Напомним, что BlackBerry (букв. перевод «ежевика») – это мобильное устройство, обладающее функциями мобильного телефона, почтового клиента (технология push e-mail), веб-браузера и другими функциями беспроводной связи. Устройство разработано канадской компанией Research In Motion (RIM), изначально позиционировавшей его как удобный инструмент для работы с электронной почтой. Впервые устройство BlackBerry было представлено в 1999 году (на первом этапе оно не обладало функциями мобильной голосовой связи и являлось по сути пейджером с функциями приема электронной почты). В лидеры рынка BlackBerry вышел в 2004 году, когда продажа устройства выросла на 75 % за год, а рыночная доля увеличилась с 14,8 % в 2003 году до 20,8 %. Сейчас в мире более 8 млн пользователей BlackBerry, притом что в мае 2005-го их было 3 млн. Услуги BlackBerry предоставляются абонентам 70 операторов более чем в 30 странах мира. Сейчас BlackBerry по сути представляет собой КПК с микроклавиатурой, наделенный функциями персонального информационного менеджера и оптимизированный для мобильной работы с электронной почтой. На сегодняшний день RIM – единственная компания, которой в полной мере удалось реализовать метод принудительной синхронизации для мобильной электронной почты, что означает возможность работы с ней в режиме реального времени (push-технология, когда почта «скачивается» постоянно, и корреспонденция поступает на устройство немедленно, как только появляется на сервере).
Российские сотовые игроки присматриваются к этому сервису уже несколько лет – переговоры с RIM начались еще три года назад. Основным препятствием на пути проникновения BlackBerry на российский рынок стала необходимость сертификации устройств со стороны российских государственных структур. Эти коммуникаторы популярны в США и Европе во многом благодаря тому, что передаваемая с их помощью информация защищена криптографически. В России этому мешает СОРМ – по запросу спецслужб операторы обязаны предоставить им необходимую информацию, которая передается по телефонным сетям, в расшифрованном виде. Из «большой тройки» с BlackBerry вплотную удалось поработать только МТС, которые запустили эту услугу на украинском рынке (см. новость дайджеста от 4 октября 2007 г.) – это первая такая инициатива на территории СНГ.
Тем не менее, сотовым игрокам удалось преодолеть административный барьер – вчера, 27 ноября, компании МТС и «Билайн» сообщили о получении разрешений от Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ РФ на ввоз терминалов и программного обеспечения BlackBerry в Россию, и обрисовали первоначальные планы по продвижению этого сервиса. Так, по словам вице-президента, директора бизнес-единицы «МТС Россия» Михаила Шамолина, продажи стартуют уже в первом квартале 2008 года, и первоначально BlackBerry будет предлагаться исключительно для корпоративных клиентов. Что касается частных клиентов, то, по словам г-на Шамолина, сервис дойдет и до них, но после отработки нового продукта в сегменте бизнес-подписчиков. По некоторым данным, сейчас на долю МТС приходится около 54 % корпоративного рынка сотовой связи в России (по числу абонентов). На первом этапе компания будет предлагать три русифицированных (меню и клавиатура) терминала, в дальнейшем их список будет расширяться. Территория запуска услуги в начальный период пока уточняется, и, как отметила пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Ирина Осадчая, пока можно говорить, что сервис точно стартует в Москве. «Интерес к услугам по мобильной передаче корпоративной электронной почты проявляют в той или иной мере почти все наши клиенты. Вопрос в том, предпочтут ли они Blackberry или какие-то альтернативы, которые есть на рынке. Сейчас сложно прогнозировать насколько Blackberry будет популярнее, чем аналоги. Мы видим, что услуга интересна и, скорее всего, будет пользоваться спросом», - добавил Михаил Шамолин.
Что касается «Билайна», то, как сообщила пресс-секретарь этого оператора Екатерина Осадчая, компания получила вчера разрешение сроком на один год, которое дает право ввоза в Россию аппаратов BlackBerry 8700g в количестве 1050 штук. Это одна из топовых моделей у RIM (отметим, что она доступна украинским абонентам МТС по цене 2199 гривен, что составляет чуть менее 300 евро или в районе 10,5 тыс. рублей). Другие подробности «Билайн» вчера не раскрыл, однако, отметим, что буквально месяц назад оператор проводил по поводу BlaclBerry круглый стол, где и были обрисованы предварительные планы (см. новость от 24 октября 2007 г.). В частности, также как и МТС, «Билайн» в первую очередь намерен продвигать BlackBerry среди корпоративных клиентов.
Как отмечают обе компании, согласованная с ФСБ схема реализации услуги полностью отвечает требованиям российского законодательства. Однако, есть и некоторые нюансы – например, как сообщается в некоторых СМИ, сервер Blackberry будет устанавливаться не рядом с почтовым сервером клиента, как во всем мире, а в офисе оператора, но доступ к нему смогут иметь только сотрудники спецслужб. «Неприкосновенность коммерческой и частной информации, которую нам доверяют наши абоненты, будет, безусловно, гарантирована, и информация на всём промежутке от абонента до другого абонента будет надёжно защищена. В рамках СОРМ государство позволяет себе вмешиваться только в строго оговоренных законом случаях. Уровень безопасности и конфиденциальности сервиса, его функциональности ничем не будет отличаться от мирового стандарта BlackBerry. Мы не комментируем архитектурное решение, поскольку оно никак не затрагивает интересы абонентов», - отметили по этому поводу в компании МТС.
Третий игрок «большой тройки» - «МегаФон» - тоже в свое время присматривался к BlackBerry, однако в итоге сделал выбор в сторону конкурирующей платформы – Nokia IntelliSync на базе которой сейчас уже около месяца предоставляется услуга MegaSync (см. новость от 8 ноября 2007 г.). Она также позволяет просматривать на мобильном телефоне сообщения электронной почты и отвечать на них. Кроме того, в линейке сервисов MegaSync услуга синхронизации контактов, календаря и задач, возможность организации резервной копии персональных данных.
Как пояснил директор по развитию бизнеса «МегаФона-Москва» Василий Кузичев, в бизнес-модели BlackBerry есть несколько спорных моментов, например, закрытый протокол, и, соответственно, ограниченный модельный ряд телефонов, которые поставляет только RIM, в то время как спектр моделей, поддерживающих MegaSync постоянно расширяется (эта платформа поддерживает ОС Symbian и Windows Mobile). «К IntelliSync нет вопросов от госорганов по поводу сертификации, тем не менее конфиденциальность данных поддерживается в рамках технологии push и защиты сети оператора. Кроме того, в отличие от BlackBerry IntelliSync – это не только push mail, и фактически почта является только одним из функциональных блоков продукта. Помимо этого присутствуют также календарь, заметки, задачи и контакты (что уже принципиально больше), возможность удаленного управления устройствами (загрузка данных, программ, выключение устройств и удаление данных с них), голосовые услуги и так далее. Также IntelliSync имеет поддержку html в письмах, что достаточно критично сегодня. Последний штрих - возможность получить веб-интерфейс ко всем услугам и оформить его в стиле компании. Также мы имеем самую низкую стоимость использования сервиса - нет абонентской платы или иных скрытых постоянных ежемесячных выплат», - прокомментировал Василий Кузичев.
По оценкам «МегаФона», услуга мобильной почты будет становиться все более востребованной среди сотовых подписчиков, и по прогнозам г-на Кузичева, количество таких пользователей может вырасти до 7 % от общей абонбазы в течение ближайших 4-х лет. Однако, в свое время ряд аналитиков анонсировали свои прогнозы, что срок окупаемости BlackBerry в России будет затянут – если посчитать необходимые инвестиции и сопоставить их с максимальным количеством абонентов на первом этапе – по предварительным оценкам, это 4 – 8 тыс. подписчиков. Напомним также, что МТС также в свое время запустили сервис i-mode (весьма популярный на своей родине в Японии), который по некоторым функциям и особенностям бизнес-модели похож на BlackBerry, и который был недавно закрыт в России.
«Билайн» и МТС свои инвестиции в BlackBerry не раскрывают, однако Михаил Шамолин назвал их несущественными на фоне общих затрат компании: «По сравнению с тем, что мы инвестируем в строительство сетей или запуск других продуктов и услуг, вложения в BlackBerry относительно малы, и мы планируем их вернуть. Кроме того, здесь нельзя говорить о разовых инвестициях, речь идет о расходах, которые привязанны к клиентам. И количество последних, даже небольшое, выводит проект на уровень окупаемости. RIM работает по стандартной схеме, которая включает в себя договор с оператором, отгрузку устройств, их подключение, поставку лицензий и т.д., за что мы будем делать определенные отчисления». Напомним, что МТС на Украине планировал вложить около $1 млн в развитие этого продукта.
Что касается мнения аналитиков по поводу перспектив BlackBerry на российском рынке, то единодушия и здесь нет. Например, как в свое время комментировал коррсепонденту ict-online.ru ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин «вряд ли такой сервис будет пользоваться спросом на отечественном рынке. Здесь можно указать несколько причин, например, сейчас пользователям доступно множество других сервисов и платформ, в том числе и на базе привычного для среднего пользователя Windows-интерфейса». Есть и другие мнения. «Думаю, что BlackBerrу нашел бы спрос на отечественном рынке. Одна из причин, например, - этой системой пользуются менеджеры множества крупнейших международных компаний во всех странах присутствия, и они могли бы стать на первом этапе весьма активными пропагандистами BlackBerry в России», - тогда же сообщал аналитик информационно-аналитического агентства MForum.ru Алексей Бойко.
Автор: Александр Янкевич (info@ict-online.ru)