осталась прежней, это позволило перераспределить области функциональной ответственности и обеспечить квалифицированную поддержку и развитие всех используемых на данный момент в компании информационных подсистем, помимо Lotus-ориентированных. С 2004 года нами внедрена система сервисной поддержки, охватывающая области управления инцидентами, проблемами и конфигурациями и базируется на собственных разработках на платформе Lotus/Domino. Данная система, главным образом, сделала прозрачной для других бизнес-единиц деятельность ИТ-подразделения. Например, любая заявка в системе от конечного пользователя, будь то на приобретение дополнительного оборудования или устранение проблемы, дает полную обратную связь по ее состоянию, срокам исполнения и ответственным исполнителям. Эта же система позволяет эффективно анализировать оперативно-тактическую деятельность ИТ-службы и с высокой степенью точности планировать ИТ-бюджет, обоснованный потребностями в оборудовании и ПО, отраженными в заявках конечных пользователей.
- И последнее: вашей компанией используется целый ряд прикладных систем для различных участков деятельности. В вопросах автоматизации компании вы не придерживаетесь внедрения единой многофункциональной системы от одного вендора?
Идея бесшовной интеграции между различными системами от разных производителей является сейчас одной из основных на рынке информационных систем и поддерживается всеми мировыми брендами, такими как Oracle и SAP. Для компаний среднего и малого бизнеса полномасштабное внедрение крупных ERP-решений пока не только не представляется необходимым, но и не является рентабельным. На уровне таких компаний соотношение цена/качество программного продукта остается одним из ключевых факторов при его выборе. При использовании нескольких продуктов важно соблюдать одно условие: единожды введенные в систему данные должны использоваться несколько раз и при этом не искажаться, целостность информации должна быть обеспечена на всех участках. Например, информация о контрагенте гарантированно должна быть идентичной во всех подсистемах (фискальная, управленческая, оперативная). Именно поэтому очень серьезное значение при внедрении новых систем следует уделять вопросам ее интеграции в уже существующую КИС.