BlackBerry прорвался в Россию

В ближайшее время сразу два оператора из «большой тройки» - МТС и «Билайн» - начнут продажи BlackBerry – мобильных терминалов, чьей функциональной особенностью, принесшей им успех на западных рынках, является наличие электронной почты, работающей в push-режиме. Третий крупный игрок, «МегаФон», сделал ставку на другой продукт – этот оператор намерен развивать альтернативный сервис MegaSync, который был запущен им в Москве в начале этого месяца.

Напомним, что BlackBerry (букв. перевод «ежевика») – это мобильное устройство, обладающее функциями мобильного телефона, почтового клиента (технология push e-mail), веб-браузера и другими функциями беспроводной связи. Устройство разработано канадской компанией Research In Motion (RIM), изначально позиционировавшей его как удобный инструмент для работы с электронной почтой. Впервые устройство BlackBerry было представлено в 1999 году (на первом этапе оно не обладало функциями мобильной голосовой связи и являлось по сути пейджером с функциями приема электронной почты). В лидеры рынка BlackBerry вышел в 2004 году, когда продажа устройства выросла на 75 % за год, а рыночная доля увеличилась с 14,8 % в 2003 году до 20,8 %. Сейчас в мире более 8 млн пользователей BlackBerry, притом что в мае 2005-го их было 3 млн. Услуги BlackBerry предоставляются абонентам 70 операторов более чем в 30 странах мира. Сейчас BlackBerry по сути представляет собой КПК с микроклавиатурой, наделенный функциями персонального информационного менеджера и оптимизированный для мобильной работы с электронной почтой. На сегодняшний день RIM – единственная компания, которой в полной мере удалось реализовать метод принудительной синхронизации для мобильной электронной почты, что означает возможность работы с ней в режиме реального времени (push-технология, когда почта «скачивается» постоянно, и корреспонденция поступает на устройство немедленно, как только появляется на сервере).

Российские сотовые игроки присматриваются к этому сервису уже несколько лет – переговоры с RIM начались еще три года назад. Основным препятствием на пути проникновения BlackBerry на российский рынок стала необходимость сертификации устройств со стороны российских государственных структур. Эти коммуникаторы популярны в США и Европе во многом благодаря тому, что передаваемая с их помощью информация защищена криптографически. В России этому мешает СОРМ – по запросу спецслужб операторы обязаны предоставить им необходимую информацию, которая передается по телефонным сетям, в расшифрованном виде. Из «большой тройки» с BlackBerry вплотную удалось поработать только МТС, которые запустили эту услугу на украинском рынке (см. новость дайджеста от 4 октября 2007 г.) – это первая такая инициатива на территории СНГ.

Тем не менее, сотовым игрокам удалось преодолеть административный барьер – вчера, 27 ноября, компании МТС и «Билайн» сообщили о получении разрешений от Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ РФ на ввоз терминалов и программного обеспечения BlackBerry в Россию, и обрисовали первоначальные планы по продвижению этого сервиса. Так, по словам вице-президента, директора бизнес-единицы «МТС Россия» Михаила Шамолина, продажи стартуют уже в первом квартале 2008 года, и первоначально BlackBerry будет предлагаться исключительно для корпоративных клиентов. Что касается частных клиентов, то, по словам г-на Шамолина, сервис дойдет и до них, но после отработки нового продукта в сегменте бизнес-подписчиков. По некоторым данным, сейчас на долю МТС приходится около 54 % корпоративного рынка сотовой связи в России (по числу абонентов). На первом этапе компания будет предлагать три русифицированных (меню и клавиатура) терминала, в дальнейшем их список будет расширяться. Территория запуска услуги в начальный период пока уточняется, и, как отметила пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Ирина Осадчая, пока можно говорить, что сервис точно стартует в Москве. «Интерес к услугам по мобильной передаче корпоративной электронной почты проявляют в той или иной мере почти все наши клиенты. Вопрос в том, предпочтут ли они Blackberry или какие-то альтернативы, которые есть на рынке. Сейчас сложно прогнозировать насколько Blackberry будет популярнее, чем аналоги. Мы видим, что услуга интересна и, скорее всего, будет пользоваться спросом», - добавил Михаил Шамолин.

Что касается «Билайна», то, как сообщила пресс-секретарь этого оператора Екатерина Осадчая, компания получила вчера разрешение сроком на один год, которое дает право ввоза в Россию аппаратов BlackBerry 8700g в количестве 1050 штук. Это одна из топовых моделей у RIM (отметим, что она доступна украинским абонентам МТС по цене 2199 гривен, что составляет чуть менее 300 евро или в районе 10,5 тыс. рублей). Другие подробности «Билайн» вчера не раскрыл, однако, отметим, что буквально месяц назад оператор проводил по поводу BlaclBerry круглый стол, где и были обрисованы предварительные планы (см. новость от 24 октября 2007 г.). В частности, также как и МТС, «Билайн» в первую очередь намерен продвигать BlackBerry среди корпоративных клиентов.

Как отмечают обе компании, согласованная с ФСБ схема реализации услуги полностью отвечает требованиям российского законодательства. Однако, есть и некоторые нюансы – например, как сообщается в некоторых СМИ, сервер Blackberry будет устанавливаться не рядом с почтовым сервером клиента, как во всем мире, а в офисе оператора, но доступ к нему смогут иметь только сотрудники спецслужб. «Неприкосновенность коммерческой и частной информации, которую нам доверяют наши абоненты, будет, безусловно, гарантирована, и информация на всём промежутке от абонента до другого абонента будет надёжно защищена. В рамках СОРМ государство позволяет себе вмешиваться только в строго оговоренных законом случаях. Уровень безопасности и конфиденциальности сервиса, его функциональности ничем не будет отличаться от мирового стандарта BlackBerry. Мы не комментируем архитектурное решение, поскольку оно никак не затрагивает интересы абонентов», - отметили по этому поводу в компании МТС.

Третий игрок «большой тройки» - «МегаФон» - тоже в свое время присматривался к BlackBerry, однако в итоге сделал выбор в сторону конкурирующей платформы – Nokia IntelliSync на базе которой сейчас уже около месяца предоставляется услуга MegaSync (см. новость от 8 ноября 2007 г.). Она также позволяет просматривать на мобильном телефоне сообщения электронной почты и отвечать на них. Кроме того, в линейке сервисов MegaSync услуга синхронизации контактов, календаря и задач, возможность организации резервной копии персональных данных.

Как пояснил директор по развитию бизнеса «МегаФона-Москва» Василий Кузичев, в бизнес-модели BlackBerry есть несколько спорных моментов, например, закрытый протокол, и, соответственно, ограниченный модельный ряд телефонов, которые поставляет только RIM, в то время как спектр моделей, поддерживающих MegaSync постоянно расширяется (эта платформа поддерживает ОС Symbian и Windows Mobile). «К IntelliSync нет вопросов от госорганов по поводу сертификации, тем не менее конфиденциальность данных поддерживается в рамках технологии push и защиты сети оператора. Кроме того, в отличие от BlackBerry  IntelliSync – это не только push mail, и фактически почта является только одним из функциональных блоков продукта. Помимо этого присутствуют также календарь, заметки, задачи и контакты (что уже принципиально больше), возможность удаленного управления устройствами (загрузка данных, программ, выключение устройств и удаление данных с них), голосовые услуги и так далее. Также IntelliSync имеет поддержку html в письмах, что достаточно критично сегодня. Последний штрих - возможность получить веб-интерфейс ко всем услугам и оформить его в стиле компании. Также мы имеем самую низкую стоимость использования сервиса - нет абонентской платы или иных скрытых постоянных ежемесячных выплат», - прокомментировал Василий Кузичев.

По оценкам «МегаФона», услуга мобильной почты будет становиться все более востребованной среди сотовых подписчиков, и по прогнозам г-на Кузичева, количество таких пользователей может вырасти до 7 % от общей абонбазы в течение ближайших 4-х лет. Однако, в свое время ряд аналитиков анонсировали свои прогнозы, что срок окупаемости BlackBerry в России будет затянут – если посчитать необходимые инвестиции и сопоставить их с максимальным количеством абонентов на первом этапе – по предварительным оценкам, это 4 – 8 тыс. подписчиков. Напомним также, что МТС также в свое время запустили сервис i-mode (весьма популярный на своей родине в Японии), который по некоторым функциям и особенностям бизнес-модели похож на BlackBerry, и который был недавно закрыт в России.

«Билайн» и МТС свои инвестиции в BlackBerry не раскрывают, однако Михаил Шамолин назвал их несущественными на фоне общих затрат компании: «По сравнению с тем, что мы инвестируем в строительство сетей или запуск других продуктов и услуг, вложения в BlackBerry относительно малы, и мы планируем их вернуть. Кроме того, здесь нельзя говорить о разовых инвестициях, речь идет о расходах, которые привязанны к клиентам. И количество последних, даже небольшое, выводит проект на уровень окупаемости. RIM работает по стандартной схеме, которая включает в себя договор с оператором, отгрузку устройств, их подключение, поставку лицензий и т.д., за что мы будем делать определенные отчисления». Напомним, что МТС на Украине планировал вложить около $1 млн в развитие этого продукта.

Что касается мнения аналитиков по поводу перспектив BlackBerry на российском рынке, то единодушия и здесь нет. Например, как в свое время комментировал коррсепонденту ict-online.ru ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин «вряд ли такой сервис будет пользоваться спросом на отечественном рынке. Здесь можно указать несколько причин, например, сейчас пользователям доступно множество других сервисов и платформ, в том числе и на базе привычного для среднего пользователя Windows-интерфейса». Есть и другие мнения. «Думаю, что BlackBerrу нашел бы спрос на отечественном рынке. Одна из причин, например, - этой системой пользуются менеджеры множества крупнейших международных компаний во всех странах присутствия, и они могли бы стать на первом этапе весьма активными пропагандистами BlackBerry в России», - тогда же сообщал аналитик информационно-аналитического агентства MForum.ru Алексей Бойко.

Автор: Александр Янкевич (info@ict-online.ru)

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, Кадры, Регулирование

Ключевые слова: новинки сотовой связи, маркетинг, Билайн, ВымпелКом, МТС, Билайн Москва, 3G, EDGE, GPRS, GSM, тарифы МТС, тарифы МегаФон, тарифные планы, МегаФон, МегаФон Центр, WAP-портал, USSD, операторы сотовой связи Москва, сотовые операторы Москвы, сотовые операторы, мобильные операторы, мобильные операторы Москвы, сотовые абоненты, абоненты сотовой связи, тарифы Билайн, тарифы Билайн Москва, безлимитные тарифы Билайн, корпоративные тарифы Билайн, МегаФон тарифы, МТС тарифы, безлимитный МегаФон, тарифные планы Билайн, тарифные планы МегаФон, тарифные планы МТС, корпоративные тарифы МегаФон, корпоративные тарифы МТС, МегаФон Москва, МТС Москва, тарифы SkyLink, СкайЛинк тарифы, безлимитный СкайЛинк, тарифы СкайЛинк, СкайЛинк, акция, мероприятия, конференция, продвижение, рекламная кампания, EV-DO, GPRS Internet, t2 (Tele2), тарифы , SMS, Москва, Moskva, Moscow, программы лояльности, бонус, Воронеж, ЦФО, Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Калуга, Кострома, Курск, Липецк, Московская область, Орел, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тула, Ярославль